Определение №ВЧ-08/3299 Определение о возбуждении дела № 016/05/5-442/2023 и назначе... от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/3299 от 06.04.2023 г.

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо], рассмотрев материалы по факту распространения в социальной сети «ВКонтакте» рекламы с текстом «<…>», «<…>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон «О рекламе»), что имеет признаки нарушения части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение (вх. №1347/ж от 09.02.2023 г.) по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

<…>

В рекламных записях https://vk.com/im?sel=43090630&w=wall-201773650_2270, https://vk.com/wall-201773650_2340, ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957) выявлена следующая рекламная запись: «Дарим вам четкий план того, как списать долги за 3 месяца без суда. Просто переходите по ссылке и забирайте готовую инструкцию» «Для того что бы получить инструкцию по списанию долгов за три месяца надо перейти по гиперссылке нажав ссылку получить перенаправляет па сайг https://xn--3- 7sbabmfknf6apsj1ackh6fle4c.xn--p1ai/ где предлагается получить инструкцию по списанию долгов при этом на сайте указана иная организация ООО «Юридическая компания Правда» (ОГРН 1211600019510, ИНН 1655454430, зарегистрированная 420015, Республика Татарстан, город Казань, ул. Пушкина, ЗД. 46, помещ. 1028, ОФ. 12). Инструкция не предоставляется даже после заполнения заявки.

Данные рекламные записи вводит в заблуждение потребителей возможностью нс исполнения взятых па себя договорных обязательств путем «4 способа списания долгов без банкротства» «Списать долги за 3 месяца РФ» списания имеющихся долгов, что в целом побуждает потребителя изначально отказаться от необходимости оплаты кредита и долгов, не смотря на имеющуюся силу договора и закона.

'Гак информация со словами и словосочетаниями «списания долгов без банкротства» «четкий план того, как списать долги за 3 месяца без суда» акцентируют внимание на абсолютной возможности физического лица - должника избавится от кредита, что среди некоторых категорий потребителей может, расценена как побуждение «брать кредиты и не отдавать»

Реклама, по своей сути, это информация, которую ее получатель не ищет, не запрашивает, реклама появляется в поле зрения потребители именно с целью привлечь внимание к какому-либо объекту рекламирования, вызвать у потребителя интерес к такому объекту, сформировать желание воспользоваться таким объектом, приобрести его.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Способы распространения рекламы не ограничены, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Специальных требований к рекламе в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» нс предусмотрено, однако такая реклама должна соответствовать как общим требованиям установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечения внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введение в оборот.

В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования являются юридические услуги, по вопросам банкротства физические лиц.

В рекламной записи по средствам сети «Интернета» в социальной сети «Вконтакте» с пометкой «рекламная запись» указана информация «4 способа списания долгов без банкротства», но по состоянию на 06.04.2023 г. никаких законных способов, по которым можно без последствий списать долги по кредитам или займам, не существует.

Единственны й способ полностью избавиться от долгов — объявить себя банкротом (Статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Это можно сделать в упрощенном порядке или через суд. Но в любом случае банкротство — это не просто способ избавиться от кредитов, которые не хочется платить, а крайняя мера с довольно неприятными последствиями (Статья 213.30 федерального закона от 26.10.2002 № 127-03 «О несостоятельности устанавливает последствия признания гражданина банкротом).

В рекламной записи нс содержится информация, каким именно образом будет происходить процесс списания долгов, а также не конкретизированы детали процедуры, включая последствия и ограничения.

В рекламной записи указано только привлекательные условия оказания юридических услуги, что недопустимо, исходя из того, что реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, а по средствам, предоставления лишь «привлекательной информации», возможно, обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. В рекламе должны содержаться условия, которые позволяют потребителю правильно и в полном объеме отменить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.

Отсутствие в рекламной записи указание на последствия о списании долгов свидетельствуют об отсутствии в рекламе всей существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что искажает информацию и вводит потребители рекламы в заблуждение относительно дайной услуги и нарушает ч. 7 ст. 5 закона о рекламе.

В рекламной записи ООО «Федеральное юридическое бюро» в тексте рекламного сообщения указана незначительная информацию об услугах рекламирования, и гиперссылки, что указывает иа предоставление информации нс полном объёме о рекламируемых юридических услугах.

Согласно п. 1 и 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной является реклама, содержащая сведения, которые не соответствуют действительности: выдуманные преимущества конкретного рекламируемого товара перед товарами конкурентов предлагает 4 способа внебанкростного списания долгов, что является ложной информации при обращении в данный центр предлагается только два способа.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ ник го нс вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Действия направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают ему возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.

Такие действия противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Опи являются недобросовестными, неразумными и несправедливыми по отношению как к потребителям, так и конкурентам. Такие действия нельзя признать обычной потребностью бизнеса и вошедшей в деловой оборот практикой введения в заблуждение потребителей, в любом случае осуществляющим выбор между несколькими исполнителями услуг, являются нечестным методом ведения бизнеса.

Распространение таких недостоверных сведений способно ввести потребителей в заблуждение относительно гарантированной возможности освобождения от всех финансовых обязательств без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий.

Не соответствующее истине утверждение об услуге, обязательствах рекламодателя, формируя у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводя потребителя в заблуждение относительно существа тех или иных обязательств рекламодателя, способно предопределить его выбор и вынудить совершить действия, частично или полностью отвечающие его интересам.

Согласно статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 5, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1020), ООО «Юридическая компания Правда» (ИНН 1655454430, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1028, оф. 12).

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 016/05/5-442/2023 по признакам нарушения части 3 статьи 5, части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Федеральное юридическое бюро» (ИНН 1655437957, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1020), ООО «Юридическая компания Правда» (ИНН 1655454430, 420015, РТ, г. Казань, ул. Пушкина, 3Д. 46, пом. 1028, оф. 12).

3.         Назначить дело № 016/05/5-442/2023 к рассмотрению на 26 апреля 2023 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

4.         ООО «Федеральное юридическое бюро», ООО «Юридическая компания Правда» в течение пяти дней со дня получения настоящего запроса представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru, to16@fas.gov.ru) согласно следующему перечню.

1) информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых обществом в период с 2021 года по настоящее время, в том числе на рынке, связанного с финансовыми услугами;

2) копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

3) сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;

4) паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

5) сведения о лице, фактически оказывающего рекламируемую услугу;

6) письменные пояснения с указанием поэтапного порядка списания долгов в соответствии с рассматриваемой рекламой;

7) подробные условия проведения вышеуказанной акции;

8) иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка представителя обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: <…>.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны