Решение №АЯ-04/2667 Решение по делу №016/07/3-355/2021 от 10 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-04/2667 от 10.03.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 29.12.2021 г. №102Д), в присутствии представителя заявителя ООО «Тольяттинский Трансформатор» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.01.2021 г. №478-02/030), рассмотрев жалобу заявителя ООО «Тольяттинский Трансформатор» (исх. №440/57 от 17.02.2021 г., вх. №2202 от 24.02.2021 г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» при проведении закупки №32109907512 на предмет: «Поставка трансформатора 63 МВА 110/10 кВ согласно проекту договора»,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32109907512 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 27.01.2021 года.
Заказчик – АО «КАМАЗ-Энерго».
Начальная (максимальная) цена договора – 47 425 200,00 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго» (далее – Положение), утвержденным 24.09.2020г.
В соответствии с пунктом 10.4.1 Положения Закупочная комиссия в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, рассматривает заявки на участие в запросе котировок на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а также с целью определения соответствия каждого участника закупки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, а также подводит итоги закупки. По усмотрению заказчика рассмотрение заявок на участие в запросе котировок и подведение итогов запроса котировок могут быть совмещены (объединены) в один этап. В этом случае в ходе проведения закупки вместо двух протоколов будет составлен один протокол о результатах запроса котировок, именно такой протокол будет являться итоговым.
Пунктом 10.4.2 Положения установлено, что заявка участника закупки будет отклонена в случаях:
10.4.2.1. непредставления документов, а также иных сведений, в том числе неполных, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок;
10.4.2.2. несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок;
10.4.2.3. несоответствия заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок;
10.4.2.4. несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок;
10.4.2.5. предоставления в составе заявки на участие в запросе котировок заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
Согласно пункту 10.4.3 Положения отклонение заявки по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 10.4.2 настоящего Положения случаев, не допускается. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке на участие в запросе котировок, установления факта проведения ликвидации участника закупки или принятия арбитражным судом решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, такой участник закупки отстраняется от участия в запросе котировок на любом этапе его проведения.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.02.2021г. заявка заявителя ООО «Тольяттинский Трансформатор» (порядковый номер <...> ) признана несоответствующей требованиям документации по причине непредоставления квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде либо извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронном виде в отношении бухгалтерской отчетности за 2019г.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Извещением о проведении запроса котировок заказчиком установлены документы, предоставляемые при подаче заявки на участие в закупке:
№ п/п |
Наименование документа для участника закупки – юридического лица |
|
1 |
Свидетельство о государственной регистрации (для лиц, созданных в период с 01.01.2017г. и позднее - лист записи о внесении записи о создании юридического лица) |
|
2 |
Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе |
|
3 |
Устав с отметкой ИФНС (полная редакция) |
|
4 |
Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности |
|
5 |
В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в запросе котировок должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в запросе котировок должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица |
|
6 |
Копия бухгалтерского баланса (с отметкой налогового органа о принятии (квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и/или извещение о вводе сведений), включая отчет о финансовых результатах за последний завершенный отчетный период (2020г. либо 2019г.) |
|
7 |
Справка обслуживающего банка о наличии расчётного счета по состоянию на дату не позднее, чем за тридцать календарных дней до даты направления заявки на участие в конкурентной закупке |
|
8 |
Справка обслуживающего банка о наличии либо отсутствии картотеки по состоянию на дату не позднее, чем за тридцать календарных дней до даты направления заявки на участие в конкурентной закупке |
|
9 |
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 1 месяц до дня направления заявки на участие в конкурентной закупке |
|
10 |
В целях обеспечения основополагающих принципов и требований противодействия коррупции участник предоставляет заполненную анкету согласно приложенному образцу (Приложение № 2 к извещению) |
|
11 |
Документ, подтверждающий, что сделка, заключаемая в рамках настоящей закупки не является крупной для участника закупки, либо, документ об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. |
|
12 |
Документ, подтверждающий объединение лиц, выступающих на стороне одного участника закупки в группу, и право конкретного участника закупки участвовать в закупке от имени группы лиц, в том числе подавать заявку, вносить обеспечение заявки, договора, подписывать протоколы, договор. Примечание: для группы (нескольких лиц) лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. |
|
13 |
Документы и сведения, представляющие полноценную информацию о поставляемом товаре в виде презентации в произвольной форме. В презентацию должна быть включена информация о производстве товара, информация об опыте поставки товара, информация о качестве товара, а также иная информация о товаре, подтверждающая соответствие требованиям настоящего технического задания. |
|
14 |
Копии аналогичных исполненных договоров согласно предмету настоящей закупки. |
В ходе анализа заявки участника Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в составе заявки содержалась бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ИНН 7714277642) за 2019 год с отметкой налогового органа о принятии отчётности 27.03.2020г.
Пунктом 5.1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Таким образом, бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетности и характеризует статику финансового состояния организации на отчетную дату.
В соответствии с пунктом 2 Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@ обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в виде электронных документов, за исключением случая, указанного в настоящем пункте.
Согласно пункту 3 Порядка обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются экономическим субъектом в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и экономическим субъектом.
Пунктом 8 Порядка установлено, что в процессе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи при направлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней используются следующие технологические электронные документы для применения в целях обеспечения электронного документооборота:
1) подтверждение даты отправки электронного документа;
2) квитанция о приеме налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о ней в электронной форме (далее - квитанция о приеме);
3) уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о ней и (или) о том, что расчет считается непредставленным (далее - уведомление об отказе в приеме);
4) извещение о получении электронного документа. Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется автоматически программным обеспечением получателя для последующей передачи отправителю на каждый документ и технологический электронный документ из указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта;
5) информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (при направлении информации о подписании представленного обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней уполномоченным представителем экономического субъекта);
6) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о ней (в случае выявления в представленном файле ошибок (противоречий, несоответствий));
7) извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторском заключении о ней в электронной форме (в случае если в информации, представленной в файле, не содержится ошибок (противоречий)).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на представленной заявителем в составе заявки на участие копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год имелась отметка налогового органа о принятии отчётности 27.03.2020г., что подтверждало ее достоверность и соответствовало требованиям заказчика, установленным в документации в части наличия отметки налогового органа о принятии.
При этом, каких-либо отметок относительно нехватки документов, либо отказе в приеме отчётности не проставлено, в связи с чем оснований сомневаться в достоверности и легитимности представленных ООО «Тольяттинский Трансформатор» документов у заказчика не имелось.
Более того, при возникновении у ООО «КАМАЗ-Энерго» каких-либо сомнений в достоверности представляемых документов, организатор закупки, являясь профессиональным участником рассматриваемых правоотношений и более сильной стороной в этих правоотношениях, не был лишен возможности (в случае возникновения у него такой необходимости) самостоятельно обратиться в налоговый орган с запросом относительно получения последним соответствующих документов.
Однако самостоятельному выяснению данного вопроса в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов заказчик предпочел отклонение заявки заявителя по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников закупки.
В пользу указанного утверждения свидетельствует и то обстоятельство, что из 5 поданных заявок к участию в закупке были допущены лишь два участника.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителя по причине непредоставления квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде либо извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронном виде в отношении бухгалтерской отчетности за 2019г. является неправомерным, носит формальный подход, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия приходит к выводу, что каких-либо оснований к отклонению заявки ООО «Тольяттинский Трансформатор» у заказчика в рассматриваемом случае не имелось, так как участник представил необходимые сведения, подтверждающие принятие отчётности налоговым органом, а именно на копии бухгалтерской (финансовой) отчётности была проставлена отметка Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пунктов 10.4.2, 10.4.3 Положения, части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО «Тольяттинский Трансформатор» (исх. №440/57 от 17.02.2021г., вх. №2202 от 24.02.2021г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» при проведении закупки №32109907512 на предмет: «Поставка трансформатора 63 МВА 110/10 кВ согласно проекту договора» обоснованной.
Признать заказчика АО «КАМАЗ-Энерго» нарушившим требования пунктов 10.4.2, 10.4.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго», части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать заказчику АО «КАМАЗ-Энерго» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |