Решение №АР-05/3357 Решение по делу №016/01/10-1233/2023 от 9 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/3357 от 09.04.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-1233/2023 в отношении АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неосуществлении гражданам – потребителям расчета за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет, в присутствии:

-              представителя АО «ВК и ЭХ»: <…>  (доверенность № <…>),

-              представителей ООО УК «Жильё»: <…> (доверенность № <…>), <…> (доверенность № <…>),

-              представителей ООО УК «ПЖКХ-17»: <…> (доверенность № <…>), <…> (доверенность № <…>),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступило обращение <…> (вх.№ 5307/ж от 26.05.2023, вх.№ 5308/ж от 26.05.2023) на действия АО «ВК и ЭХ» по вопросу отключения горячего водоснабжения в МКД, расположенного по адресу: <…>.

По результатам изучения представленной информации, Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

Управление многоквартирным жилым домом (далее также – МКД), расположенным по адресу: РТ, г. Нижнекамск, ул. Студенческая, д. 5а, осуществляется ООО УК «Жильё» (ИНН 1651063651).

В настоящее время в управлении ООО УК «Жильё» находится <…> многоквартирных дома с централизованным и нецентрализованным горячим водоснабжением.

В домах с централизованным горячим водоснабжением поставку горячей воды осуществляет АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) на основании договора горячего водоснабжения № <…>, по условиям которого АО «ВК и ЭХ» обязуется подать ООО УК «Жильё» через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме; обеспечить бесперебойной режим подачи горячей воды; не допускать ухудшения качества горячей воды (п. 1, п.п. «а», «б» и «в» п. 14 договора).

В ответ на запрос информации (вх.№ 6905 от 06.07.2023, вх.№ 8321 от 11.08.2023) АО «ВК и ЭХ» представило информацию об отключениях горячего водоснабжения в доме, расположенном по адресу: <…> за прошедший период 2023 года:

Дата

Инициатор ограничения

Причины
ограничения

Дата уведомления

Время перерыва подачи горячей воды

Длительность перерыва подачи горячей воды

 

17.02.2023

АДС[1] АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва на трассе

17.02.2023

10:50-17:15

6 ч. 25 мин

 

22.02.2023

АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

17.02.2023

09:00-15:40

6 ч. 40 мин.

 

28.02.2023

АО «ВК и ЭХ»

Ремонт теплообменника

28.02.2023

08:00-15:20

7 ч. 20 мин.

 

28.02.2023

АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

28.02.2023

16:30-21:00

4 ч. 30 мин.

 

28.03.2023

АДС АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

28.03.2023

10:30-18:00

7 ч. 30 мин.

 

07.04.2023

УТС[2] АО «ВК и ЭХ»

Ремонтные работы в ЦТП[3]

07.04.2023

08:00-11:00

3 ч.

 

25.04.2023

УТС АО «ВК и ЭХ»

Ремонтные работы в ЦТП

25.04.2023

21:40-23:40

2 ч.

 

09.05.2023

АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

09.05.2023

10:30-16:40

6 ч. 10 мин.

 

12.05.2023 - 24.05.2023

АДС АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

12.05.2023

08:30 12.05.2023 – 23:59 24.05.2023

303 ч. 29 мин.

 

14.05.2023 - 27.05.2023

АО «Татэнерго» НкТС

Гидродинамические испытания

14.05.2023

23:59 14.05.2023-12:00 27.05.2023

300 ч. 1 мин.

 

31.05.2023 - 01.06.2023

УТС АО «ВК и ЭХ»

Ремонт теплообменника

31.05.2023

09:00 31.05.2023 – 14:55 01.06.2023

29 ч. 55 мин.

 

06.06.2023

АО «ВК и ЭХ»

Ремонт насосов

06.06.2023

10:40-14:45

4 ч. 05 мин.

 

06.06.2023 - 07.06.2023

АО «ВК и ЭХ»

Ремонт насосов

06.06.2023

21:00 06.06.2023 – 11:45 07.06.2023

13 ч. 45 мин.

 

13.06.2023 - 16.06.2023

АО «Татэнерго» НкТС

 

13.06.2023

09:00 13.06.2023 – 17:00 16.06.2023

80 ч.

 

18.06.2023 - 19.06.2023

АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

18.06.2023

23:20 18.06.2023 – 18:05 19.06.2023

18 ч. 45 мин.

 

20.06.2023

АО «ВК и ЭХ»

Ремонт теплообменника

20.06.2023

09:55 – 14:45

4 ч. 50 мин.

 

24.06.2023

АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва

24.06.2023

19:30-19:50

20 мин.

 

26.06.2023

АО «ВК и ЭХ»

Устранение порыва на трассе ул. 30 лет Победы

26.06.2023

09:00-11:50

2 ч. 50 мин.

Информирование об отключениях горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов осуществляется Управляющими компаниями.

Согласно пункту 4 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 354, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:

-              8 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

-              4 часа единовременно;

-              при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что во все дни перерыва горячей воды, кроме 07.04.2023, 25.04.2023, 24.06.2023, 26.06.2023, была превышена допустимая продолжительность перерыва горячей воды: 4 часа единовременно.

Кроме того, в феврале, мае, июне продолжительность перерыва горячей воды превысила 8 часов (суммарно) в течение 1 одного месяца.

Согласно информации, предоставленной ООО УК «Жильё» (вх.№ 8463 от 16.08.2023), «Между ООО УК «Жильё» и АО «ВК и ЭХ» имеются разногласия по качеству поставляемой горячей воды. АО «ВК и ЭХ» самостоятельно стоимость поставляемой горячей воды не снижает. В связи с этим, ООО УК «Жильё» вынуждено обращаться в арбитражный суд.

В частности, в связи с перерывами в поставке горячей воды в 2022 г. ООО УК «Жильё» обращалось в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованиями о перерасчете к АО «ВК и ЭХ». Решением от 31.07.2023 г. по делу №А65-4793/2023 исковые требования ООО УК «Жильё» удовлетворены. ООО УК «Жильё» произвело населению перерасчет на сумму <…> руб.…

По фактам нарушения продолжительности перерывов поставки горячей воды за 2023 г. ООО УК «Жильё» провело огромную работу по подсчету необходимой информации. Факты перерывов поставки горячей воды носят систематический характер и в разных частях города Нижнекамска. <…> г. данная информация передана для подтверждения и согласования в АО «ВК и ЭХ». В случае согласования (полного или частичного) перерывов ООО УК «Жильё» произведет перерасчет населению. В случае отказа ООО УК «Жильё» будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующими исковыми требованиями. По результатам рассмотрения дела в суде ООО УК «Жильё» будет произведен перерасчет населению».

АО «ВК и ЭХ» также в своих письменных пояснениях (вх.№ 8321 от 11.08.2023) указывает, что самостоятельно не производит снижение на 0,15% размера платы за горячее водоснабжение дома, расположенного по адресу: <…>.

Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о том, АО «ВК и ЭХ», будучи ресурсоснабжающей организацией, неоднократно превышало допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды по адресу: <…>, предусмотренную пунктом 4 Приложения № 1 Правил № 354, вместе с тем, не осуществляло расчет за потребленный коммунальный ресурс с учетом требований указанного пункта со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения.

Между АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) и ООО УК «Жильё» заключен договор горячего водоснабжения № <…> по условиям которого АО «ВК и ЭХ» обязуется подать ООО УК «Жильё» через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а ООО УК «Жильё» обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.

В соответствии с Приложением №2 к вышеуказанному договору горячего водоснабжения одной из двухсот девяносто пяти точек подключения (технологического присоединения) абонента является адрес: <…>.

Кроме того, Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 № 661-225/КС-2022, для Акционерного общества «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» установлен тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения на 2023 год.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона, занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по горячему водоснабжению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «ВК и ЭХ».

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что на АО «ВК и ЭХ» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

По результатам рассмотрения обращения, Татарстанским УФАС России в действиях АО «ВК и ЭХ» были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неосуществлении гражданам – потребителям расчета за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

На основании вышеизложенного 04 сентября 2023 года Татарстанским УФАС России был издан Приказ № 01/109-к о возбуждении дела № 016/01/10-1233/2023 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО УК «Жильё» было привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

19 октября 2023 года на заседании Комиссии было установлено, что на территории города Нижнекамск помимо ООО УК «Жильё» функционирует ООО УК «ПЖКХ-17», которое управляет домами, горячее водоснабжение которых осуществляется ресурсоснабжающей организацией АО «ВК и ЭХ».

В целях всестороннего, объективного и полного исследования доказательств по делу Комиссия Татарстанского УФАС России привлекла к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1233/2023 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах АО «Татэнергосбыт» (ИНН 1657082308) и ООО УК «ПЖКХ-17» (ИНН 1651064535).

По результатам рассмотрения дела № 016/01/10-1233/2023 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 – 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно нормам статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

Правилами № 354 регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

В силу пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Пунктом 4 Приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.

Из содержания приведенных норм права прямо следует обязанность организации, деятельность которой связана с осуществлением горячего водоснабжения, исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды.

Порядок предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах установлены Правилами № 354.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме является осуществление их предоставления круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

В соответствии с пунктом 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам № 354.

В пункте 4 Приложения № 1 данных Правил предусмотрено, что за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

Пункт 98 Правил № 354 не разграничивает порядок уменьшения платы за коммунальную услугу в случае превышения установленной продолжительности перерыва ее предоставления в зависимости от оборудования квартиры индивидуальными приборами учета.

В пункте 99 Правил № 354 предусмотрено, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.

При отключении коммунального ресурса соответствующего вида расчет такой услуги должен производиться либо исходя из показаний приборов учета либо исходя из норматива, но при этом, при расчете по нормативу, стоимость ресурса должна уменьшаться на стоимость не предоставленного ресурса.

Затем определенный таким образом объем потребленного ресурса подлежит уменьшению на 0,15 процента на основании пункта 4 приложения № 1 к Правилам № 354. При отсутствии индивидуального прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленного в течение расчетного периода коммунального ресурса (пункты 99, 100 Правил № 354).

Такое уменьшение размера платы рассматривается как санкция за нарушение принципа бесперебойности поставки коммунального ресурса, поэтому уменьшение платы на основании пункта 4 приложения № 1 к Правилам № 354 должно производиться вне зависимости от того, установлен индивидуальный прибор учета или нет.

Таким образом, снижение платы на 0,15% должно производиться в обязательном порядке и независимо от того, оборудован данный дом прибором учета или нет, а потребители имеют право на снижение платы в случае сверхнормативного отключения независимо от того, каким способом определен размер платы: исходя из норматива, либо исходя из показаний приборов учета.

При этом, следует отметить, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 05.10.2007 № 57 и в постановлении Президиума от 15.07.2010 № 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией не может быть больше объема обязательств граждан.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что АО «ВК и ЭХ», будучи ресурсоснабжающей организацией, неоднократно превышало допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды по адресу: <…>, предусмотренную пунктом 4 Приложения № 1 Правил № 354, вместе с тем, не осуществляло расчет за потребленный коммунальный ресурс с учетом требований указанного пункта со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «ВК и ЭХ» взыскало с конечных потребителей коммунального ресурса (собственников и/или граждан, проживающих по адресу: <…>) плату за поставленный коммунальный ресурс в большем размере, чем должно было быть при соблюдении Правил № 354.

Следовательно, АО «ВК и ЭХ» извлекло необоснованную выгоду за счет граждан-потребителей коммунального ресурса.

Согласно письменным пояснениям АО «ВК и ЭХ» (вх.№ 10857 от 13.10.2023), ресурсоснабжающая организация «не отрицает необходимости проведения перерасчёта в соответствии с Постановлением Правительства от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту Постановление № 354).

При этом АО «ВК и ЭХ» считает необоснованным возложение на него обязанности проводить перерасчёт потребителю, т.к. противоречит Постановлению № 354…

Исходя из указанных выше понятий АО «ВК и ЭХ» является ресурсоснабжающей организацией, а ООО УК «Жильё» является исполнителем.

Взаимоотношения между ООО УК «Жильё» и АО «ВК и ЭХ» основаны на договорах ресурсоснабжения (п.п.б). п. 31 Постановления № 354) (Договор горячего водоснабжения № 2294 от 01.01.2019г.). Договора с потребителями коммунальных услуг многоквартирных домах на поставку коммунальных услуг заключены с ООО УК «Жильё» - исполнитель коммунальных услуг (раздел III Постановления № 354), а ООО УК «Жильё» заключило договор на произведение начислений по коммунальным услугам потребителей ранее с ЕРЦ, а в настоящем времени с Камским отделением АО «Татэнергосбыт» (п.п. е). п. 32 Постановления № 354).

АО «ВК и ЭХ» не отказывало и не отказывает в проведении перерасчёта за некачественные оказание услуг.

Между АО «ВК и ЭХ» и ООО УК «Жильё» имеются разногласия по определению объёма поставки коммунальных услуг (горячее водоснабжение), связанного с перерывами, при этом ООО УК «Жильё» в нарушение Постановления № 354 не предоставляет надлежащую информацию АО «ВК и ЭХ», о чем неоднократно Обществу было указано в переписках.»

Также ответчиком отмечается, что «В соответствии с п. 104 Постановления № 354, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

Согласно указанных выше норм исполнитель, то есть ООО УК «Жильё» обязано принять в порядке и в сроки сообщение потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки.

Исполнитель - ООО УК «Жильё», должен установить причину нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению, а также провести перерасчёт на 0,15% согласно Приложения № 2.

В Постановление № 354 установлен алгоритм действий исполнителя при нарушении качества коммунальных услуг и (или) перерывах, о чём неоднократно АО «ВК и ЭХ» в своих письмах указывало ООО УК «Жильё».»

Согласно письменным пояснениям ООО УК «Жильё» (вх.№ 10785 от 12.10.2023, вх.№ 11793 от 08.11.2023) и ООО УК «ПЖКХ-17» (вх.№ 12084 от 15.11.2023) управляющими организациями отмечается, что в действиях ресурсоснабжающей организации содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Не отрицая необходимость произведения перерасчета потребителям в случае превышения продолжительности перерыва подачи горячей воды исполнителем – управляющей компанией, управляющими компаниями отмечено, что встает вопрос о том, как должна вести себя управляющая организация в том случае, если ресурсоснабжающая организация ведет себя недобросовестно, и не желает делать управляющей организации перерасчет платы за некачественную поставку горячей воды, после того как последняя выполнила перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям услуг.

Разъяснения по данному поводу даны Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.12.2020 по делу № А03-10459/2018.

Судом в указанном постановлении было указано, что в случае отсутствия перерасчета платы для потребителей разумным объяснением тому может являться упорство ресурсоснабжающей организации, не признающей некачественность ресурса и не желающей снижать плату для самого исполнителя.

В такой ситуации исполнитель вправе сначала добиваться перерасчета стоимости ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации, а после этого производить перерасчет для потребителей.

Таким образом, управляющая организация имеет право не производить перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, в случае если считает, что после выполнения данного перерасчета, ресурсоснабжающая организация не произведет перерасчет платы за поставку горячей воды управляющей организации.

В частности, в отношениях между управляющими компаниями (далее также – УК) и АО «ВК и ЭХ» сложилась ситуация, когда у управляющих компаний есть основания полагать, что после выполнения УК перерасчета потребителям платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, АО «ВК и ЭХ» не выполнит перерасчет платы за поставку горячей воды УК.

Примером может служить случай, когда в результате аварийной ситуации на Нижнекамской ТЭЦ (ПТК-2) ООО «Нижнекамская ТЭЦ», в период с 27 по 29 мая 2022 года, произошло неплановое отключение сетевых насосов на ТЭЦ (ПТК-2) (прекратилась циркуляция и подогрев сетевой воды), что привело к нарушению режим поставки тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома города Нижнекамска с централизованным и нецентрализованным горячим водоснабжением.

После указанного случая, ООО УК «ПЖКХ-17» и ООО УК «Жильё» в августе 2022 года был выполнен перерасчет платы за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды после чего УК обратились в АО «ВК и ЭХ» с просьбой произвести перерасчет платы за поставку горячей воды.

Однако АО «ВК и ЭХ» указанный перерасчет выполнен не был, что побудило ООО УК «ПЖКХ-17 и ООО УК «Жильё» обратиться в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковыми заявлением о взыскании неосновательного обогащения в размере <…> и <…>соответственно.

Решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 июля 2023 г. по делу А65-4793/2023 и от 24 октября 2023 г. по делу А65-16484/2023 заявленные исковые требования ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17» к АО «ВК и ЭХ» были удовлетворены. С АО «ВК и ЭХ» была взыскана сумма неосновательного обогащения.

Таким образом, у ООО УК «ПЖКХ-17» И ООО УК «Жильё» есть основания полагать, что в случае выполнения УК перерасчета потребителям за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, АО «ВК и ЭХ», пользуясь своим доминирующим положением на рынке предоставления горячей воды на территории г. Нижнекамска, не выполнит перерасчет платы за поставку горячей воды управляющим компаниям, что приведет к дополнительным убыткам УК и росту задолженности ООО УК «ПЖКХ-17» и ООО УК «Жильё»  перед АО «ВК и ЭХ».»

ООО УК «Жильё» так же указало (вх.№ 11793 от 08.11.2023), что: «С целью обезопасить себя от риска дополнительных убытков, ООО УК «Жильё» была выбрана следующая процедура выполнения перерасчета потребителям платы за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды.

После фиксации факта превышения допустимой продолжительности перерыва в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ООО УК «Жильё» направляет обращение в АО «ВК и ЭХ» с просьбой о выполнении перерасчета платы за поставку горячей воды, в котором указываются: № ЦТП, адрес многоквартирного дома, количество часов превышения допустимой продолжительности отключения горячей воды, а также временной период отключения горячей воды.

В случае выполнения АО «ВК и ЭХ» перерасчета платы за поставку горячей воды, ООО УК «Жильё» выполняется перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителю коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Однако стоит отметить, что АО «ВК и ЭХ», злоупотребляя своим доминирующим положением, не выполняет перерасчет, что влечет дополнительные убытки как для ООО УК «Жильё», так и для потребителей коммунальной услуги.

Так, ООО УК «Жильё», с целью выполнения АО «ВК и ЭХ» перерасчета платы за поставку горячей воды была направлена необходимая для выполнения перерасчета информация о перерывах в поставке горячей воды за 2021 г., 2022 г. и 2023 г.

Однако АО «ВК и ЭХ» перерасчет платы за поставку горячей воды ООО УК «Жильё» так выполнен не был.»

Рассмотрев позиции АО «ВК и ЭХ», ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы указанных лиц сводятся к тому, что ресурсоснабжающей организацией АО «ВК и ЭХ» не производится перерасчет, так как непосредственно потребителям коммунальной услуги перерасчет должен производится со стороны Исполнителей - Управляющих компаний ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17», тогда как последними перерасчет не может быть произведен ввиду неосуществления последующего перерасчета в адрес УК со стороны ресурсоснабжающей организации в добровольном порядке (без судебного разбирательства) и отсутствия у управляющей компании необходимых денежных средств для произведения перерасчета.

Ранее упоминалось, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 05.10.2007 № 57 и в постановлении Президиума от 15.07.2010 № 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией не может быть больше объема обязательств граждан.

На заседании Комиссии 19 октября 2023 года представителем АО «ВК и ЭХ» особо отмечалось, что общество не имеет возможность получить информацию с расчетами недопоставки горячего водоснабжения у Камского филиала АО «Татэнергосбыт», так как агентский договор на организацию расчетов заключен только между Камским филиалом АО «Татэнергосбыт» и ООО УК «Жильё». Ответчик указывает, что в связи с непредставлением со стороны управляющей компании необходимых для перерасчета сведений и отсутствием данных от АО «Татэнергосбыт», ресурсоснабжающая организация не имеет возможность произвести перерасчет самостоятельно. Ответчик также указал, что в случае перерыва поставки горячего водоснабжения частных домовладений, расчет недопоставки осуществляется и представляется АО «ВК и ЭХ» в адрес АО «Татэнергосбыт» напрямую, в связи с чем перерасчет гражданам – потребителям осуществляется своевременно.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «ВК и ЭХ» обладает информацией, достаточной для произведения перерасчета со стороны ресурсоснабжающей организации, ввиду следующего.

Во-первых, АО «ВК и ЭХ», будучи ресурсоснабжающей организацией, обладает информацией обо всех перерывах в поставке горячей воды во все обслуживаемые многоквартирные дома (журналы отключения горячей воды).

Согласно письменным пояснениям ООО УК «Жильё» (вх.№ 11790 от 08.11.2023): «У каждой ресурсоснабжающей организации, обслуживающей организации есть личный кабинет на портале «Открытый Нижнекамск» (аварийно-диспетчерская служба города), включающий функции по передаче телефонограмм, фиксации аварийных заявок граждан. В данном программном продукте «Открытый Нижнекамск» заявки и телефонограммы направляются в личные кабинеты организаций исполнителей и поставщиков услуг (в том числе и АО «ВК и ЭХ», ООО УК «Жильё» и прочие организации).

В данной программе фиксируется лицо, от которого поступила, адрес многоквартирного дома, в котором проводится отключение горячей воды, телефонограмма, номер телефонограммы, период отключения начало и окончание отключения (дата и время). Время начала и окончания отключения АО «ВК и ЭХ» подтверждает телефонограммой.»

Во-вторых, согласно представленной ООО УК «Жильё» информации (вх.№ 8463 от 16.08.2023) между обществом и ресурсоснабжающей организацией АО «ВК и ЭХ» ежемесячно подписывается акт расчет горячего водоснабжения согласно договору № <…>, в котором содержится приложение с информацией о стоимости потребленного ресурса в разбивке по каждому многоквартирному дому.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России было изучено письмо ресурсоснабжающей организации АО «Зеленодольское ПТС» о порядке снижения платы (вх.№ 11644 от 03.11.2023), согласно которому:

Снижение на 0,15% размера платы за горячее водоснабжение потребителей, обслуживаемых АО «Зеленодольское ПТС», за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в соответствии с пунктом 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительство РФ от 06.05.2011 №354 производится в следующем порядке.

1.            Ежемесячно управляющая компания за подписью руководителя направляет в адрес АО «Зеленодольское ПТС» отчет об отключениях подачи горячего водоснабжения за расчетный период.

2.            После проверки ресурсоснабжающей организацией отчета об отключениях подачи горячего водоснабжения с журналом отключений горячей воды, управляющая компания направляют согласованный и подписанный сторонами отчет в единый расчетный центр АО «Татэнергосбыт».

3.            АО «Татэнергосбыт» на основании поступившего отчета производит начисления за горячее водоснабжение собственникам помещений многоквартирного жилого дома, с учетом снижения платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Представители АО «ВК и ЭХ», ООО УК «Жильё», ООО УК «ПЖКХ-17» и АО «Татэнергосбыт» на заседании Комиссии 07 декабря 2023 года согласились с вышеуказанным порядком. Представитель АО «Татэнергосбыт» отметил, что в 2023 году по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: РТ, г. Нижнекамск, ул. Студенческая, 5А, был произведен один перерасчет (кв. № 713) на основании письма ООО УК «Жильё» от 14.07.2023 № 4829. Иные письма по указанному многоквартирному дому о необходимости произвести перерасчет платы в связи с перерывами подачи горячей воды в 2023 году от ООО УК «Жильё» не поступали.

Комиссией установлено, что в 2022 году ООО УК «Жильё» обращалось в адрес АО «ВК и ЭХ» с просьбой произвести перерасчет населению по услуге «Горячее водоснабжение», в связи с отключением сетевых насосов на ТЭЦ-2 (исх.№ 5865 от 08.08.2022).

В ответ на указанное письмо, АО «ВК и ЭХ» (исх.№ 1505 от 10.08.2022) указало, что ООО УК «Жильё» необходимо предоставить трехсторонний Акт установления фактов нарушения режима бесперебойной поставки горячей воды и тепловой энергии в многоквартирные дома (АО «ВК и ЭХ», АО «Татэнерго» - НкТс, ООО УК «Жильё»).

16 сентября 2022 года ООО УК «Жильё» повторно направило письмо с просьбой произвести перерасчет платы за поставленный коммунальный ресурс в связи с внеплановым отключением сетевых насосов на ТЭЦ (ПТК-2) Нижнекамска в результате аварийной ситуации на Нижнекамской ТЭЦ (ПТК-2) ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в период с 27 по 29 мая 2022 года, что привело к нарушению режима поставки тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома города.

Ввиду неосуществления ресурсоснабжающей организацией АО «ВК и ЭХ» перерасчета по просьбе ООО УК «Жильё», управляющая компания обратилась в арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о произведении перерасчета размера платы за некачественно поставленный коммунальный ресурс.

По результатам рассмотрения дела № А65-4793/2023 исковое заявление ООО УК «Жильё» было удовлетворено. 31.07.2023 Арбитражным судом Республики Татарстан принято решение о взыскании с АО «ВК и ЭХ» в пользу ООО УК «Жильё» <…> неосновательного обогащения.

 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что после принятия 31.07.2023 Арбитражным судом Республики Татарстан решения по делу № А65-4793/2023, 11 августа 2023 года ООО УК «Жильё» направило в адрес АО «ВК и ЭХ» письмо (исх.№ 5514 от 11.08.2023) с реестром продолжительности перерывов в поставке горячей воды за период с 01.01.2023 по 31.07.2023 для ознакомления и согласования в целях произведения перерасчетов потребителям коммунальных услуг.

В рамках рассмотрения дела АО «ВК и ЭХ» указывало, что ООО УК «Жильё» не представляло надлежащим образом сведения, необходимые для осуществления перерасчета, так как письма управляющей компании не содержат расшифровку суммы, выставляемой к перерасчету. В ответ на указанный довод ООО УК «Жильё» отметило, что в августе 2023 года общество направило в адрес АО «ВК и ЭХ» сведения для проведения перерасчета за 2023 год. Вместе с тем, ответ от АО «ВК и ЭХ» на момент заседания Комиссии 07.12.2023 не поступил.

11 октября 2023 года ООО УК «Жильё» направило в адрес АО «ВК и ЭХ» аналогичные письма (исх.№ 7092, № 7099) с реестрами продолжительности перерывов в поставке горячей воды за периоды с 01.01.2021 по 31.07.2021, с 01.01.2022 по 31.12.2022 для ознакомления и согласования в целях произведения перерасчетов потребителям коммунальных услуг.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО УК «Жильё» до последствий аварийной ситуации на Нижнекамской ТЭЦ не направляло в адрес ресурсоснабжающей организации реестры продолжительности перерывов в поставке горячей воды (отчеты об отключениях подачи горячего водоснабжения).

Установлено, что несмотря на наличие решения суда по делу № А65-4793/2023, АО «ВК и ЭХ» не совершило действий по своевременному рассмотрению и согласованию вышеперечисленных реестров, направленных управляющей компанией ООО УК «Жильё».

30 ноября 2023 года, спустя более трех месяцев с момента получения письма ООО УК «Жильё» (исх.№ 5514 от 11.08.2023), АО «ВК и ЭХ» направило в адрес управляющей компании уведомление (исх.№ 2727 от 30.11.2023) о том, что «для проведения перерасчёта начислений за коммунальные услуги, в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, прошу Вас предоставить сумму перерасчёта платы за коммунальную услугу, проведенного населению, за период с 2022г. по 2023г.».

В ответ на вышеуказанное письмо, ООО УК «Жильё» направило (исх. № 8537 от 04.12.2024) в адрес АО «ВК и ЭХ» информацию о ранее направленных письмах (исх.№ 7092 от 11.10.2023, № 7099 от 11.10.2023), а также о продолжительности перерывов подачи горячей воды за период с января 2023 года по июль 2023 года с просьбой согласовать продолжительность перерывов подачи горячей воды за период с января 2021 г. по июль 2023 г.

На заседании Комиссии 15 февраля 2024 года представителем ООО УК «Жильё» была представлена входящая и исходящая корреспонденция с АО «ВК и ЭХ» за 2024 год.

Ознакомившись с поступившими материалами, Комиссией установлено, что 10 января 2024 года АО «ВК и ЭХ» направило в адрес ООО УК «Жилье» информацию (исх.№13) в ответ на исх. № 8537 от 04.12.2023г. по превышению допустимой продолжительности перерывов подачи ГВС по вине АО «ВК и ЭХ» за период с января 2023 г. по май 2023 г.

16 января 2024 года в дополнение к вышеуказанному письму АО «ВК и ЭХ» направило скорректированную информацию (исх.№ 50) по превышению допустимой продолжительности перерывов подачи ГВС со стороны АО «ВК и ЭХ», АО «Татэнерго-НкТС» за период апрель 2023г., май 2023г.

В письме также указано: «На основании изложенного прошу Вас за указанные периоды предоставить сумму перерасчета проведенного населению по превышению допустимой продолжительности перерывов по подачи ГВС раздельно по АО «ВК и ЭХ» и по АО «Татэнерго-НкТС», в целях дальнейшего перевыставления согласованной суммы перерасчета АО «Татэнерго-НкТС».

Ответ на вышеуказанные письма с разногласиями был направлен ООО УК «Жильё» 14 февраля 2024 года.

На заседании Комиссии 15 февраля 2024 года представителем ООО УК «ПЖКХ-17» также были представлены документы, приобщенные к материалам дела, свидетельствующие о том, что 06.02.2024г. исх.№ 614/ИсхП и 12.02.2024 исх.№ 768/ИсхП общество направило в адрес АО «ВК и ЭХ» для рассмотрения расчеты снижения платы по горячей воде за 2023 год и январь 2024 года.

В ответ на представленные расчеты за 2023 год АО «ВК и ЭХ» направило письмо, что в связи с большим объемом обрабатываемой информации, ответ будет представлен позднее (исх.№ 254 от 09.02.2024).

Таким образом, по результатам рассмотрения представленных материалов, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в настоящее время между АО «ВК и ЭХ» и управляющими компаниями ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17» не урегулирована процедура обмена и согласования информации о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для произведения перерасчета в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 Правил, что привело к отсутствию практики произведения перерасчета населению, и, следовательно, к нарушению прав неопределённого круга потребителей.

V.           Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что на протяжении 2022-2023гг. ООО УК «Жильё» направляло, а АО «ВК и ЭХ» рассматривало и согласовывало информацию о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для произведения перерасчета в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 Правил по конкретным потребителям – заявителям по следующим адресам:

-              <…> (за февраль 2022 года);

-              <…> (за июнь 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за август 2022 года);

-              <…> (за декабрь 2022 года);

-              <…> (за декабрь 2022 года);

-              <…> (за декабрь 2022 года);

-              <…> (за май 2023 года);

-              <…> (за март-май, октябрь-ноябрь 2022 года).

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что направление-согласование информации по вышеуказанным адресам было инициировано со стороны управляющей компании в связи с поступившими заявлениями потребителей или требований Нижнекамской межрайонной жилищной инспекции.

Таким образом, АО «ВК и ЭХ» рассматривало и согласовывало информацию о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для произведения перерасчета в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 Правил только по отношению к конкретным потребителям, в случае их обращения в управляющую компанию или Нижнекамскую межрайонную жилищную инспекцию.

Вместе с тем, в случае направления на согласование информации по инициативе управляющей компании, процесс рассмотрения и согласования информации о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды ресурсоснабжающей организацией откладывается, затягивается, приводит к судебным разбирательствам, что по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России является злоупотреблением АО ВК и ЭХ» своим доминирующим положением, так как в результате его бездействия и затягивания процесса рассмотрения и согласования необходимой информации, гражданам – потребителям не осуществлен расчет за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды (перерасчет) в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «ВК и ЭХ» взыскало с конечных потребителей коммунального ресурса (собственников и/или граждан МКД, управляемых ООО УК «Жильё») плату за поставленную коммунальную услугу в большем размере, чем должно было быть при соблюдении Правил № 354 и до настоящего времени затягивает процесс осуществления перерасчета. Следовательно, АО «ВК и ЭХ» извлекло необоснованную выгоду за счет потребителей коммунального ресурса.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Согласно абзацу 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела и установления обстоятельств по делу, изучив доводы ответчика по делу №016/01/10-1233/2023, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося бездействии и затягивании процесса рассмотрения и согласования информации от управляющих организаций о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для осуществления гражданам – потребителям расчета за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды (перерасчета) в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1233/2024 от 15.02.2024 (исх.№ АР-05/1935 от 04.03.2024, далее также – заключение).

Определением от 15 февраля 2024 года (исх.№ АР-05/1534 от 20.02.2024) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 016/01/10-1233/2024 было назначено на 14 марта 2024 года в 11 часов 00 минут.

Комиссией установлено, что 13 марта 2024 года (до заседания Комиссии) в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные пояснения АО «ВК и ЭХ» на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1233/2023 от 15.02.2023, по существу пояснений общество несогласно с заключением. На заседании Комиссии представителем АО «ВК и ЭХ» были озвучены вышеуказанные пояснения.

От представителей ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17» каких-либо пояснений (возражений) на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1233/2023 от 15.02.2023 не поступило.

Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о необходимости дополнительного изучения пояснений АО «ВК и ЭХ» на заключение об обстоятельствах рассматриваемого дела, в связи с чем, отложила рассмотрение дела на 27 марта 2024 года в 11 часов 00 минут.

АО «ВК и ЭХ» в своих письменных пояснениях (вх.№ 2527 от 14.03.2024) указывает, что: «Согласно ч.5 ст. 157 ЖК РФ изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное ч.4 ст. 157 ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.».

Таким образом ответчиком указано, что общество, будучи ресурсоснабжающей организацией не осуществляет расчёт за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды (перерасчета) в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил, в случае превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды.

По пункту I заключения ответчик отмечает, что имеет место подмены понятий как «предоставление коммунальных услуг» и «предоставление коммунального ресурса», что не соответствует п.2 Правил № 354.

Относительно представленных пояснений, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в рамках настоящего дела АО «ВК и ЭХ» рассматривается в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку горячей воды, то есть предоставление коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг и потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

По пункту II заключения ответчиком пояснено, что Общество несогласно с представленной ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17» судебной практикой: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2020 по делу № А05-10459/2018, так как отсутствуют доказательства недобросовестного поведения АО «ВК и ЭХ».

«В данной ситуации АО «ВК и ЭХ» признаёт факт поставки некачественного ресурса, но отсутствие (не предоставление) со стороны исполнителя подтверждённой суммы подлежащего перерасчёта для потребителей, за поставленный некачественный ресурс, делает невозможным проведение перерасчёта исполнителю ресурсоснабжающей организацией.»

Комиссия отмечает, что управляющие компании не имеют возможность подтвердить сумму до тех пор, пока ресурсоснабжающая компания не проверит и не согласует сведения об отключениях подачи горячего водоснабжения с журналом отключений горячей воды.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения настоящего дела установлено, что при направлении в адрес АО «ВК и ЭХ» расчетов об отключениях подачи горячего водоснабжения, ресурсоснабжающая организация не согласовывает представленные расчеты в течении длительного периода, в частности, 11 августа 2023 года ООО УК «Жильё» направило в адрес АО «ВК и ЭХ» письмо (исх.№ 5514 от 11.08.2023) с реестром продолжительности перерывов в поставке горячей воды за период с 01.01.2023 по 31.07.2023 для ознакомления и согласования в целях произведения перерасчетов потребителям коммунальных услуг. Однако вместо надлежащего рассмотрения представленных сведений, АО «ВК и ЭХ» 30.11.2023 лишь направило в адрес управляющей компании уведомление (исх.№ 2727 от 30.11.2023) о том, что «для проведения перерасчёта начислений за коммунальные услуги, в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, прошу Вас предоставить сумму перерасчёта платы за коммунальную услугу, проведенного населению, за период с 2022г. по 2023г.». То есть АО «ВК и ЭХ» снова потребовало информацию о сумме перерасчета, которая не может быть произведена без согласования им расчетов, поступивших от управляющей компании.

04.12.2023, ввиду отсутствия ответа от АО «ВК и ЭХ», вышеуказанные сведения были направлены повторно. Ответ по представленным расчетам был дан АО «ВК и ЭХ» только 10.01.2024 (исх.№ 13) и 16.01.2024 (исх.№ 50).

По пункту III заключения ответчик отмечает, что довод Комиссии о том, что АО «ВК и ЭХ» обладает достаточной информацией для произведения перерасчёта со стороны ресурсоснабжающей организации (стр. 13 заключения) являются ошибочными.

Общество указывает, что документы, составляемые между ресурсоснабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг, содержат информацию по многоквартирным жилым домам, но не содержит информацию потреблённого ресурса собственником и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

«…если ресурсоснабжающая организация произведёт перерасчёт поставленного ресурса относительно многоквартирного жилого дома с учетом показания ОДПУ, а собственнику жилого помещения по индивидуальному прибору учёта (далее по тексту ИПУ), то суммы по поставленным ресурсам будет разница, и приведёт к неосновательному обогащению управляющих компаний, что не соответствует ст. 157 ЖК РФ, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления Пленума от 05.10.2007г. № 57 и в постановлении Президиума от 15.07.2010г. № 2380/10, где указано, что объём обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией не может больше объёма обязательств граждан».

Рассмотрев вышеуказанный довод, Комиссия Татарстанского УФАС России находит его неосновательным, ввиду того, что пункт 98 Правил № 354 не разграничивает порядок уменьшения платы за коммунальную услугу в случае превышения установленной продолжительности перерыва ее предоставления в зависимости от оборудования квартиры индивидуальными приборами учета.

В пункте 99 Правил № 354 предусмотрено, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.

При отключении коммунального ресурса соответствующего вида расчет такой услуги должен производиться либо исходя из показаний приборов учета либо исходя из норматива, но при этом, при расчете по нормативу, стоимость ресурса должна уменьшаться на стоимость не предоставленного ресурса.

Затем определенный таким образом объем потребленного ресурса подлежит уменьшению на 0,15 процента на основании пункта 4 приложения № 1 к Правилам № 354. При отсутствии индивидуального прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленного в течение расчетного периода коммунального ресурса (пункты 99, 100 Правил № 354).

Такое уменьшение размера платы рассматривается как санкция за нарушение принципа бесперебойности поставки коммунального ресурса, поэтому уменьшение платы на основании пункта 4 приложения № 1 к Правилам № 354 должно производиться вне зависимости от того, установлен индивидуальный прибор учета или нет.

Кроме того, несмотря на наличие ИПУ, собственники жилых помещений не освобождаются от обязанности оплачивать коммунальные услуги в целях содержания общего имущества дома, управляющие компании как исполнители коммунальной услуги не несут бремя оплаты за коммунальные услуги, поставленные потребителям.

Так же стоит отметить, что согласованный со стороны АО «ВК и ЭХ» расчет перерыва поставки горячей воды за период с января 2023 года по май 2023 года исх.№ 13 от 10.01.2024 и исх.№ 50 от 16.01.2024 также не предусматривает информацию о перерывах в подаче горячей воды в разбивке по каждому собственнику и пользователю помещений в многоквартирных домах, следовательно, указанная информация не требуется на этапе согласования перерывов, так как перерыв горячей воды в рассматриваемых случаях производится по всему дому, а не по конкретному потребителю.

Антимонопольный орган приходит к выводу о том, что во взаимоотношениях между АО «ВК и ЭХ», как ресурсоснабжающей организации, и ООО «УК «Жильё» и ООО «УК «ПЖКХ-17», как исполнителем коммунальной услуги, у АО «ВК и ЭХ» имеются все необходимые сведения, информация и ресурсы, необходимые и достаточные для уменьшения размера платы Исполнителю (перерасчёт) за потребленный коммунальный ресурс на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды.

Для проведения данного расчёта, при наличии сведений об объеме потребленного коммунального ресурса по дому, ресурсоснабжающей организации не требуется информация по каждому конечному потребителю, так как вся сумма, выставленная по дому в адрес управляющей компании, распределяется между собственниками и пользователями помещений в многоквартирном жилом доме.

По пункту IV,V заключения АО «ВК и ЭХ» не согласен с выводами Татарстанского УФАС Росси, что ресурсоснабжающая организация не совершила действий по своевременному рассмотрению и согласованию реестров, направленных управляющей компанией.

«…Правилами № 354 вообще не предусмотрен срок рассмотрения и согласования реестра продолжительности перерывов в поставке горячей воды (отчёты об отключениях подачи горячего водоснабжения) ресурсоснабжающей организацией.

Как указывается в заключении (стр. 16 заключения) ООО УК «Жильё» до последствий аварийной ситуации в 2022 году на Нижнекамской ТЭЦ не направляло в адрес ресурсоснабжающей организации реестры продолжительности перерывов в поставке горячей воды (отчёты об отключениях подачи горячего водоснабжения).»

«Представленные управляющими компаниями реестры продолжительности перерывов в поставке горячей воды за периоды 2021-2023гг. имеют большой объём (двадцать один месяц) обрабатываемой информации, следовательно необходимо некоторое время для его согласования.»

АО «ВК и ЭХ» отмечает доводы Комиссии, что управляющие компании до 2022 года не обращались в ресурсоснабжающую организацию с реестрами продолжительности перерывов в поставке горячей воды, что АО «ВК и ЭХ» согласовывало ООО «УК «Жильё» информацию о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для произведения перерасчета в соответствии с п.4 Приложения № 1 Правил № 354.

На основании вышеизложенного, общество не согласно с выводом Комиссии, что в случае направления на согласование информации по инициативе управляющей компании, процесс рассмотрения и согласования информации о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды ресурсоснабжающей организацией откладывается, затягивается, приводит к судебным разбирательствам, что по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России является злоупотреблением АО ВК и ЭХ» своим доминирующим положением, так как в результате его бездействия и затягивания процесса рассмотрения и согласования необходимой информации, гражданам – потребителям не осуществлен расчет за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды (перерасчет) в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

Относительно данного довода АО «ВК и ЭХ», Комиссия считает необходимым отметить, что Комиссией установлены факты согласования ООО «УК «Жильё» информации о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для произведения перерасчета в соответствии с п.4 Приложения № 1 Правил № 354, по конкретным потребителям в связи с поступившими заявлениями потребителей или требований Нижнекамской межрайонной жилищной инспекции, то есть не по инициативе управляющей компании.

Кроме того, в январе 2024 года АО «ВК и ЭХ» направило согласование в адрес ООО «УК «Жильё» только за период январь – май 2023 года, тогда как расчет на согласование был направлен в адрес АО «ВК и ЭХ» уже в августе 2023 года, следовательно, для проверки сведений по отключениям горячего водоснабжения, произведенным самим же АО «ВК и ЭХ», потребовалось около 5 месяцев.

Действительно, Правилами № 354 не предусмотрен срок рассмотрения и согласования реестра продолжительности перерывов в поставке горячей воды (отчёты об отключениях подачи горячего водоснабжения) ресурсоснабжающей организацией. Однако, вышеуказанное не предоставляет субъекту естественной монополии возможность действовать исключительно в своих интересах, нарушая при этом права неопределённого круга потребителей.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в пункте 4 Приложения № 1 Правил предусмотрено, что за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

Согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Приложение № 2 к Правилам и положения раздела IX Правил предусматривают, что расчет платы за коммунальные услуги и изменение размера платы осуществляется за расчетный период, то есть за календарный месяц.

Следовательно, в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 Правил изменение размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность также должно осуществляться за каждый расчетный период, в котором было допущено вышеуказанное превышение установленной продолжительности перерыва.

Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что при получении от исполнителя коммунальной услуги сведений (расчетов) о превышении перерывов поставки горячей воды за расчетный период для рассмотрения и согласования для последующего снижения на 0,15% размера платы за коммунальную услугу за такой расчетный период, ресурсоснабжающая организация не может препятствовать проведению такого расчета путем необоснованно длительного рассмотрения и согласования таких расчетов, так как вышеуказанные действия приведут или могут привести к невозможности своевременного снижения платы на 0,15% (перерасчёта) потребителям коммунальных услуг - собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Занимая доминирующее положение, ресурсоснабжающая организация обязана действовать в интересах потребителей, способствовать соблюдению их законных прав, не допускать ущемление их интересов, несмотря на действия исполнителя коммунальных услуг, получение ресурсоснабжающей организацией необоснованной выгоды за счет потребителей недопустимо.

В рамках рассмотрения настоящего дела было установлено, что в настоящее время между АО «ВК и ЭХ» и управляющими компаниями ООО УК «Жильё» и ООО УК «ПЖКХ-17» не урегулирована процедура обмена и согласования информации о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для произведения перерасчета в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 Правил, что привело к отсутствию практики произведения перерасчета населению, и, следовательно, к нарушению прав неопределённого круга потребителей. Кроме того, установлено, что ресурсоснабжающая организация обладает достаточной информацией для произведения перерасчёта.

Несмотря на наличие всех необходимых для произведения перерасчета сведений, ежемесячное подписание актов расчета горячего водоснабжения по договорам горячего водоснабжения с управляющими компаниями, в которых содержатся приложение с информацией о стоимости потребленного ресурса в разбивке по каждому многоквартирному дому АО «ВК и ЭХ» не согласовывало на протяжении длительного периода управляющим компаниям информацию (расчеты) о перерыве поставки горячей воды потребителям, кроме того, требовало предоставить информацию об уже произведенном перерасчёте, зная, что управляющие компании, как исполнители коммунальной услуги, не имеют возможности произвести перерасчёт потребителям за счет средств управляющей компании, до произведения перерасчёта со стороны АО «ВК и ЭХ».

АО «ВК и ЭХ», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке водоснабжения, является более сильной стороной правоотношений и на него в силу закона возложена обязанность по соблюдению запретов, установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Следовательно, АО «ВК и ЭХ», зная о необходимости произведения перерасчёта исполнителю коммунальной услуги в случае превышения длительности перерыва поставки горячей воды, для последующего осуществления перерасчёта населению – потребителям коммунальной услуги, не инициировало процедуру проведения перерасчёта с управляющими компаниями, ежемесячно на протяжении нескольких лет выставляло счета и получало оплаты за некачественно поставленный ресурс, пользовалось на протяжении всего рассматриваемого периода излишне уплаченными денежными средствами населения, и после выявления вышеуказанных фактов лишь ссылается на неправомерное поведение и бездействие управляющих компаний. По мнению антимонопольного органа, вышеуказанное нельзя назвать добросовестным поведением субъекта естественной монополии, так как АО «ВК и ЭХ» не соблюдена обязанность по соблюдению запретов, установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ресурсоснабжающей организацией извлечена необоснованная выгода за счет граждан-потребителей.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией было установлено, что АО «ВК и ЭХ», несмотря на свое доминирующее положение не урегулировало в добровольном порядке спор возникший с управляющими компаниями, что повлекло за собой длительные судебные разбирательства, а также рассмотрение антимонопольным органом настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В выводах АО «ВК и ЭХ» по заключению указано, что в заключении Татарстанского УФАС России отсутствуют доводы АО «ВК и ЭХ», вместе с тем, заключение выносится Комиссией по результатам рассмотрения всех материалов дела, с учетом доводов ответчика, согласие или несогласие с представленными ответчиком доводами содержится в мотивировочной части заключения.

Комиссия знает и учитывает тот факт, что исполнителем коммунальной услуги являются ООО «УК Жильё» и ООО «УК «ПЖКХ-17», однако действия АО «ВК и ЭХ», как субъекта естественной монополии, при наличии доминирующего положения, по мнению антимонопольного органа, являются нарушением антимонопольного законодательства, так как результатом таких действий является ущемление интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчик по делу № 016/01/10-1233/2023 в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представил документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании вышеизложенного, рассмотрев материалы дела № 016/01/10-1233/2024, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненадлежащем рассмотрении информации от управляющих организаций о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для осуществления гражданам – потребителям расчета за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды (перерасчета) в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая фактические обстоятельства совершенного правонарушения, а также информацию и документы, представленные участниками по делу, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) предписания о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245; КПП 165101001; ОГРН 1031619001325; 423548, РТ, Нижнекамский р-н, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 4Б) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ненадлежащем рассмотрении информации от управляющих организаций о превышении допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды, необходимой для осуществления гражданам – потребителям расчета за потребленный коммунальный ресурс горячего водоснабжения со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва поставки горячей воды (перерасчета) в соответствии с требованиями пункта 4 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и извлечению АО «ВК и ЭХ» необоснованной выгоды за их счет.

Выдать АО «ВК и ЭХ» (ИНН 1651035245) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


[1] АДС - Аварийно-диспетчерская служба

[2] УТС – Управление тепловыми сетями

[3] ЦТП – Центральный тепловой пункт

Связанные организации

Связанные организации не указаны