Решение №СП-05/13321 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/10-479/2019 от 5 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

СП-05/13321 от 05.09.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-479/2019 по признакам нарушения АО «ЗВКС» (ИНН 1648041104) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение ООО «РСК» (вх.№ 20570/ж от 26.12.2018г.) на действия АО «ЗВКС» по вопросу уклонения от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод. ООО «РСК» является владельцем внутриквартальных сетей водоснабжения и водоотведения по ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан на основании договоров аренды №1656/ф, №1652/ф от 25.05.2018г., заключенных между НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (Арендодатель) и ООО «РСК» (Арендатор). Постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска РТ от 26.08.2015г. №128 «О гарантирующей организации», АО «ЗВКС» присвоен статус гарантирующей организации на территории г. Зеленодольск Республики Татарстан.

Согласно п.4 статьи 2 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 (ред. от 29.07.2018) «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно предоставленным материалам к обращению, ООО «РСК» 06.06.2018г. (исх.№787-исх от 06.06.2018г.) направило в адрес АО «ЗВКС» обращение о необходимости заключения договоров транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод, с  приложением копии договоров аренды хозяйственно – бытовой канализации.

АО «ЗВКС» 20.06.2018г. в ответ на обращение ООО «РСК» сообщает об отсутствии необходимости заключения договора по транспортировке сточных вод. Причину отказа заключения договоров АО «ЗВКС» объясняет следующим образом.

В МКД, расположенных по адресам ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан, перечисленных в письме ООО «РСК», водоснабжение и водоотведение осуществляется на основании договоров, заключенных между АО «ЗВКС» и организациями соответствующих форм управления в указанных МКД. Согласно условиям данных договоров АО «ЗВКС» осуществляет подачу коммунального ресурса до границы разграничения, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012г. №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».

Однако, как указывалось выше, АО «ЗВКС» Постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска РТ от 26.08.2015г. №128 «О гарантирующей организации» присвоен статус гарантирующей организации.

Согласно п.4 статьи 12 Федерального Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 (ред. от 29.07.2018) «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (ред. от 26.07.2018) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Правила), заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

ООО «РСК» ссылаясь на данные пункты, письмом (исх. №992-исх от 06.08.2018г.) просит АО «ЗВКС» повторно, в течении 10 календарных дней направить в адрес ООО «РСК» проект договоров транспортировки питьевой воды и сточных вод.

АО «ЗВКС» письмом (исх.№ 1199 от 08.08.2018г.) в ответ на обращение ООО «РСК» о заключении договоров транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод направило ответное письмо с отказом. В данном письме АО «ЗВКС» указывает о:

- документальном не подтверждении принадлежности ООО «РСК» внутриквартальных водопроводных сетей;

- неправомерности применения требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- не подтверждении вещного права в рамках статьи 218 ГК РФ;

- ООО «РСК» не осуществляют эксплуатацию указанных в договоре сетей и не отвечают обязательным требованиям пункта 2 Правил;

Письмом №1202-исх от 26.10.2018г. ООО «РСК» направили в адрес АО «ЗВКС» акты приема - передачи к ранее направленному договору аренды указанных сетей.

Указанная выше часть 4 статья 12 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 (ред. от 29.07.2018) "О водоснабжении и водоотведении" гласит, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Татарстанское УФАС России считает, оснований полагать, что ООО «РСК»  неправомерно применяет норму части 4 статьи 12 ФЗ-416, не имеется.

Так же Татарстанское УФАС России считает необходимым отметить, что согласно материалам, предоставленным ООО «РСК», имеется письмо Государственного комитета по Республике Татарстан по тарифам (№2-14/724 от 29.03.20118г.) в котором указано, что утверждение тарифов невозможно, в связи с отсутствием у общества договора о реализации товаров (работ, услуг). В данном случае договора на транспортировку питьевой воды  и договора на транспортировку сточных вод с АО «ЗВКС».

Уклонение АО «ЗВКС» от заключения договора препятствует получению тарифа на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для ООО «РСК» в Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам.

Согласно подпункту «м» пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения обязательным документом для открытия дела об установлении тарифа является перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.

Согласно письменным пояснениям ООО «РСК» до настоящего времени АО «ЗВКС» отказывается заключать договоры транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В силу п.2 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение  - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета г. Зеленодольск Республики Татарстан от 13 ноября 2018 г. №2310 утверждена Схема водоснабжения и водоотведения города Зеленодольск Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на 2018-2030 годы (далее - Схема). В соответствии с положениями Раздела 1 указанной Схемы объекты централизованных систем водоснабжения г. Зеленодольска, кроме объектов в Технополисе «Новая Тура», состоят на балансе и обслуживании АО «ЗВКС».  

При этом отмечается, что в настоящее время на балансе АО «ЗВКС» находятся два водозабора суммарной производственной мощностью 23,7 тыс. м3/сут.: Восточный и Западный. Город расположен на отметках, имеющих значительные перепады, в связи с этим существующая сеть города разделена на зоны. Основные источники водоснабжения – Восточный и Западный водозаборы.

Указанная схема размещена на портале Зеленодольского муниципального района (http://zelenodolsk.tatarstan.ru).

Таким образом, АО «ЗВКС» предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения абонентам (потребителям), сети которых технологически присоединены к сетям АО «ЗВКС».

В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, относятся к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии. На локальном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, географические границы которых определены (ограничены) территориями, охваченными сетями АО «ЗВКС», в соответствии с вышеуказанными статьями Федерального закона «О естественных монополиях» находится в состоянии естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры,  представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае воды, сточных вод) до и от потребителя через соответствующие сети.

Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема водоснабжения и водоотведения, расположение объектов и сетей покупателей и продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения сетей потребителя к сетям продавца с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения, распоряжения, пользования сетями, участвующими в процессе предоставления услуги), услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

Таким образом, АО «ЗВКС» является субъектом естественной монополии, представляющим услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры,  потребителям, имеющим технологическое присоединение к сетям АО «ЗВКС», и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность АО «ЗВКС» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

Учитывая фактические обстоятельства, изложенные в обращении и ответах на запросы информации, Управление приходит  к выводу о том, что АО «ЗВКС»  злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг холодного  водоснабжения и водоотведения, намеренно уклоняется от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК».

По результатам анализа нормативной правовой базы, изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», АО «ЗВКС» выдано предупреждение о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в течении месяца с момента получения данного предупреждения  заключить с ООО «РСК» договор на транспортировку питьевой воды и договор на транспортировку сточных вод.

В адрес Татарстанского УФАС России 05.03.2019г. вернулось почтовое уведомление о вручении письма (СП-05/3007 от 01.03.2019г.).

Однако по состоянию на 25.04.2019 года АО «ЗВКС» заключенный договор с ООО «РСК» на транспортировку питьевой воды и договор на транспортировку сточных вод в адрес Татарстанского УФАС России не предоставлен, что свидетельствует о неисполнении предупреждения Татарстанского УФАС России исх.№ СП-05/3007 от 01.03.2019г.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, издан Приказ Татарстанского УФАС России от 25.04.2019г. №02/188-к о возбуждении дела №016/01/10-479/2019 по признакам нарушения АО «ЗВКС» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК»,

В ходе рассмотрения дела комиссией Татарстанского УФАС России запрошены письменные пояснения с нормативно правовым - обоснованием у АО «ЗВКС» по факту нарушения пункта 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК».

Согласно поступившим пояснениям АО «ЗВКС» (вх.№8513 от 29.05.2019г.) общество не отрицает факта отказа от заключения договора транспортировки питьевой воды и сточных вод с ООО «РСК» с указанием на то, что указанный  договор не соответствует нормам действующего законодательства ввиду следующего.

По мнению АО «ЗВКС», принадлежность ООО «РСК» внутриквартальных водопроводных и канализационных сетей не подтверждается договорами аренды №1652/ф от 25.05.2018г., №1656/ф от 25.05.2018г., заключенными с НО «ГЖФ при Президенте РТ», так как указанные договоры, по мнению ответчика, не соответствует требованиям закона. 

Тем не менее, договоры аренды №1652/ф от 25.05.2018г., №1656/ф от 25.05.2018г., заключенные с НО «ГЖФ при Президенте РТ», не признаны недействительными в соответствии с положениями, установленными §2 главы 9 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Помимо этого, в соответствии с письменными пояснениями (вх.№8734 от 03.06.2019 г.), представленными со стороны  НО «ГЖФ при Президенте РТ», установлено, что договоры аренды №1652/ф, №1656 от 25 мая 2018 г., заключенные с ООО «РСК», по состоянию на дату получения письменных пояснений не расторгнуты и являются действующими.

В связи с чем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к мнению о несостоятельности довода АО «ЗВКС» о недействительности договоров аренды №1652/ф от 25.05.2018г., №1656/ф от 25.05.2018г., заключенных между ООО «РСК» и НО «ГЖФ при Президенте РТ». 

Со стороны АО «ЗВКС» также заявлен довод относительно того, что сети водоснабжения и водоотведения по ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан со стороны ООО «РСК» фактически не эксплуатируются, так как для ООО «РСК» тариф на транспортировку воды (сточных вод) по указанным сетям не утвержден, в связи с чем, по мнению АО «ЗВКС», ООО «РСК» не подпадает под понятие организации, эксплуатирующей сети, установленной в ч.4 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Однако в силу п.12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (также - Правила), установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

В соответствии с п.13 Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно п.16 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.

Пункт 17 Правил устанавливает перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, в том числе перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.

Следовательно, для установления тарифа на транспортировку воды (сточных вод) по сетям водоснабжения и водоотведения по ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан ООО «РСК» необходимо заключить соответствующий договор с гарантирующей организацией.

Ранее отмечалось, что в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольска РТ от 26.08.2015 г. №128 «О гарантирующей организации» именно АО «ЗВКС» присвоен статус гарантирующей организации на территории г. Зеленодольск Республики Татарстан. В связи с чем, действия ООО «РСК», направленные на заключение договора транспортировки питьевой воды и сточных вод с АО «ЗВКС», являются обоснованными.

Со стороны АО «ЗВКС» также заявлен довод, что указанной организацией предприняты действия, направленные на признание  договора аренды №1652/ф от 25.05.2018 г., заключенного ООО «РСК» с НО «ГЖФ при Президенте РТ» недействительным. В частности, на рассмотрение Арбитражного суда Республики Татарстан находится дело №А65-12945/2019 по иску АО «ЗВКС» к  НО «ГЖФ при Президенте РТ», ООО «РСК» о признании договоров аренды №1652/ф от 25.05.2018г., №1656/ф от 25.05.2018г., недействительными.

Тем не менее, ООО «РСК» обращалось в адрес АО «ЗВКС» с заявлением о заключении договоров транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод еще 06.06.2018г.

Помимо этого, со стороны Татарстанского УФАС России в отношении АО «ЗВКС» было вынесено Предупреждение (исх.№ СП-05/3007 от 01.03.2019г.) о необходимости заключения вышеуказанных договоров в течение месяца со дня вынесения данного предупреждения.

Таким образом, АО «ЗВКС» не предпринимало действий, направленных на признание договоров аренды, заключенных между ООО «РСК» и НО «ГЖФ при Президенте РТ» недействительными на протяжении более, чем полгода.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что НО «ГЖФ при Президенте РТ» выступало в качестве Инвестора по ряду договоров, предметами которых выступало строительство ряда объектов (в том числе домов и инженерных сетей, сооружений) по ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан. В частности указанной организацией заключены следующие договоры: Договор №269/ф на осуществление прав и обязанностей Заказчика от 01.04.2003 года, Договор №232/ф подрядных работ на строительство объекта от 25.07.2005 года, Договор №340/ф об инвестировании доли в строительстве от 10.08.2007 года, Договор №640/ф об участии в долевом строительстве многоквартирного дома с офисными помещениями от 07.12.2006 года, Договор №264/ф на выполнение работ по техническому надзору за строительством объекта от 18.08.2005 года, Договор на инвестирование объектов №165/ф от 14.03.2001 года, Договор №1004/ф на выполнение работ в рамках делегированных функций заказчика от 19.12.2008 года, Договор №219/ф на выполнение работ в марках делегированных функций заказчика от 29.05.2006 года,  Договор №363/ф на выполнение работ в рамках делегированных функций заказчика от 07.08.2006 года, Договор №815/ф об инвестировании доли в строительстве от 10.10.2013 года, Государственный контракт №798/ф на осуществление прав и обязанностей Заказчика на строительство жилого дома от 27.10.2004 года.

Таким образом, строительство домов, а также инженерных сетей объектов, расположенных по ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан осуществлялось за счет средств НО «ГЖФ при Президенте РТ», в связи с чем, указанная организация выступала правообладателем сетей по вышеуказанным адресам. При этом законодательно не установлено обязанность по регистрации права собственности на объекты недвижимости. В связи с чем, 25 мая 2018 года НО «ГЖФ при Президенте РТ» заключило с ООО «РСК» договоры аренды №1652/ф и 1656/ф, в соответствии с которыми внутриквартальные инженерные сети по ул. Гоголя, д.23, ул. Гоголя, д. 25а, ул. Рогачева, д. 22а, ул. Рогачева, д. 36а, ул. К. Маркса, д. 11, ул. К.Маркса, д. 17, ул. К. Маркса, д. 57В, ул. Энгельса, д.2, ул. Б. Урманче, д.4, ул. Б. Урманче, д. 6, ул. Шустова, д. 7, ул. Комарова, д. 39 г. Зеленодольска Республики Татарстан переданы за плату и временное пользование ООО «РСК» в целях осуществления регулируемого вида деятельности, транспортировки питьевой воды и сточных вод.

В своих пояснениях АО «ЗВКС» ссылалось на то, что является пользователем сетей водоснабжения по адресам: ул. Гоголя. 25А, Энгельса, 2, К. Маркса, 11, Комарова, 39 на основании договора безвозмездного пользования №01/13 от 03.09.2013 года, заключенного между Исполнительным комитетом муниципального образования «город Зеленодольск и ОАО «Водоканалсервис» (правопредшественник АО «ЗВКС»). Следовательно, АО «ЗВКС» может быть признано пользователем лишь части сетей, переданных НО «ГЖФ при Президенте РТ» ООО «РСК» по договорам аренды №1652/ф и 1656/ф.

Таким образом, рассмотрения дела №А65-12945/2019, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, не имеет значения для рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

В соответствии с ч.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

В соответствии с ч.1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п.11 ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение, по общему правилу, заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

В связи с чем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в части заключения, а также исполнения Договора №01/13 безвозмездного пользования от 03.09.2013 года, заключенного между Исполнительным комитетом муниципального образования «город Зеленодольск и ОАО «Водоканалсервис».

25 июля 2019 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла, вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-479/2019.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Тем не менее, со стороны участников рассмотрения дела №016/01/10-479/2019 письменных возражений, пояснений и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела №016/01/10-479/2019, не представлено.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенного на 22 августа 2019 года, представителями ООО «РСК», НО «ГЖФ при Президенте РТ» подтверждалось, что на момент рассмотрения дела №016/01/10-479/2019 Комиссией Татарстанского УФАС России договоры аренды №1652/ф от 25.05.2018г., №1656/ф от 25.05.2018г. недействительными не признаны.

Помимо прочего, Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым отметить, что изложенная в Заключении об обстоятельствах дела № 016/01/10-479/2019 позиция подтверждается также судебной практикой. В частности,  на рассмотрении Арбитражного суда Республики Татарстан находилось дело №А65-30485/2018 по иску АО «Особая экономическая зона «Иннополис» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным и отмене предупреждения, обязывающего АО «Особая экономическая зона «Иннополис» заключить с ООО «РСК» договоры на транспортировку питьевой воды и сточных вод. В соответствии с Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-30485/2018 от 21.01.2019 года в удовлетворении исковых требований АО «Особая экономическая зона «Иннополис» отказано в полном объеме.

В связи с изложенным, в действиях ответчика АО «ЗВКС» усматривается:

- уклонение от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК»;

- препятствование получению тарифа на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для ООО «РСК» в Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам.

Комиссия Татарстанского УФАС России,  рассмотрев все доводы, имеющиеся в деле доказательства, установила факт уклонения АО «ЗВКС» от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК», что препятствует получению тарифа на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для ООО «РСК» в Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, доказано  материалами дела.

Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «ЗВКС» как нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать АО «ЗВКС» (ИНН 1648041104, 422541, Татарстан Республика, район Зеленодольский, г. Зеленодольск, ул. Озерная, д. 48) нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованного отказа либо уклонения от заключения договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод с ООО «РСК».

Выдать АО «ЗВКС» (ИНН 1648041104, 422541, Татарстан Республика, район Зеленодольский, г. Зеленодольск, ул. Озерная, д. 48) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно обеспечить заключение с ООО «РСК» (ИНН: 1660200738, 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зинина, д. 10, оф. 401) договора на транспортировку питьевой воды и договора на транспортировку сточных вод.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в части заключения, а также исполнения Договора №01/13 безвозмездного пользования от 03.09.2013 года, заключенного между Исполнительным комитетом муниципального образования «город Зеленодольск и ОАО «Водоканалсервис».

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении виновных должностных и юридических лиц

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны