Предупреждение №АЯ-08/3515 Предупреждение №П08-12/2022 о прекращении действий (бездейст... от 17 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № АЯ-08/3515 от 17.03.2022

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) поступило обращение ООО «КАН АВТО-3» (ИНН 1657107545, ОГРН 1111690044564, юридический адрес: РТ, г. Казань, ул. Короленко, зд. 58, корп. 10, пом. 9) (вх. № 16562 от 13.12.2021 г.) по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном использовании ООО «СОЮЗ АВТО» (ИНН 6311190820, ОГРН 1216300024687, юридический адрес: 443030, Самарская область, г. Самара, вн. р-н. Железнодорожный, г. Самара, ул. Спортивная, д. 14, ком. 3) товарного знака «KIA» путем их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://trast-auto.com/. 

Из текста обращения следует, что между компанией «Киа Моторс Корпорейшн», ООО «КИА РОССИЯ и СНГ» (дистрибьютор) и ООО «КАН АВТО-3» имеются договорные отношения, по которым ООО «КИА РОССИЯ и СНГ» и ООО «КАН АВТО-3» являются продавцами автомобилей марки KIA на территории Российской Федерации. В рамках договорных отношений компания «Киа Моторс Корпорейшн» разрешила дистрибьютору, а дистрибьютор - ООО «КАН АВТО-3» использовать логотипы и товарные обозначения на территории Российской Федерации.

Таким образом, ООО «КАН АВТО-3» уполномочен использовать товарный знак «KIA» в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, на официальном сайте производителя автомобиля марки KIA https://www.kia.ru/ отражена информация о том, что ООО «КАН АВТО-3» является официальным дилером автомобилей марки KIA.

ООО «КАН АВТО-3» был зафиксирован факт нарушения антимонопольного законодательства ООО «СОЮЗ АВТО» путем размещения на Интернет-ресурсе, находящегося по адресу https://trast-auto.com/, информации о покупке автомобилей марки KIA.

Согласно информации представленной в адрес Управления, ООО «КАН АВТО-3», компания «Киа Моторс Корпорейшн», ООО «КИА РОССИЯ и СНГ» не давали своего согласия на размещение товарного знака «KIA» ООО «СОЮЗ АВТО», соответственно никаких договорных отношений между данными юридическими лицами, в том числе в части использования объектов интеллектуальной собственности, не оформлялось.

Учитывая, что на официальном сайте ООО «СОЮЗ АВТО» https://trast-auto.com/ размещена информация о банках партнерах, Управлением были сделаны запросы указанным банкам с целью установления достоверности размещенной информации.

Так, исходя из сведений, размещенных на сайте ООО «СОЮЗ АВТО», числятся 11 банков-партнеров.

 Фотоизображение приведено ниже:

В частности, Татарстанским УФАС направлен запрос информации Банкам-партнерам, о наличии/отсутствии договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с автоцентром ООО «СОЮЗ АВТО», об информации о наличии/отсутствии в банке программ автокредитования с условием от 1% годовых.

На момент подготовки докладной записи ответы получены от 9 банков

Так, согласно ответу АО «Райффайзенбанк», у банка отсутствуют действующие договоры о сотрудничестве в рамках автокредитования с ООО «СОЮЗ АВТО». АО «Райффайзенбанк» не предоставлял согласия на использование логотипа банка, а также на указание какой-либо информации о банке на сайте ООО «СОЮЗ АВТО».

Кредитные программы на приобретение автомобиля со ставкой от 1% годовых у АО «Райффайзенбанк» отсутствуют.

В своем ответе ПАО АКБ «Абсолют Банк» сообщает, что между бданком и ООО «СОЮЗ АВТО» заключено соглашение о сотрудничестве № 21/003/000/014 от 21.07.2021 г.

Согласно пункту 2.1 указанного соглашения стороны, в соответствии с условиями соглашения, регламентируют порядок взаимодействия при осуществлении ООО «СОЮЗ АВТО» привлечения клиентов, в целях заключения клиентами кредитных договоров и договоров страхования в рамках реализации банком программ автокредитования и программ страхования.

Однако у ПАО АКБ «Абсолют Банк» нет условий о кредитовании на приобретение автомобилей под 1%.

Исходя их ответа АО «ЮниКредит Банк» следует, что между АО «ЮниКредит Банк» и ООО «СОЮЗ АВТО» договорные отношения отсутствуют. Предоставление услуг банка по кредитованию на территории автосалона ООО «СОЮЗ АВТО» не производится. Согласие на использование логотипа банка, на сайте ООО «СОЮЗ АВТО», АО «ЮниКредит Банк» не давал.   

В АО «ЮниКредит Банк» существуют специальные программы автокредитования с производителями автомобилей некоторых автомобильных брендов, которые начинаются от 0,1% годовых. При этом в банке отсутствуют кредитные программы с процентной ставкой 1% годовых.      

В ответ на запрос, ПАО «БЫСТРОБАНК» так же сообщил, что с ООО «СОЮЗ АВТО» у ПАО «БЫСТРОБАНК» нет заключенных договоров о сотрудничестве. Соглашений о правах на использование логотипа Банка также не заключалось. Каких-либо преимуществ использования логотипа Банка на сайте https://trast-auto.com/ Банку не дает. В Банке отсутствуют какие-либо программы автокредитования со ставками от 1% годовых.

ООО «Банк Оранжевый» в ответ на запрос сообщил следующее. Между ООО «Банк Оранжевый» и ООО «СОЮЗ АВТО» имеется действующее соглашение о сотрудничестве № СЦ2021/008-6/01 от 27.07.2021 г. В Банке отсутствуют программы автокредитования со ставкой от 1% годовых.

Согласно ответу АО «Экспобанк» договор о сотрудничестве в рамках автокредитования между ООО «СОЮЗ АВТО» и АО «Экспобанк» не заключался, в связи с чем, банк не предоставлял согласие на размещение логотипа банка на сайте ООО «СОЮЗ АВТО». При это в банке отсутствуют программы автокредитования с условием, предусматривающим размер процентной ставкой от 1% годовых. 

В ответ на запрос, ПАО «Сбербанк России» так же сообщил, что в настоящее время банком не реализуются программы автокредитования.

Кроме того, у ПАО «Сбербанк России» нет заключенных действующих договоров о сотрудничестве в рамках автокредитования с ООО «СОЮЗ АВТО». ПАО «Сбербанк России» не давало своего согласия на использование товарного знака банка на сайте ООО «СОЮЗ АВТО».

Исходя из ответа ПАО «Банк ВТБ» следует, что заключенные между ПАО «Банк ВТБ» и ООО «СОЮЗ АВТО» договоры отсутствуют. ПАО «Банк ВТБ» не давал своего согласия на размещение логотипа на сайте https://trast-auto.com/. Программу автокредитования с условием 1% годовых банк не реализует. 

В ответ на запрос АО «Тинькофф Банк» так же сообщил, что банк не сотрудничает с компанией ООО «СОЮЗ АВТО». АО «Тинькофф Банк» не заключал с ООО «СОЮЗ АВТО» договор о сотрудничестве в рамках программ автокредитования, а также не давал поручений ООО «СОЮЗ АВТО» на размещение логотипа банка на сайте https://trast-auto.com/. АО «Тинькофф Банк» не предлагает потребителям программы автокредитования со ставкой от 1% годовых.

Таким образом, в рамках рассмотрения обращения установлена, что на официальном сайте https://trast-auto.com/ ООО «СОЮЗ АВТО» размещена недостоверная информация не только в части использования товарных знаков, стоимости автомобилей, но и в части наличия партнерских отношений с банками.

Кроме того, в настоящее время в отношении ООО «СОЮЗ АВТО» рассматривается дело №016/05/5-2435/2021 по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в ходе производства которого установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс» распространялась реклама с текстом: «Новые а/м Lada в кредит от 1%. Автоцентр в Казани» с переходом на сайт по адресу https://trast-auto.com/.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подобное поведение Общества на товарном рынке по торговле автотранспортными средствами является однообразным и подтверждает недобросовестность по отношению к другим участникам рынка, которые при равном положении и условиях полагаются на добросовестность хозяйствующих субъектов-конкурентов.

Указанные действия ООО «СОЮЗ АВТО» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют убытки добросовестных приобретателей, иными словами по своему существу являются недобросовестной конкуренцией.

Такая ситуация не допустима по смыслу ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, ст. 1484, ст. 14. 2, ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, ратифицированной РФ с 19.09.1968, страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются, в том числе и товарные знаки.

В соответствии со ст. 10 bis парижской конвенции по охране промышленной собственности страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, причем актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности, подлежат запрету все действия, указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную, или торговую деятельность конкурента.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из правового смысла и содержания понятия недобросовестной конкуренции, предусмотренного пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, необходимым признаком, который должен устанавливаться антимонопольным органом, является направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности следует понимать их способность улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц) - конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ООО «СОЮЗ АВТО» по распространению на Интернет-сайте https://trast-auto.com/ недостоверной информации содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ООО «СОЮЗ АВТО» направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий за счет перераспределения спроса потребителей ввиду создания впечатления о более привлекательных условий приобретения автомобилей.

2. Такие действия ООО «СОЮЗ АВТО» противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение недостоверных сведений способно ввести потребителей в заблуждение и привести к неполучению доходов конкурентов.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ООО «СОЮЗ АВТО» признаков нарушения пунктов 2 и 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во введении в заблуждение посредством размещения на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенном по адресу: https://trast-auto.com/ (далее — Сайт), не соответствующей действительности информации относительно наличия партнерских отношений с кредитными организациями - банками, а также указания информации исключительно о привлекательных условиях приобретения автотранспортных средств в отсутствие полной и исчерпывающей информации об условиях приобретения автотранспортных средств, Татарстанское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

ООО «СОЮЗ АВТО» (ИНН 6311190820, ОГРН 1216300024687, юридический адрес: 443030, Самарская область, г. Самара, вн. р-н. Железнодорожный, г. Самара, ул. Спортивная, д. 14, ком. 3) о необходимости в течение 10 дней с момента получения предупреждения прекратить недобросовестные действия, а именно:

- прекратить размещение на Сайте, а также в иных источниках информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, на вывесках и в местах оказания услуг, не соответствующей действительности информации о наличии партнерских отношений с кредитными организациями – банками;

- прекратить размещение на Сайте, а также в иных источниках информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, на вывесках и в местах оказания услуг, исключительно о привлекательных условиях приобретения автотранспортных средств в отсутствие полной и исчерпывающей информации об условиях приобретения автотранспортных средств;

- прекратить размещение на Сайте, а также в иных источниках информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, на вывесках и в местах оказания услуг, товарного знака «KIA», без надлежащего разрешения правообладателя;

- разместить на Сайте, на вывесках и в местах оказания услуг, полную и исчерпывающую информацию об условиях приобретения автотранспортных средств, в том числе об условиях кредитования.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение 10 дней с момента исполнения предупреждения, представив подтверждающие документы (в том числе копии соглашений с банками партнерами, действующими на дату направления ответа, со всеми приложениями и дополнениями являющимися их неотъемлемой частью; выборочно копии договоров о продаже автомобильных средств (по каждой марке автомобиля), заключенных в период с даты выдачи предупреждения по дату направления ответа, а также иные документы, подтверждающие выполнение предупреждения).

В случае невыполнения в установленный срок предупреждения Татарстанское УФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет принято решение о возбуждении в отношении ООО «СОЮЗ АВТО» дела по признакам нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

<…> –[должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны