Решение №ВЧ-08/5941 Решение по делу №016/05/5-656/2023 от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/5941 от 09.06.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-656/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы за пределами разрешенных законом мест (по сетям электросвязи), которая содержит не соответствующие действительности сведения о размере скидок следующего содержания: «<…>», что имеет признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 2.1статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение <…> (вх. № 2680 от 16.03.2023 г.) в котором указывается на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Исходя из обращения следует, что Заявителю было предложено купить крепкий алкоголь с 30 процентной скидкой с 10 по 11 марта, при покупке от 3 до 24 штук.

Заявитель, придя в магазин и соблюдая перечисленные условия, решил купить водку Чистое поле (40%). На кассе оказалось, что водка Чистое поле (40%) не участвует в акции и что перед покупкой Заявитель должен был зайти на сайт. Согласно пояснением Заявителя, он не имел возможности этого сделать, так как имеет только кнопочный телефон.

Обществу был направлен запрос о предоставлении пояснений по вышеуказанным фактам.

В ответ на запрос информации ООО «Лента» сообщает, что рассылка информации осуществлялась в рамках информирования о товарно-ценовом предложении постоянным покупателям крепкого алкоголя в ООО «Лента». Адресаты данных сообщений были заранее определены и ограничены. Данное ограничение производилось по следующим фильтрам адресатов:

- выбраны пользователи, которые дали согласие на направление им смс-сообщений;

- исключены клиенты, выбравшие в качестве основного магазин, не участвующий в акции;

- выбраны только клиенты старше 18 лет;

- выбраны только активные клиенты (совершавшие покупки в магазинах в течение предшествующих 3 месяцев);

- подобраны клиенты, заинтересованные в товаре данной категории (только те клиенты, которые покупали 27 группу товаров (алкоголь) в течение последних 6 месяцев).

Таким образом, в рассматриваемом случае конкретные получатели информации были заранее отобраны определены с учетом истории покупок и потребительских предпочтений с целью информировать их об ассортименте и стоимости товара.

При этом, поскольку информирование получателей смс проводилось ООО «Лента» в рамках программы лояльности «Всё включено!» (https://lenta.com/info/loyalty-program-rules/), применению подлежит п. 12.2 указанной Программы:

Информация об Акции доводится до сведения Участников путем размещения соответствующей информации на Сайте Компании и/или посредством направления sms/текстовых-сообщений и/или иными способами. При этом в соответствии с пп. К) п. 10 указанной Программы участник программы лояльности участвует в акциях в соответствии с правилами указанных акций. А в соответствии с п. 2.2. и 2.5. Программы: Участник, вступая в Программу, полностью и безоговорочно принимает настоящие Правила и обязуется их выполнять. Незнание Правил не является основанием для предъявления каких-либо претензий со стороны Держателей Карт.

Таким образом, информирование получателей информации производилось в соответствии с правилами программы лояльности.

Однако, реклама, содержащаяся в смс-сообщении не соответствует действительности, кроме того указание переходной ссылки само себе не свидетельствует о полной и достоверной рекламе рассылаемой Обществом, так как данное обстоятельство зависит не только от действий самого Заявителя, но в том числе и от технических возможностей на переход по указанной ссылке с наличием подключенного Интернета на устройствах Заявителя.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к предоставляемой компанией акции, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о размере скидок, что указывает на нарушение требования п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно размера скидки.

Кроме того, согласно части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Исходя из положений указанных норм, на рекламу продавца алкогольной продукции распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы алкогольной продукции.

Следовательно, реклама магазина, в том числе алкогольной продукции (продавца алкогольной продукции ООО «ЛЕНТА») не должна размещаться вне стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Таким образом, в рекламе магазина, в том числе алкогольной продукции ООО «ЛЕНТА», распространявшейся на номер телефона Заявителя посредством смс-сообщения, усматриваются признаки нарушения части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛЕНТА» (ИНН 7814148471, 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина д. 112, литера Б).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей и недостоверной, нарушающей пункт 4 части 3 статьи 5, часть 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» распространявшуюся посредством смс-сообщения рекламу магазина, в том числе алкогольной продукции ООО «ЛЕНТА», поскольку распространенная реклама алкогольной продукции не содержала полной и достоверной информации, а также распространялась за пределами разрешенных законом мест.

2. Выдать ООО «ЛЕНТА» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства прекращения совершения нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны