Решение №АЯ-04/4868 Решение по делу №016/07/3-652/2021 от 22 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/4868 от 22.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей Заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/317 от 15.01.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/131 от 31.12.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/366 от 09.02.2021 г.), в отсутствии представителя заявителя ООО «Снабженец-2» - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Снабженец-2» (вх. №4879/ж от 09.04.2021 г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки №32110150209 на предмет: 2021/13-4 оказание услуг по изготовлению видеороликов о производственной деятельности АО "Сетевая компания",

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении предложения делать оферты в электронной форме № 32110150209 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 01.04.2021 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 789 200,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, Заказчиком в закупочной документации установлены субъективные,  критерии оценки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (далее – Положение).

Пунктом 3.1 Положения установлено, что предложение делать оферты относится к конкурентным закупкам, проводимым иными способами (не в форме торгов).

Согласно пункту 10.4.1 Положения для участия в ПДО участник закупки должен подготовить заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о закупке.

В закупочной документации Заказчиком установлены критерии оценок заявок участников:

«Оценка проходит на основании представленных Участниками видеороликов.

Каждый член экспертной группы оценивает портфолио каждого Участника по баллам (по 100-бальной шкале).

Портфолио оценивается по следующим критериям:

Наименование

Балл

1

Режиссура

20

2

Работа оператора

20

3

Сценарий

20

4

Монтаж

20

5

Спецэффекты

20

            Режиссура

А. Понятный креатив

Б. Хорошая подборка актеров в ролике

В. Умение размещать рекламируемый продукт в кадре

Г. Общее настроение ролика, передача атмосферы

Д. Понимание целевой аудитории

            Работа оператора

А. Гармоничный цвет картинки (цветовая гармония кадров)

Б. Необычные ракурсы

В. Качество видеосъемки (без дрожаний, и резких переходов)

Картинка технически без брака, все в фокусе, картинка плавная, нет пересвета

Г. Качественная креативная  композиция

Д.Технически правильно направленный свет

 

            Сценарий

А.  События разворачиваются шаг за шагом, они последовательны и взаимосвязаны.

Б. Законченная история

В. Естественность истории

          Монтаж

А. Отсутсвие немонтажных стыков

Б. Действия в кадре соответствует закадровому дикторскому тексту

В. Картинка  «не спешит»

Г. Монтаж соответствует основным принципам классического монтажа (сохранение темпа ритма, сохранение единства времени и пространства, настроение основной идеи,           цветоккорекция)

          Спецэффекты

А. Информативность

Б. Уместность

В. Органичность

Г. Эстетичность

Конкретный балл по Участнику рассчитывается как среднее арифметическое значение всех баллов, присвоенных Участнику экспертами группы».

В своей жалобе заявитель сослался на то, что критерии, установленные в закупочной документации являются неизмеряемыми, оценка по установленным критериям будет проведена субъективно.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что установленный порядок оценки заявок (значимость критерия «Экспертная оценка портфолио организации» составляет 50%) не позволяют выявить наилучшее предложение условий исполнения договора, оставляют оценку заявок на субъективное усмотрение комиссии, а также не указано каким образом комиссия оценит предложение участника закупки с точки зрения наибольшей эффективности и достижения наилучшего результата.

В целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.

В этой связи, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых закупочной комиссией в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договора по результатам проведенной закупки.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить договоры именно с заранее определенными лицами.

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

В настоящем случае рассмотрение заявок участников закупки основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии и не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников закупки.

Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможность участникам закупки, претендующим на заключение договора, подготовить предложение в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов комиссии заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по договору и привести к неэффективности осуществленной закупки.

Данный порядок оценки препятствует выявлению лучших условий исполнения договора, т.к. позволяет оценить одно и то же содержание заявки как в 40 баллов, так и в 0 баллов. Фактически установленный порядок оценки провоцирует произвольное толкование членами конкурсной комиссии его положений.

Комиссия так же отмечает, что в рассматриваемом случае непонятно каким образом будут, например, присвоены баллы по подкритерию «Спецэффекты», как будет оцениваться заявка участника закупки по таким характеристикам как «информативность, эстетичность, уместность и т.д.»,  присвоение баллов по указанным характеристикам будет произведено субъективно. Так, для одного члена комиссии спецэффекты, использованные в видеоролике могут быть эстетичны, уместны  и он присвоит заявке участника наибольшее количество баллов по данному подкритерию, в то время как для другого члена комиссии использованные в видеоролике спецэффекты могут быть крайне неуместны и неэстетичны. Аналогичная субъективная оценка может быть дана по всем подкритериям критерия «Экспертная оценка портфолио организации», по которой, в свою очередь, Заказчиком установлена значимость в размере 50%.

Таким образом, изучив установленные требования к участникам закупки, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление таких подкритериев в закупочной документации допускает произвольную трактовку, так как выбор победителя закупки происходит на субъективное усмотрение комиссии.

На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком нарушены требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4, пунктов 2,4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Кроме того, учитывая, что выявленные нарушения могут повлиять на результаты определения поставщика, Комиссия принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Снабженец-2» (вх. № 4879/ж от 09.04.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки № 32110150209 на предмет: 2021/13-4 оказание услуг по изготовлению видеороликов о производственной деятельности АО "Сетевая компания" обоснованной.

Признать Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" нарушившим требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4, пунктов 2,4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны