Решение №АР-08/18199 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-1691/2019 о нарушении законодатель... от 6 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-08/18199 от 06.12.2019 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1691/2019 в отношении ООО «УЦ Эверест» (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458) и  ООО «АДВ-Сервис» (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382) по факту распространения рекламы в поисковой системе Google с текстом: «массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии:

- ООО «АДВ-Сервис»;

- ООО «УЦ «Эверест»;

- ООО «Инновации и Бизнес Технологии»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) было обнаружено рекламное объявление в поисковой системе Google с текстом: «массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Управлением был отправлен запрос в ООО «УЦ Эверест» с целью получения информации о лице, которое является владельцем сайта https://everest-kursy.ru/kontaktyi, а также с целью получения данных о лице, которое осуществляет деятельность учебного центра «Эверест».

В ответ на указанный запрос в адрес Управления был представлен ответ, согласно которому не установлено лицо, являющийся создателем указанного рекламного объявления, так как рекламную компанию ООО «УЦ Эверест» разрабатывают различные рекламные агентства, в том числе сервис ELAMA.

Лицом осуществляющим деятельность учебного центра «Эверест» является ООО «УЦ Эверест» (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458).

Согласно открытым данным в сети Интернет, юридическим лицом сервиса ELAMA, является ООО «АДВ-Сервис» (196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6; ИНН 7810704382).

Вышеуказанная реклама «массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани» может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Реклама с текстом: реклама «массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани» имеет признаки нарушения закона «О рекламе» в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений «лучшая», «самая лучшая» без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного товара (услуги) перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.

Реклама «массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани» имеет признаки нарушения закона «О рекламе» в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений «№1» без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места оказания услуг перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. №АК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования «самый лучший», «№1». В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции «лучший», «первый», «номер один» и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В адрес Управления поступили письменные пояснения ООО «УЦ Эверест», согласно которым в данный момент рекламными компаниями в интернете занимается ООО «Инновации и бизнес технологии», данное подтверждается договором №035 от 01.03.2019г. Кто именно создал рассматриваемое рекламное объявление, Обществу выяснить не удалось.

Так же были представлены доказательства того, что все объявления ООО «УЦ Эверест», содержащие признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе» были удалены.

Также в адрес Управления были представлены письменные пояснения ООО «АДВ-сервис», в соответствии с которыми указанное Общество  оказывает клиентам услуги в сети Интернет по предоставлению возможности использования сервиса ELAMA, а именно управлять рекламными компаниями с помощью инструментов сервиса и размещать интернет-рекламу через площадки (Яндекс.Директ, Google Ads, ВКонтакте, Мэил.ру и др.) на интернет-ресурсах, а также сопутствующие услуги по созданию и ведению рекламных компаний и иные дополнительные услуги.

Таким образом, ООО «АДВ-сервис» и сервис ELAMA не участвуют в формировании рекламной компании, ее настройке, написании, согласовании и модерации и не является рекламодателем, рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем. Сервис является базовым инструментом для управления расходами на рекламные кампании рекламодателей.

Согласно части 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем в данном случае является – ООО «УЦ Эверест» (420096, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458).

Согласно части 8 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Однако, в ходе рассмотрения данного дела не было доказано, что нарушение действующего законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу ООО «УЦ Эверест» (420096, Республика Татарстан,       г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2Д, офис 63; ОГРН 1161690129127; ИНН 1657227458) с текстом: «массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани» несоответствующей пункту 1 части 2 статьи 5  Закона «О рекламе», в части некорректного сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Предписание ООО «УЦ Эверест» не выдавать, так как в материалах дела присутствуют доказательства устранения вменяемого им нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны