Решение №АЯ-04/12709 Решение по делу № 016/07/3-1844/2021 от 6 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/12709 от 06.10.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии:

- представителей заказчика – ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.09.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.06.2021 г.),

- представителей заявителя – ООО «Диджитал Тулз» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 02.06.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 02.06.2021 г.), рассмотрев жалобу заявителя ООО «Диджитал Тулз» (вх. 12528/ж, 12531 от 15.09.2021г.), (вх. 12607 от 17.09.2021 г.), дополнения к жалобе (вх. 12784 от 21.09.2021 г.) на действия Заказчика - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении закупки № 32110574594 на предмет: Поставка оборудования, выполнение работ по монтажу и пуско-наладке системы видеонаблюдения в зданиях общежитий № 6 и 7 по ул. Товарищеская д.32 и д.32А,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32110574594 на предмет: Поставка оборудования, выполнение работ по монтажу и пуско-наладке системы видеонаблюдения в зданиях общежитий №№ 6 и 7 по ул. Товарищеская д.32 и д.32А было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 20.08.2021 года.

Заказчик – ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 883 254,18 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

К заседанию Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно принято решение о снижении предложенной заявителем цены на 15 % в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить:

- приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В пункте 14 аукционной документации Заказчиком установлено следующее:

«Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее – Приоритет) установлен Правительством Российской Федерации (постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»).

В случае если победителем Аукциона представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) Аукцион признан несостоявшимся, и договор заключается с участником закупки, обязанным заключить договор;

б) во всех заявках на участие в Аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) во всех заявках на участие в Аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в Аукционе содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, если в заявке на участие в аукционе в электронной форме содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен Приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанным в договоре».

В своей жалобе, дополнении к жалобе заявитель ссылается на то, что при подаче заявки на участие в рассматриваемой закупке участник закупки указал исходя из опыта работы в качестве страны происхождения Видеокамеры тип 1, Видеокамеры тип 2, Видеорегистратора и Удаленного рабочего места - Китайскую Народную Республики, однако, после объявления итогов аукциона заявителю поступила информация от производителя Trassir о том, что страной происхождения поставляемых Видеорегистратора и Удаленного рабочего места будет Российская Федерация, что подтверждается декларацией производителя.

Таким образом, по мнению заявителя из заявки подлежат учету в целях определения количества процентов товаров местом происхождения которых является Российская Федерация, в том числе следующие товары:

- Видеокамеры тип 1, Видеокамеры тип 2, Видеорегистратор и Удаленное рабочее место.

Таким образом, по мнению заявителя приоритет в рассматриваемом случае не должен быть применен, так как заявка состоит из товаров Российского производителя более чем на 50%.

Однако, Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив заявку победителя закупки, установила, что в составе заявки заявитель указал следующую информацию:

Товар

Страна происхождения, указанная участником в заявке

Видеокамера тип 1

Китайская Народная Республика

Видеокамера тип 2

Китайская Народная Республика

Видеорегистратор

Китайская Народная Республика

Коммутатор тип 1

Китайская Народная Республика

Коммутатор тип 2

Китайская Народная Республика

Шкаф телекоммуникационный тип 1

Российская Федерация

Шкаф телекоммуникационный тип 3

Российская Федерация

Удаленное рабочее место

Китайская Народная Республика

Источник бесперебойного питания

Российская Федерация

 

Согласно требований подпункта "д" пункта 5 Постановления № 925 в документацию об Аукционе (пункт 14) включены условия о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, если в заявке на участие в аукционе в электронной форме содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке ФГБОУ ВО КНИТУ, в том числе, с изменениями от 08.06.221 года (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 43 раздела 4 главы 3 Положения снижение цены не производится в случае, если  в заявке на участие в аукционе в электронной форме содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных участником закупки товаров, работ, услуг.

Соотношение российских и иностранных товаров (работ, услуг) у заявителя составило:

•          российских — 36,05 процентов (1 921 472,56 х 100: 5 329 952,58);

•          иностранных — 63,95 процента (3 408 480,02 х 100: 5 329 952,58).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Цена договора с учетом снижения на 15 процентов от предложенной победителем Аукциона цены договора составила: 5 329 952,58 х 0,85 = 4 530 459,69 рублей.

Комиссия отмечает, что участник закупки ООО «Диджитал Тулз» в жалобе безосновательно заменил страну происхождения товаров, заявленную в своей заявке на участие в закупке.

Так, заявитель при подаче заявки на участие в рассматриваемой закупке согласился с условиями аукционной документации, в том числе предложил к поставке товары с указанием страны происхождения товара.

Исходя из сведений, указанных в составе заявки, предлагаемые к поставке товары иностранного производства составляют более 50% от общего объема.

Комиссия отмечает, что заявитель направил заявку с указанием страны происхождения страны изготовителя Китайская Народная Республика, таким образом, подавая заявку, участник согласился с применением приоритета согласно Постановления Правительства РФ N925, в связи с чем, у Заказчика отсутствуют основания для отмены применения приоритета (даже в случае, когда у заявителя сменился поставщик оборудования).

Аукционная документация содержала информацию о невозможности замены страны происхождения товара.

Протокол разногласий, направленный заявителем содержал информацию о замене страны происхождения товара, Заказчик правомерно отказал заявителю о внесении изменений по стране происхождения товаров, так как договор должен заключаться на основе данных, указанных в составе заявки.

Кроме того Комиссия отмечает, что заявителем к заседанию Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о замене поставщиком страны происхождения товара на Российскую Федерацию.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что в Положении о закупках Заказчика неправомерно сокращены сроки для заключения договоров (по мнению заявителя в Положении указаны сроки для заключения договора в нарушение требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Изучив Положение о закупках Заказчика, Комиссия установила, что в пункте 1 Главы VI Положения установлено, что договор по результатам закупки, за исключением оферт и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии, оператора электронной площадки

Пунктом 2 Главы VI Положения установлено, что в случае, если договор по результатам закупки в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, Заказчик направляет проект договора участнику, с которым такой договор заключается, в течение пяти дней со дня размещения в единой информационной системе итогового протокола. Последующий обмен электронными документами между Заказчиком и участником закупки при заключении договора осуществляется в трехдневный срок с соблюдением общего срока для заключения договора, предусмотренного настоящим пунктом Положения о закупках.

В рассматриваемом случае итоговый протокол Заказчик разместил протокол 07.09.2021 года, в установленный пунктом 2 Главы VI Положения о закупке срок Заказчик направил проект договора заявителю – 10.09.2021 г. (в течение 5 дней со дня размещения в единой информационной системе итогового протокола), однако, заявитель, в установленный пунктом 2 Положения о закупках срок, а именно, в трехдневный срок (до 13.09.2021 г. включительно) не направил протокол разногласий.

Таким образом, направленный заявителем протокол разногласий 16.09.2021 года размещен с нарушением сроков, установленных Положением о закупках.

Учитывая, что нормы, указанные в Положении о сроках заключения договора не противоречат нормам действующего законодательства (части 15 статьи 3.2 Закона о закупках), Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии представитель заявителя заявил ходатайство о повторном переносе заседания Комиссии. В удовлетворении указанного ходатайства заявителю было отказано ввиду ограниченных действующим законодательством сроков для рассмотрения жалоб в рамках Закона о закупках, кроме того, на заседании Комиссии, состоявшейся 23.09.2021 года был объявлен перерыв до 30.09.2021 г., у заявителя имелась возможность подготовить необходимые к заседанию Комиссии документы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Диджитал Тулз» (вх. 12528/ж, 12531 от 15.09.2021г.), (вх. 12607 от 17.09.2021 г.), дополнения к жалобе (вх. 12784 от 21.09.2021 г.) на действия Заказчика - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении закупки № 32110574594 на предмет: Поставка оборудования, выполнение работ по монтажу и пуско-наладке системы видеонаблюдения в зданиях общежитий № 6 и 7 по ул. Товарищеская д.32 и д.32А необоснованными.

Отказать в удовлетворении ходатайства о повторном переносе заседания Комиссии.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны