Определение №АР-05/4383 Определение о назначении дела №016/01/10-469/2021 о нарушени... от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/4383 от 14.04.2021

<…> – [должностное лицо],

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение АО «КМПО» (вх.№1421/ж от 04.02.2021 г.) по факту злоупотребления со стороны МУП «Водоканал» доминирующим положением, что выразилось в отказе от принятия декларации о составе и свойствах сточных вод, представленных АО «КМПО», а также в выставлении счетов на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

По результатам изучения представленных документов Управлением установлено следующее.

Между МУП Водоканал» и АО «КМПО» 11.10.2017 заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения №1/118 с приложениями к договору.

В соответствии с условиями договора, МУП Водоканал» обязался подавать абоненту холодную питьевую воду, и принимать сточные воды, а также контролировать качество сточных вод абонента.

Абонент обязался производить оплату в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также возмещать вред, причиненных водному объекту.

В соответствии с подпунктом «р» и «с» вышеуказанного Договора на МУП «Водоканал» возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п.36 Договора в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в организацию водопроводного – канализационного хозяйства декларацию. Далее по пунктам раздела X Договора приводится Порядок декларирования состава и свойств сточных вод.

Общий порядок регулирования вопросов порядка определения расчета плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также иных связанных вопросов регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В соответствии с обращением АО «КМПО» (вх.№1421/ж от 04.02.2021 г.) сообщалось, что МУП «Водоканал»:

Необоснованно не принимает у подателя жалобы декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее также - декларация);

Ежемесячно выставляет счета на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по ст.123 (4).

Позиция МУП «Водоканал» основывается на следующем – у АО «КМПО» отсутствует отдельный контрольный канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов МУП «Водоканал».

При этом МУП «Водоканал» ссылался на невозможность принять декларацию, ссылаясь на п.130 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее также- Правила):

«подача абонентом декларации в отношении объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов».

Выставление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении АО «КМПО» МУП «Водоканал» обосновывал положениями п.123.4 Правил, а именно:

«Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1».

Таким образом, основанием для отказа от принятия декларации, а также для выставления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении АО «КМПО» фактически являлось отсутствие у АО «КМПО» отсутствие контрольного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

В связи с изложенным, Татарстанским УФАС России в адрес МУП «Водоканал» был направлен запрос о представлении дополнительной информации и установлено следующее.

В ответ на указанный запрос информации МУП «Водоканал» были представлены следующие пояснения.

Согласно редакции действовавшей до 03.06.2020г в пункте 123 (4) Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по соответствующей формуле при наличии одновременно следующих условий:

1.            На объекте осуществляется один из видов производств, предусмотренных пунктом 123 (4) Правил (у АО «КМПО» гальваническое производство);

2.            Объем сточных вод составляет менее 30 куб.метров в сутки;

Или

в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента в отдельном контрольном колодце без учета сточных вод иных абонентов.

Руководствуясь действующим законодательством МУП «Водоканал» подало исковое заявление о взыскании с АО «КМПО» задолженности за негативное воздействие за период с 01.04.19 по 30.04.19г.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-33257/2019 от 04.06.20г. в удовлетворении исковых требовании отказано. На странице 9 суд указывает, что основанием для отказа является то, что ответчик не относится к категории абонентов указанных в пункте 123(4) Правил №644 (в выписки из ЕГРЮЛ АО «КМПО» отсутствует ОКВЭД регулирующий деятельность, связанную с гальваническим производством).

По мнению МУП «Водоканал», вышеуказанное решение не может распространять свое действие на период с июля 2020 года по ниже указанным причинам.

МУП «Водоканал» указывает, что с 03.06.2020г. вступила в силу новая редакция Правил №644, согласно которой производится расчет по п. 123(4) в случае если для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Актом о результатах обследования состояния водопровода и канализации от 16.01.2О20г. установлено, что через канализационные сети АО «КМПО» осуществляют свое водоотведение абоненты МУП «Водоканал» ООО «Фойт Турбо», ООО «Финком», АО «КНИАТ», ООО «Казанский агрегатный завод», ООО «Миррико Менеджмент», ООО «Грайф Пермь», ОАО «Казанский ОКБ «Союз», ООО «Современные электрические системы». Контроль состава и свойств сточных вод абонента АО «КМПО» в отдельном канализационном колодце, без учета сточных вод иных абонентов не представляется возможным. Акт подписан представителем АО «КМПО» без возражений.

Возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.

По мнению МУП «Водоканал», поскольку АО «КМПО» не обеспеченно наличие мест отбора проб без смешения с водами иных абонентов, с учетом изменений в законодательстве с 1 июля 2020 года расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для АО «КМПО» правомерно произведен по пункту 123(4).

Вместе с тем, по результатам анализа действующей и ранее действовавшей редакции Правил Татарстанским УФАС России не установлено существенных изменений в действии п.123(4):

Сравнение положений п.123 (4) в редакции, действовавшей до 01.06.2020 года, а также в действующей редакции

Редакция №11 от 14.02.2020 года

Действующая редакция №13 от 22.05.2020

Для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1,

Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

 

П = К x Т x Qпр1,

Фактически, предыдущая и действующая редакция Правил в п.123(4) содержала требования о порядке расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами по формуле при наличии факта невозможности отбора сточных вод при отсутствии канализационного колодца либо невозможности отделения сточных вод абонента от иных абонентов.

Таким образом, фактические обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела №А65-33257/2019, имеют распространение и в период 2020 года, а также в настоящее время.

В рамках рассмотрения дела №А65-33257/2019 судами установлено следующее.

Согласно статье 14 Закона № 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 раздел VII Правил № 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Из подпунктов «в» и «г» пункта 36 Правил № 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения. Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее - Правила № 525) устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

В силу пункта 20 Правил № 525 абоненты обязаны, в том числе, содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб.

Пунктом 22 Правил № 525 предусмотрено, что отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев.

Согласно пункту 2 Раздела I Правил № 644 «контрольный канализационный колодец» - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644 (далее - Правила № 644) организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 114 Правил № 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением № 3 к этим Правилам.

В соответствии с пунктом 118 Правил N 644 если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.

Исходя из того, что негативное воздействие выражается, в частности в дополнительной нагрузке на очистку соответствующих стоков, пунктом 123 (4) Правил № 644 определен перечень видов деятельности, осуществляя которые абонент сбрасывает негативно влияющие на централизованную систему водоотведения стоки. При этом, учитывая, что для очистки данных стоков необходимы дополнительные затраты, названная норма предусматривает дополнительную плату.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для специально определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и использования результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Целью регулирования положений, предусмотренных пунктом 123(4) Правил № 644, является введение для отдельных абонентов, осуществляющих сброс незначительных объемов сточных вод, состав которых объективно связан с негативным воздействием на централизованную систему водоотведения, упрощенного порядка исчисления платы за указанное воздействие.

Законодателем установлена презумпция сверхнормативного загрязнения стоков подобными абонентами и упрощенный порядок исчисления платы, что, впрочем, не исключает возможности опровержения данной презумпции абонентом путем доказывания того обстоятельства, что отводимые от его объекта сточные воды соответствуют требованиям пункта 113 Правил № 644. Однако для использования данной презумпции организации, осуществляющей водоотведение, необходимо доказать соответствие абонента требованиям, установленным пунктом 123(4) Правил  №644.

Истец (МУП «Водоканал») в обоснование отнесения ответчика (АО «КМПО») к абонентам, на которых распространяется пункт 123(4) Правил № 644, ссылается на то, что отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента, без учета сточных вод иных абонентов и ответчик осуществляет деятельность с использованием гальванических элементов.

Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности «ОК 029-2014» (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД 2), который используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД 2).

В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций (Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 № 5- АПГ16-36).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности ответчика является ремонт машин и оборудования и в рамках основного вида деятельности осуществляет дополнительные виды деятельности, которые не указаны в пункте 123 (4) Правил №644, кроме как деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.

Использовав ОКВЭД в качестве ориентира градации и характеристик видов хозяйственной деятельности, суд считает необходимым указать, что классификатор в качестве производства гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием выделяет исчерпывающий перечень видов деятельности: 28.49.2 Производство оборудования для нанесения гальванического покрытия, 32.12 Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий, в группу которых входит производство технических или лабораторных изделий из сплавов, включающих драгоценные металлы (кроме инструментов и их деталей): литейным форм, лопаточек, ванночек со слоем металла, нанесенным гальваническим способом и т.п., 24.10.5 Производство листового холоднокатаного стального проката, планированного, с гальваническим или иным покрытием; 27.20 Производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, включающих в свою группу: производство сухих гальванических элементов; производство наливных гальванических элементов, соответственно ответчик не подпадает под указанные виды хозяйственной деятельности.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ виды деятельности Общества как деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, не соответствуют критериям, перечисленным в пункте 123 (4) Правил № 644; названная деятельность Общества организована им для внутреннего потребления, как у любого бытового потребителя и носит факультативный характер. МУП «Водоканал» не доказал, что питание в столовой Общества преследует цели реализации данных услуг неопределенному кругу лиц и получения дохода от осуществления такой деятельности.

Относительно отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, без учета сточных вод иных абонентов, суд считает необходимым указать, что отсутствие технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, без учета сточных вод иных абонентов применимо к абонентам, относящимся к отраслям, указанным в пункте 123 (4) Правил №644.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что МУП «Водоканал» 23.03.2019 обращался в суд с иском об урегулировании разногласий по договору №1/118 от 11.10.2017. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2019 по делу №А65-8569/2019 урегулированы разногласия по договору № 1/118 от 11.10.2017г., с изложением спорный пунктов в следующей редакции: Пункт 25 а) в редакции МУП «Водоканал»: Абонент обязан обеспечить доступ представителям Водоканала или по его указанию представителям иной организации к местам отбора проб. Водоканал обязан любым способом уведомить Абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма по номеру: 8(843)571-98-61, информационно телекоммуникационная сеть «Интернет»). Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения Абонентом такого уведомления. Водоканал или по его указанию представители иной организации не менее чем за сутки до планируемого посещения Абонента представляют Абоненту список проверяющих и список оборудования, необходимого для проведения обследования и (или) отбор проб. Список проверяющих должен содержать фамилию, имя отчество проверяющего, серию, номер, место и дату выдачи паспорта Российской Федерации проверяющего.

Приложение 1, 2 урегулировать в следующей редакции: граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон по объекту: завод по ул. Дементьева, д. 1 находится между МУП «Водоканал» и АО «КМПО» по водопроводу:

ВК1 - водопроводный колодец на водопроводе диаметром 500 мм. по ул. Максимова, инв. № 80419

по канализации: канализационный выпуск № 1 – место врезки канализационного трубопровода в канализационный колодец КК52 (т.1) канализационный выпуск №2- место врезки канализационного трубопровода в канализационный колодец КК39 (т.2), расположенные на территории КАЗ им. С.П.Горбунова -ПАО «Туполев» по ул.Дементьева, д. 1.

В тот же период времени, в противоречие своих действий, МУП «Водоканал» производит начисление платы за негативное воздействие на систему водоотведения за апрель 2019 года расчетным способом в соответствии с пунктом 123 (4) Правил №644.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2017 по делу №А65-27011/2017 установлено, что истцом была утверждена программа контроля состава и свойств по надзору в сточных вод на 2015-2018 годы, согласованная Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ, в которой по отношению к ответчику указана периодичность планового контроля (1 раз в квартал) и сведения о месте отбора проб: «2 выпуска. Колодцы на территории предприятия.

Следует отметить, что истец просил суд урегулировать процедуру отбора проб в спорный период времени; на протяжении 18 лет, в отсутствие изменений системы канализации, истец производил отбор проб из согласованных сторонами контрольных колодцев, тем самым МУП «Водоканал» продемонстрировало свое согласие относительно порядка осуществления контроля.

В этой связи последующие действия истца по выставлению платы расчетным способом в соответствии с пунктом 123 (4) Правил №644, осуществлены истцом, в противоречии с его предшествующим поведением, имевшим место в спорный период, и несовместимо с определенным пониманием, которое возникло по зависящим от истца причинам у ответчика в отношении фактического характера взаимоотношений заинтересованных сторон и последствий совершения ими юридически значимых действий.

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-33257/2019 от 04.06.2020 было обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, однако в соответствии с Постановлением от 18.08.2020 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. В дальнейшем со стороны МУП «Водоканал» судебные акты по делу №А65-33257/2019 от 04.06.2020 не обжаловались, следовательно, указанные акты вступили в законную силу с 18.08.2020 года.

Однако на основании представленных со стороны МУП «Водоканал» сведений установлено, что письмом от 27.10.20г. исх.№55-08/26529 и от 25.11.20г. исх.№5508/28855 МУП «Водоканал» сообщило об отказе в принятии декларации, на основании абзаца пункта 124 Правил №644 (Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта (обязанность по подаче декларации), не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.).

Вместе с тем, как отмечено и в решении суда, и в обращении АО «КМПО» реконструкции систем водоотведения на территории АО «КМПО» не производилось, следовательно, как и ранее, у МУП «Водоканал» имелась возможность по проведению отбора проб сточных вод в соответствии с ранее установленным до 2019 года порядком.

Несмотря на указанный факт, МУП «Водоканал» отказалось принять декларации, представленные АО «КМПО» и производит ежемесячный расчет платы за негативное воздействие на систему водоотведения в отношении Общества в соответствии с п.123 (4) Правил №644.

Как указывает АО «КМПО», плата за негативное воздействие, произведенное расчетным способом, а не в соответствии с декларацией на основе произведенных проб, составляет значительную сумму, к примеру, за период с 01.10.2020 по 31.10.2020 года согласно счета на оплату №7398 от 10.12.2020 г. выставлена сумма в размере 176 623, 76 рублей.

Кроме того, в силу длительных сложившихся отношений, на основании в том числе ранее действовавшего договора водоотведения для целей проведения контрольного отбора проб сточных вод в отношении АО «КМПО» использовались 1 фекальный коллектор КК-1, 2 фекальный коллектор – КК-2.

Эти контрольные канализационные колодцы №1,2 являются последними колодцами на выпусках АО «КМПО». Ранее отборы проводились именно из этих источников.

Таким образом, в отсутствие изменений и реконструкций сетей АО «КМПО» и указанных колодцев подтверждается возможность МУП «Водоканал» производить отбор сточных вод.

Следовательно, в настоящем случае расчет за негативное действие в отношении АО «КМПО» в 2020 году также должен был производиться на основании представленной декларации.

Иное, по мнению Татарстанского УФАС России, является злоупотреблением своим положением со стороны МУП «Водоканал», что содержит в себе признаки нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с п.1, п.1.2 Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09.02.2018 №605 «О гарантирующих организациях в сфере водоснабжения на территории муниципального образования г. Казани», МУП «Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Казани.

Таким образом, МУП «Водоканал», осуществляющее водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона, а также решения органа местного самоуправления в лице Исполнительного комитета г. Казани, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Следовательно, деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

Таким образом действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе от принятия декларации АО «КМПО» с произведением дальнейшего расчета платы за негативное воздействие на систему водоотведения в отношении Общества расчетным способом, содержат признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ №01/84-к от 29.03.2021 года о возбуждении дела №016/01/10-469/2021 в отношении МУП «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от принятия декларации АО «КМПО» с произведением дальнейшего расчета платы за негативное воздействие на систему водоотведения в отношении Общества расчетным способом.

В связи с изложенным,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.            Назначить дело №016/01/10-469/2021 к рассмотрению 13 мая 2021 года в 11 часов 00 минут, по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, зал заседаний.

2.            Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-469/2021 в качестве ответчика Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Водоканал».

3.            Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-469/2021 в качестве заявителя АО «Казанское моторостроительное производственное объединение».

4.            В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Водоканал» (420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, 9, ИНН 1653006666) в срок до 06 мая 2021 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

4.1.        Письменные пояснения по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от принятия декларации АО «КМПО» с произведением дальнейшего расчета платы за негативное воздействие на систему водоотведения в отношении Общества расчетным способом.

4.2.        Копию программы контроля состава и свойств по надзору в сточных вод на 2015-2018 годы, согласованной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ, представленной в рамках рассмотрения дела №А65-27011/2017.

4.3.        Учредительные документы ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, в том числе устав ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения.

4.4.        Информация (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2018, 2019 и 2020 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации.

4.5.        Копии счетов, выставленных в адрес АО «КМПО» на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период 2020-2021 гг.

4.6.        Письменные пояснения с приведением подробного расчета определения размера платы в отношении АО «КМПО» за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в 2020-2021 г. Подробный расчет просим привести на примере любого одного месяца запрошенного периода с приложением документов, подтверждающих обоснованность такого расчета.

4.7. Письменные пояснения относительно порядка определения размера платы за негативное воздействие в отношении абонентов МУП «Водоканал», водоотведение которых осуществляется через канализационные сети АО «КМПО» (ООО «Фойт Турбо», ООО «Финком», АО «КНИАТ», ООО «Казанский агрегатный завод», ООО «Миррико Менеджмент», ООО «Грайф Пермь», ОАО «Казанский ОКБ «Союз», ООО «Современные электрические системы» и др.) в период 2020-2021 гг., с приведением подробного расчета определения размера платы за негативное воздействие. Расчет просим осуществить на примере месяца, взятого в качестве примера для расчета в соответствии с п.4.6. настоящего определения.

4.8. Данные относительно абонентов МУП «Водоканал», водоотведение которых осуществляется через канализационные сети АО «КМПО» (ООО «Фойт Турбо», ООО «Финком», АО «КНИАТ», ООО «Казанский агрегатный завод», ООО «Миррико Менеджмент», ООО «Грайф Пермь», ОАО «Казанский ОКБ «Союз», ООО «Современные электрические системы» и др.) с указанием наименования и ИНН организаций.

5.            В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ИНН 1657005416) в срок до 06 мая 2021 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

5.1.        Письменные пояснения (дополнения) по фактам, изложенным в настоящем Определении (при наличии).

5.2. Копии деклараций о составе и свойствах сточных вод, представленных в адрес МУП «Водоканал» в период 2016-2018 гг.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка заявителя, ответчика по делу или их законных представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны