Решение №04-04/15076 Решение по делу № 016/07/3-1853/2022 от 12 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/15076 от 12.12.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №21 от 17.06.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №21 от 17.06.2022 г.), представителя заявителя ООО «ЧОП «СПАРТАК» – <…> – [должностное лицо] (доверенность б/н от 01.12.2022 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «ЧОП «СПАРТАК» (вх. №14528 от 24.11.2022 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» при проведении закупки №32211849847 на предмет: «Оказание охранных услуг по организации и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (территории) КГАСУ, с осуществлением работ по монтажу и эксплуатационному обслуживанию централизованной пультовой охраны объектов (территорий), с выездом мобильных групп»,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме №32211849847 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 15.11.2022 года.
В соответствии с извещением, участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Заказчик – ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».
Начальная (максимальная) цена договора – 19 590 566,67 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (далее – Положение).
Относительно довода заявителя о смешивании заказчиком в рамках данного конкурса закупку на оказание услуг охраны и закупку товаров.
В разделе 2 Положения заказчиком установлены условия применения и порядок проведения открытого конкурса в электронной форме.
Конкурс в электронной форме – это форма торгов, при которой: информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе извещения о проведении конкурса в электронной форме, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением конкурсной документации и проекта договора; описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ; победителем признается участник закупки, заявка на участие в конкурсе которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, и заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в конкурсной документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с извещением предметом закупки является оказание охранных услуг по организации и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (территории) КГАСУ, с осуществлением работ по монтажу и эксплуатационному обслуживанию централизованной пультовой охраны объектов (территорий), с выездом мобильных групп.
В пункте 9.1.1 технического задания заказчик указал следующее:
9.1.1. Исполнитель обязан в течение 20 дней выполнить монтаж оборудование системы охранной сигнализации согласно требованиям УВО по г.Казани – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан (Татарстан)»:
№ п/п |
Наименование оборудования |
Ед.изм. |
количество |
11 |
комплект объектового блока БРО-4 GSM |
шт |
5 |
22 |
Извещатели КНС исп.1 |
шт |
5 |
33 |
Извещатели RR701R |
шт |
5 |
44 |
Извещатели RR 701T |
шт |
10 |
55 |
Провод КСПВ 6х0,5 |
м |
50 |
66 |
Провод ШВВП 2х0,5 |
м |
15 |
77 |
Короб 10х15 |
шт |
5 |
88 |
Резервный источник питания ББМ-20 |
шт |
5 |
99 |
АКБ 12В 7а/ч |
шт |
5 |
Согласно позиции заявителя, исходя из требований технического задания заказчика, исполнитель также осуществляет поставку и монтаж оборудования, предоставляет гарантию за выполненные работы, что, по мнению заявителя, является неправомерным, заказчик незаконно смешивает закупку оказания услуг охраны и закупку товара.
Вместе с тем, проанализировав техническую часть документации по закупке, Комиссия приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно, с учетом требований названного закона, устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения.
При этом, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в который включены технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что при составлении технического задания заказчиком описан комплекс услуг, перечень задач, обязанностей и требований, предъявляемых к исполнителю, не противоречащий нормам действующего законодательства, функционально и технологически взаимосвязанные между собой, такое объединение не противоречит Закону о закупках и отвечает интересам заказчика.
Таким образом, при наличии лицензии на частную охранную деятельность разрешается использовать, проводить обслуживание технических средств охраны.
Довода заявителя является необоснованным.
Относительно довода заявителя о намеренном усложнении заказчиком требований в техническом задании, установив гарантийное обязательство на выполняемые исполнителем работы.
В соответствии с пунктом 9.1.13. технического задания исполнитель гарантирует качество выполненных Работ на условиях заключенного договора и предоставляет срок гарантии на выполненные Работы - 36 (тридцать шесть) месяцев с даты принятия Работ Заказчиком по Акту о приемке выполненных работ. Гарантия качества распространяется на все виды Работ.
Согласно пояснениям заказчика, в части гарантийного требования на выполняемые работы заказчиком установлен срок гарантии – 36 месяцев большей продолжительности, нежели срок оказания услуг (12 месяцев), с целью надлежащего исполнения условий контракта, получения дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Кроме того, Закон о закупках не устанавливает каких-либо требований к условиям договоров, заключаемых по результатам закупок, за исключением запрета на предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требований, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 названного Закона).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, учитывая, что каких-либо ограничений права заказчика на установление требований к гарантийному сроку качества товара и условиям исчисления данного срока Закон о закупках не содержит, вопросы продолжительности гарантийного срока и определения момента его течения применительно к рассматриваемой закупке находятся в сфере усмотрения сторон и преддоговорного урегулирования (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, при установлении гарантийных сроков исполнения обязательств по договору заказчик действовал в рамках действующего законодательства.
Довод заявителя признан необоснованным.
Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требований (характеристик) к оказанию услуг, отличных от установленных ГОСТом.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком при составлении документации закупки также применил требования ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" (раздел 5 конкурсной документации «Требования соответствия нормативным документам»).
При этом в пункте 9.2.3.3 технического задания заказчиком установлено: Прибытие ГБР на Объект не позднее 8-ти минут с момента поступления сигнала «Тревога» на ПЦО.
Согласно пояснениям заказчика, вышеуказанный срок прибытия охраны установлен заказчиком исходя из вида осуществляемой деятельности (высшее образовательное учреждение), с учетом постоянного массового скопления людей в университете, в целях предотвращения террористических актов.
Вместе с тем, согласно пункту 5.6 ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации должно составлять:
- в городах с населением от 500 тыс. человек - не более 15 мин;
- в городах с населением менее 500 тыс. человек - не более 10 мин;
- в сельской местности - не более 30 мин;
- в удаленных районах - не более 1 ч.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Довод заявителя является обоснованным.
Относительно довода заявителя об установлении заказчиком в техническом задании избыточных требований, ограничивающих круг потенциальных участников закупки.
В техническом задании в разделе 10 Требования к Исполнителю и сотрудникам охраны заказчик установил, в том числе, следующие требования:
10.15. Охранная организация при оказании услуг также должна обеспечить постоянное наличие на охраняемом объекте:
10.15.1. Имитатор магнитного и электрических полей «АНКЕР-4Е» или эквивалент, Индикатор электрических, магнитных и акустических полей «АНКЕР-4Е» или эквивалент, не менее 1 шт.
10.15.2. Локализатор взрыва 5 кг и 1 кг в тротиловом эквиваленте, не менее 1 шт.
10.15.3. Ручной прибор для обнаружения огнеопасных жидкостей в закрытых сосудах (Портативный прибор безопасности) LQtest 2.8 или эквивалент, не менее 1 шт.
10.15.4. Портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ, не менее 1 шт.
10.15.5. Блокиратор радиовзрывателей «Персей -30-М1У» или эквивалент, не менее 1 шт.
10.15.6. Передвижные осветительные мачты Аргус – М. или эквивалент, не менее 1 шт.
10.15.7. Радиочастотный подавитель Дрон 1200 или эквивалент, не менее 1 шт.
10.15.8. Антивандальные стационарные средства экстренного оповещения, не менее 1 шт.
10.15.9. Мобильное устройство защиты проезда Боллард - 800 или эквивалент, не менее 1 шт.
10.15.10. Электромегафон ручной, не менее 1 шт.
(Оборудование должен предоставить Исполнитель, на весь срок оказания услуг по договору).
Согласно позиции заявителя, указанное оборудование исходя из деловой практики не используется при охране образовательных учреждений, является дорогостоящим и приобретение данного оборудования экономически нецелесообразно.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, заказчик пояснил, что наличие вышеперечисленного оборудования для обеспечения безопасности обусловлено массовым скоплением людей, проведением на базе Университета конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров, стратегических сессий, как республиканского, всероссийского так и международного уровня, с участием руководства Российской Федерации и Республики Татарстан, а также проведением культурно-массовых мероприятий со студентами Университета о чем свидетельствуют новостная лента сайта Университета и СМИ Татарстана.
Указанное оборудование необходимо для обеспечения пропускного режима Университета, а также для проведения мероприятий заявленного уровня, с целью наиболее эффективного удовлетворения собственной потребности, что соответствует Закону о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
На заседании Комиссии заявителем каких-либо доказательств, подтверждающих факт ограничения конкуренции со стороны заказчика, избыточности и нецелесообразности данного требования, не представлено.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
Относительно довода заявителя об установлении заказчиком в критериях оценки обеспеченности трудовыми ресурсами «количество в штате участника закупки частных охранников не ниже 4 разряда со стажем работы не менее 2 лет».
В соответствии с частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
Согласно пункту 13 раздела 2 Положения для осуществления конкурса в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, которая размещается в Единой информационной системе вместе с извещением о проведении конкурса в электронной форме и включает в себя следующие сведения:
14) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме в соответствии с приложением № 2 к Положению о закупке.
В приложении 1 к разделу II Информационная карта конкурса заказчиком установлены критерии оценки заявок участников. В пункте 5 заказчиком указано, что по критерию «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оцениваются сведения об обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами, а именно количество в штате участника закупки частных охранников не ниже 4 разряда со стажем работы не менее 2-х лет, указанные участником в Форме «СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ».
По мнению заявителя, указанное требование о стаже работы не менее 2-х лет является неправомерным и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пояснениям заказчика, в части критериев оценки «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» к стажу сотрудников, обусловлено потребностью заказчика в отборе наиболее эффективного исполнителя услуг, являющихся предметом обжалуемого конкурса, что отвечает целям проведения конкурсных процедур, предусмотренным законодательством о закупках.
Также Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что факт наличия специалистов у участника закупки предусмотренных законодательством документов сам по себе не свидетельствует о наличии опыта работы в охранных структурах, в то время как наличие соответствующего трудового стажа не менее 2-х лет указывает на наличие у специалистов участника необходимых навыков, умений и компетенций, позволяющих обеспечить не только надлежащее оказание услуг, но и повышенную эффективность оказания охранных услуг в сравнении со специалистами, не обладающими соответствующим стажем и опытом работы.
Кроме того, заявителем в тексте жалобы не указано, каким образом данное условие приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Комиссией также отмечается тот факт, что на участие в закупке поданы две заявке. Также сам заявитель является участником аналогичного типа закупок. Вместе с тем в рассматриваемой закупке заявитель не участвовал.
Учитывая изложенное, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «ЧОП «СПАРТАК» (вх. №14528 от 24.11.2022г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» при проведении закупки №32211849847 на предмет: «Оказание охранных услуг по организации и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (территории) КГАСУ, с осуществлением работ по монтажу и эксплуатационному обслуживанию централизованной пультовой охраны объектов (территорий), с выездом мобильных групп» частично обоснованной по 3 доводу, в части установления заказчиком по пункту «время прибытия мобильной группы охраны» требований отличных от установленных в ГОСТ и отсутствия обоснования указанных требований .
Признать заказчика ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» нарушившим требования пункта 3 части 13 раздела 2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства заказчику не выдавать.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |