Решение №АЯ-04/9610 Решение по делу №016/07/3-1230/2020 от 21 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/9610 от 21.07.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Казэнерго» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №8477/11-19 от 29.12.2018 г.) и <…> – [должностное лицо] (доверенность №4166/11-19 от 08.07.2020 г.), в отсутствии представителя заявителя ООО «Эталон» (ходатайство о рассмотрении без участия), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу (вх. №9018/ж от 30.06.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки, с номером извещения №32009214942, на предмет: оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности газорегуляторных установок (ГРУ), внутренних газопроводов (ВГП), наружных газопроводов (НГП) и газогорелочных устройств (ГГУ) котлов,

УСТАНОВИЛА:

04 июня 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009214942, на предмет: оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности газорегуляторных установок (ГРУ), внутренних газопроводов (ВГП), наружных газопроводов (НГП) и газогорелочных устройств (ГГУ) котлов.

Начальная (максимальная) цена - 982 000,00 рублей.

По мнению заявителя, в действиях заказчика, при проведении закупки, содержится нарушение норм действующего законодательства, в части неправомерного отклонения заявки заявителя.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения изучения документации приходит к следующим выводам.

По мнению заявителя, в действиях заказчика, при проведении закупки, содержится нарушение норм действующего законодательства, в части неправомерного отклонения заявки заявителя.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках, гласит, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 5 Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности является наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной.

В пункте 6 документации установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе, следующие документы и сведения: документы или копии документов, подтверждающих право участника закупки выполнять условия договора (поставки товара, выполнения работы, оказания услуги), предметом которого является настоящая закупка:

- действующая лицензия на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (объектах газораспределения и газопотребления), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору России в соответствие  с Федеральным закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ, и переоформленной в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2014 г. N471;

- аттестационные удостоверения и копии трудовых книжек (первая и последняя страницы) экспертов, аттестованных в области, соответствующей предмету закупки в количестве не менее 3 (трех) человек;

В соответствии с Протоколом от 22.06.2020 г., заявка Участника закупки ООО «Эталон» признана несоответсвующей требованиям установленным в закупочной документации, а именно: Заявка участника не соответствует требованиям, указанным в п.6 Информационной карты запроса предложений в электронной форме, п.8 ч.1 ст.17 гл.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Казэнерго», а именно: - представлены сведения только 2 (двух) экспертов из 3 (трех) аттестованных в области, соответствующей предмету закупки.

Согласно пояснениям заказчика, учитывая, что предметом закупки является оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности газорегуляторных установок (ГРУ) внутренних газопроводов (ВГП), наружных газопроводов (НГП) и газогорелочных устройств (ГГУ) котлов, последний отклонял заявки тех участников, в составе которых отсутствовали все необходимые документы на 3 (трех) экспертов, аттестованных в области предмета закупки. В составе заявки заявителя присутствовали документы на 2 (двух) экспертов, имеющих удостоверения экспертов «Э11 ТУ (техническое устройство)», а именно: <…> – [должностное лицо] и <…> – [должностное лицо] Заказчиком не засчитаны документы, представленные на <…> – [должностное лицо], по причине отсутствия у эксперта удостоверения на технические устройства. Удостоверение <…> – [должностное лицо]. «Э11 ЗС (здания, сооружения)», представленное в составе заявки заявителя, во внимание Заказчиком не принято, так как по мнению заказчика, удостоверение на здания, сооружения не соответствует предмету рассматриваемой закупки.

Комиссией установлено, что в соответствии с разъяснениями Ростехнадзора №14-00-10/2286 от 28.10.2015 г. и № 14-00-10/479 от 16.03.2016 г. «Газопроводы сетей газораспределения и газопотребления относятся к сооружениям, которые являются объектами капитального строительства и представляют собой линейную строительную систему, предназначенную для выполнения транспортирования природного газа».

В соответствии с разъяснением Ростехнадзора №14-00-10/1972 от 26.10.2016г. «Экспертизу промышленной безопасности газопроводов, входящих в состав опасных производственных объектов газоснабжения, проводит эксперт, аттестованный по областям аттестации Э11 ТУ и Э11 ЗС».

В составе заявки заявителя предоставлены документы на следующих экспертов:

1. <…> – [должностное лицо] - удостоверение эксперта Э11 ТУ 3 категории (№ АЭ.16.00523.003);

2. <…> – [должностное лицо] - удостоверение эксперта - Э11 ЗС 2 категории (№ АЭ.16.00428.003);

3. <…> – [должностное лицо] - удостоверения эксперта Э11 ТУ 3 категории (№ АЭ.17.02257.028) и Э11 ЗС 3 категории (№ АЭ.17.02257.023).

Таким образом, учитывая, что газорегуляторные установки (ГРУ), внутренних газопроводов (ВГП), наружных газопроводов (НГП) и газогорелочных устройств (ГГУ) котлов  являются линейной строительной системой, предназначенной для выполнения транспортирования природного газа, то вышеуказанные разъяснения Ростехнадзора свидетельствуют о том, что эксперты в области аттестации Э11 ЗС и Э11 ТУ имеют прямое отношение к предмету закупки, следовательно, заявителем в полном объеме были представлены документы, соответствующие требованиям конкурсной документации. Заказчик нобоснованно отклонил заявку участника закупки ООО «Эталон», что нарушает требования частей 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

Довод заказчика о том, что уведомления о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Приволжского управления Ростехнадзора подтверждают, что предмет закупки – техническое устройство несостоятелен, так как вышеуказанные уведомления (не процессуальные документы) не отменяют разъяснения Ростехнадзора и требования, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым газопроводы сетей газораспределения и газопотребления относятся к сооружениям.

На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Эталон» (вх. №9018/ж от 30.06.2020г.) на действия заказчика АО «Казэнерго» (ИНН: 1659143468) при проведении закупки, с номером извещения №32009214942, на предмет: оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности газорегуляторных установок (ГРУ), внутренних газопроводов (ВГП), наружных газопроводов (НГП) и газогорелочных устройств (ГГУ) котлов, обоснованной.

Признать заказчика - АО «Казэнерго» нарушившим требования частей 1 и 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Выдать заказчику - АО «Казэнерго» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны