Решение №ИП-06/7804 Решение по делу №06-12/2019 от 29 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/7804 от 29.05.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №06-12/2019 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан и АО ХК «Татнефтепродукт» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан и ОАО «Татнефтепродукт»  явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 В ходе проведения контрольных мероприятий Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

В результате изучения документации, Татарстанским УФАС России было установлено, что Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан неоднократно заключались договоры на поставку товаров до 100 000 рублей, в совокупности которые превышают указанный объем, а именно были заключены договоры с Шеморданским филиалом ОАО «Татнефтепродукт»:

- №Кд-186/шем от 05.04.2018г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 10 000,00 рублей;

- №34 КУК АДС от 21.06.2018г. на поставку товаров и услуг с использованием топливных карт на сумму 1 516,67 рублей;

- №КД-207/шем от 14.02.2018г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 50 000,00 рублей;

- №КД-207/шем от 05.02.2018г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 50 000,00 рублей;

- №КД-222/шем от 23.01.2018г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 92 200,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 26.01.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 99 900,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 15.02.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 92 200,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 13.04.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 99 900,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 13.04.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 88 841,27 рублей;

- №44-К/И/-17 от 03.05.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 99 900,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 05.05.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 41 890,18 рублей;

- №44-К/И/-17 от 31.05.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 99 900,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 31.05.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 43 701,98 рублей;

- №44-К/И/-17 от 01.06.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 99 900,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 01.06.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 48 707,19 рублей;

- №44-К/И/-17 от 01.08.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 90 000,00 рублей;

- №44-К/И/-17 от 22.08.2017г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 63 191,42 рублей;

- №КД-13/шем от 31.08.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 99 000,00 рублей;

- №36/09-СБР от 05.09.2017г. на поставку товаров и услуг с использованием топливных карт на сумму 77 559,38 рублей;

- №КД-80/шем от 30.09.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 99 000,00 рублей;

- №КД-74/шем от 31.10.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 99 900,00 рублей;

- №КД-74/шем от 31.10.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 99 900,00 рублей;

- №КД-86/шем от 23.11.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 47 900,00 рублей;

- №КД-116/шем от 23.11.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 60 000,00 рублей;

- №КД-116/шем от 12.12.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 80 000,00 рублей;

- №КД-180/шем от 20.12.2017г. на поставку ГСМ с использованием электронных карт на сумму 99 000,00 рублей;

- №44-К/И/1-16 от 01.01.2016г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 90 000,00 рублей;

- №44-К/И/1-16 от 29.01.2016г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 35 600,00 рублей;

- №44-К/И/1-16 от 01.02.2016г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 98 741,35 рублей;

- №44-К/И/1-16 от 08.02.2016г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 3 629,00 рублей;

- №44-К/И/1-16 от 11.02.2016г. на поставку нефтепродуктов с АЗС по электронным картам на сумму 14 200,00 рублей.

Данное обстоятельство свидетельствует, что выбор в качестве подрядчиков (поставщиков) выполнения (поставки) услуг, работ (товаров), именно указанных субъектов не обусловлено случайными обстоятельствами или обстоятельствами неопределимой силы, а имеет ярко выраженный систематический характер, что не свойственно при отсутствии какого либо соглашения и (или) отсутствия согласованных действий, как со стороны заказчика, который  предложил хозяйствующим субъектам выполнить те или иные работы и оплатить их по частям (до 100 000 рублей), так и со стороны хозяйствующего субъекта, принявшего данные предложения заказчика.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 13 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

В соответствии с частью 17 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2. методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

По мнению Татарстанского УФАС России, данные работы оказываемые в рамках указанных договорах являются идентичными, в связи с чем их можно было исполнить в рамках одного договора (контракта) с непосредственной публикацией извещения, проведением конкурентных процедур, а также с привлечением максимального числа заинтересованных лиц.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан и ОАО «Татнефтепродукт» содержат признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 30.01.2019 №01/34-к о возбуждении дела и создании комиссии по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан и ОАО «Татнефтепродукт», выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур.

В результате изучения представленных материалов и документов, Комиссией было установлено, что договоры на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района были заключены с АО ХК «Татнефтепродукт».

На основании изложенного, определением о прекращении участия ответчика по делу (исх. №ИП-06/3636 от 13.03.2019г.), участие ОАО «Татнефтепродукт» было прекращено в качестве ответчика по делу №06-12/2019.

Определением об отложении дела от 12.03.2019г. (исх. №ИП-06/3637 от 13.03.2019г.), АО ХК «Татнефтепродукт» был привлечён к участию в деле №06-12/2019 в качестве ответчика.

По результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к следующему.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

<…>

В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией были проанализированы сложившиеся в период с 2014 по 2018 года рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчиков.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

При этом в рассматриваемом случае продуктовые границы определены предметом договоров поставки, выполнения работ, оказания услуг. 

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка, на котором ответчиками совершено нарушение антимонопольного законодательства является поставка ГСМ и нефтепродуктов с АЗС.  

Согласно пояснениям представителя Исполнительного комитета Кукморского муниципального района, заключение прямых договоров с АО ХК «Татнефтепродукт» обусловлена географией расположения автозаправочных станций не только на территории Кукморского района, но на территории всей Республике Татарстан.

На основании изложенного, географические границы исследуемого рынка- территория Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Целью заключения указанных контрактов был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств определенным хозяйствующим субъектам. 

Одной из характерных черт проведения торгов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурентных торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов  в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары,  исполнить работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Антиконкурентное соглашение предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), в том числе осуществлять заключение договоров, способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким  образом, действия Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ и АО ХК «Татнефтепродукт», выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела № 06-12/2019.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.        

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан , АО ХК «Татнефтепродукт» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный промежуток времени на сумму, превышающую в совокупности 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или)  устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны