Решение №АЯ-04/2544 Решение по делу № 016/07/3-323/2021 от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2544 от 04.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

- представителя заказчика – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ "ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.02.2021 г.),

- заявителя – ООО «Преюдиция» - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Преюдиция» (вх. 2078/ж от 18.02.2021г.) на действия Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ "ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"  при проведении закупки № 32109974082 на предмет: оказание услуг по проведению лабораторных испытаний,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32109974082 на предмет: оказание услуг по проведению лабораторных испытаний было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.02.2021 года.

Заказчик – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ "ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 499 920,84 рубль.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

На заседании Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчик установил неправомерное требование к сроку выполнения работ (определение зернового состава минеральной части асфальтобетонной смеси методом выжигания вяжущего за 3 часа).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Соответственно, определение имеющихся у заказчика потребностей в закупаемой продукции отнесено Законом о закупках к исключительной компетенции заказчика.

Заказчиком в пункте 19 технического задания, были установлены, в том числе, следующие требования:

№ п/п

Наименование работ

Ед. изм.

Кол-во

Цена за ед., руб.

Сумма, руб.

19.

Определение зернового состава минеральной части асфальтобетонной смеси методом выжигания вяжущего (экспресс-метод) за 3 часа

 проба

50

3 304,07

163 203,50

 

В своей жалобе заявитель ссылается на то, что при установлении данного требования Заказчик не учел время на транспортировку пробы смеси до лаборатории (до 1 ч), ее подготовку к выжиганию (разогрев до требуемой в соответствии с ГОСТ температуры, так как во время транспортировки смесь может остынуть, квартование и распределение смеси в металлическом лотке) – 0,5 ч., остывание лотка со смесью после выжигания с температуры 540 градусов Цельсия (2-3ч.), взвешивание и повторная установка лотка со смесью в муфельную печь в температуру 540 градусов и повторное остывание (2-3ч.), рассев по ситам навески, на составление результатов лабораторных испытаний проб.

В разделе 9 "ГОСТ Р 58401.15-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом выжигания" установлен порядок выполнения испытаний, в котором указано, в том числе, следующее:

Определяют и фиксируют массу пустой корзины для выжигания и лотка с точностью до 0,1 г.

Помещают корзину для выжигания в металлический лоток, помещают испытуемую пробу, разогретую до температуры от 135 °C до 165 °C, в корзину, равномерно распределив ее по всей площади.

Помещают корзину для выжигания в металлический лоток, помещают испытуемую пробу, разогретую до температуры от 135°С до 165°С, в корзину, равномерно распределив ее по всей площади.

Определяют и фиксируют массу лотка и корзины для выжигания со смесью с точностью до 0,1 г и рассчитывают первоначальную массу испытуемой пробы, обозначив ее как Мi (общая масса минус масса корзины для выжигания и лотка).

Затем помещают корзину с лотком и смесью в муфельную печь при температуре (540±10)°С и обжигают в течение не менее 45 мин.

По истечении заданного времени необходимо вынуть корзину с лотком и смесью из печи и остудить до температуры (22±3)°С в течение не менее 30 мин, после чего определяют их массу с точностью до 0,1 г.

Далее помещают корзину с лотком и смесью в муфельную печь при температуре (540±10)°С и обжигают в течение не менее 15 мин.

По истечении заданного времени необходимо снова вынуть корзину с лотком и смесью из печи и остудить до температуры (22±3)°С в течение не менее 30 мин, а затем определить их массу с точностью до 0,1 г.

Определяют массу пробы после выжигания, обозначив ее как Mf (общая масса после выжигания минус масса корзины для выжигания и лотка).

В соответствии с п. 23.3.3 частью 23.3 раздела 23 ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний (с Изменением N 1):

Лотки со смесью помещают в муфельную печь, температуру в печи доводят до (500±10) °С и выдерживают при этой температуре в течение 1,5 ч. После прокаливания лотки вынимают щипцами из печи и охлаждают на толстой металлической плите до комнатной температуры. После охлаждения лотки взвешивают и вновь прокаливают при (500±10) °С в течение одного-двух 30-минутных периодов до постоянной массы.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в соответствии с вышеизложенным, время определения зернового состава методом выжигания асфальтобетонной смеси, установленное в техническом задании не противоречит ГОСТ Р 58.401-2019 и ГОСТ 12801-98.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о выполнении работ, соответствующих условиям документации.

В соответствии с правовой позицией Президиума Верховного Суда РФ:

Согласно п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018):

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России в письме от 31 марта 2014 г. №АЦ/11870/14 «установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».

Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок 32109974082-01 на участие в закупке было подано 2 заявки, обе заявки были допущены до участия в аукционе. Два участника закупки согласились с условиями, установленными в документации по рассматриваемой закупке.

Кроме того, в своей жалобе заявитель не указывает нормы, в которых установлены сроки определения зернового состава минеральной части асфальтобетонной смеси методом выжигания вяжущего (указанные в жалобе заявителя).

Учитывая, что Заказчик устанавливает требования к характеристикам закупаемого вида работ с учетом своих потребностей, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Преюдиция» (вх. 2078/ж от 18.02.2021г.) на действия Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ "ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"  при проведении закупки № 32109974082 на предмет: оказание услуг по проведению лабораторных испытаний необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны