Постановление №АР-08/1487 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 3 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/14871 от 03.10.2019

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> – [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-1584/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО «ЯНДЕКС» (место нахождение юридического лица: <…>; ОГРН: <…>, ИНН: <…>, КПП: <…>, дата присвоения ОГРН: <…>  г.)  по факту нарушения требований части 10 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года     № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «ЯНДЕКС» или его представителя по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) были установлены признаки нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации в ряде сайтов в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые имеют признаки нарушения Закона «О рекламе».

Согласно части 10 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

В соответствии с Письмом ФАС России от 07.11.2018 №АК/89827/18 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О рекламе» понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (далее - Приказ).

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Принт-скрины распространяемых сайтов представлены ниже:

В связи с тем, что ООО «Яндекс» зарегистрировано на территории, подведомственной Московскому Управлению Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, Татарстанское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО «Яндекс» по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ФАС России рассмотрел ходатайство Татарстанского УФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы услуг по написанию выпускных квалификационных работ в ряде сайтов в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержащей признаки нарушения части 10 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» в отношении ООО «Яндекс» наделил Татарстанское УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

На заседание Комиссии ООО «Яндекс» (далее – Яндекс, также Общество) представило запрашиваемые документы, согласно которым в сервисе «Яндекс.Директ» размещались рекламные объявления со следующими текстами:

«Rosdiplom – все для студента! Сейчас скидка до 25%. Индивидуальный подход. Уникальный материал. Поможем по сложным проектам. Узнай rosdiplom.biz» (далее «реклама 1»);

«Zаочник» - официальный сайт. Работаем быстро и качественно. Решаем проблемы студентов уже более 18 лет! Индивидуальный подход. Звоните! zaochnik2.com» (далее  «реклама 2»);

«Как сделать Курсовую работу? Узнайте в бесплатной книге! «Пишем топовый курсовик» - Бесплатная онлайн-книга. Мы помогли сдать 13000 работ! studymedia.ru» (далее «реклама 3»);

«Все для студентов – ведущие эксперты. Доступные цены. Консультация для студентов от экспертов. Подбор материала онлайн. Жми! stud-asist.ru» (далее  «реклама 4»);

«Помогаем со студенческими работами! Бесплатная оценка стоимости. Реальная фирма из Казани. Помогаем студентам вот уже 10 лет. Качество превыше всего. einstaindiploms.com» (далее «реклама 5»);

«Автор24 для студентов. Автор24 – мы помогаем студентам с 2012 года. Подбор материала онлайн. Регистрация! Author24.expert» (далее – «реклама 6»);

«Помощь студентам от Магистра. Грамотные специалисты. Опыт работы 16 лет. studi5.ru» (далее  «реклама 7»);

«HomeWork для студентов. Платные услуги! Все для студента. Подбор материала онлайн. Опыт 18 лет. Договор. Поможем с любой темой! Хоумворк.рф» (далее «реклама 8»).

Также, представителем ООО «Яндекс» были представлены письменные пояснения, согласно которым Яндекс полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ввиду нижеизложенного.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в частности, услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Таким образом, Закона «О рекламе» запрещает рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, но не помощь в их подготовке и написании.

Оказание помощи в подготовке и написании выпускных квалификационных работ представляет собой консультационные услуги и не запрещено ни Законом «О рекламе», ни иным действующим законодательством Российской Федерации.

В рекламе 1, рекламе 5, рекламе 6, рекламе 7 и рекламе 8 содержится прямое указание на осуществление помощи с выполнением и написанием выпускных квалификационных работ.

В ходе дальнейшего анализа представленных материалов, Комиссия установила, что из всех рекламных материалов, указанных в определении, только в «рекламе 2», «рекламе 5», «рекламе 7» присутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как информация, представленная на сайтах: zaochnik2.com (реклама 2), einstaindiploms.com     (реклама 5), studi5.ru (реклама 7) прямо направлена на услуги по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

Вышеуказанные изображения являются приложением к акту осмотра и исследования сайта от 22.03.2019 года.

Согласно представленным данным «реклама 2» была размещена в рамках договора, заключенного между компанией Yandex Europe AG (место нахождения: <…>) и ZAOCOM Projects LP (<…>; адрес: <…>).

«Реклама 5» была размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и ФИО1 (телефон +<…>, адрес электронной почты <…>) на условиях оферты.

«Реклама 7» размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и ФИО2 (телефон +<…>, адрес электронной почты <…>) на условиях оферты.

При этом Яндекс обращает внимание на то, что информация о рекламодателях вышеуказанных рекламных объявлений была заполнена самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса «Яндекс.Директ». Общество не осуществляет проверку достоверности указанной информации.

В целях установления лиц, которым принадлежат вышеуказанные телефонные номера Татарстанским УФАС России был отправлен запрос в ПАО «Мегафон» (далее – оператор) (Исх. №<…> от <…> г.), в ответ на который оператор представил информацию (Вх. №<…> от <…> г.), согласно которой абонентский номер +<…> выделен ФИО1 (адрес:<…>) (номер согласно договору оферты по «рекламе 5»). Абонентский номер <…> выделен ФИО3 (адрес:<…>) (номер согласно договору оферты по «рекламе 7»).

В ходе дальнейшего анализа представленных документов Комиссией было выявлено, что достоверно установить лицо, которое является рекламодателем «рекламы 2» и «рекламы 7» невозможно, в связи с указанием неточных (некорректных) сведений при заполнении клиентского веб-интерфейс сервиса «Яндекс.Директ».

По мнению Комиссии, лицом, чья личность была установлена правильно, является рекламодатель «рекламы 5», так как данные представленные Яндексом и ПАО «Мегафон» совпадают и указывают на ФИО1

Согласно всему вышесказанному рекламодателем является ФИО1, а рекламораспространителем является ООО «Яндекс».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1         статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «ЯНДЕКС», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Время совершения ООО «ЯНДЕКС» административного правонарушения: 22.03.2019 г.

Место совершения ООО «ЯНДЕКС» административного правонарушения: территория распространения ненадлежащей рекламы на интернет-странице: zaochnik2.com, einstaindiploms.com, studi5.ru.

ООО «ЯНДЕКС» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось 30 сентября 2019 года в 14 часов 45 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская,  д. 55, в отсутствии ООО «ЯНДЕКС» или его представителя по доверенности.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Исх.: №АР-08/9525 от 28.06.2019) по делу               №016/05/7-230/2019 реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации,  рекламодателем которой является ФИО1, а рекламораспространителем является ООО «Яндекс», признана нарушившей требования части 10 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Доказательствами по данному делу являются материалы дела   №016/05/7-230/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «ЯНДЕКС» имелись условия для соблюдения требований Закона «О рекламе», оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

Совершенное правонарушение, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

Обязанность каждого соблюдать закон, закреплена в Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, частью 3.2 и 3.3 статьи 4.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ЯНДЕКС» (место нахождение юридического лица: <…>; ОГРН: <…>, ИНН: <…>, КПП: <…>, дата присвоения ОГРН: <…>  г.), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – <…>;

БИК Банка – <…>;

Расчетный счет – <…>;

Получатель – <…> (<…>)

ИНН получателя – <…>;

КПП получателя – <…>;

ОКТМО – <…>;

КБК – <…>;

УИН – <…>.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3-1584/2019. 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России,             ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел. (факс): 8(843) 238-19-46.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны