Определение №СП-05/6829 Определение о назначении дела №016/01/17-430/2019 о нарушени... от 13 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/6829 от 13.05.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> –[должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило письмо из Прокуратуры Республики Татарстан (вх.№3653 от 06.03.2019г.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Центр экспертизы и геоизысканий», ООО «ПСК ГРАД» и ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздрава России.

Согласно поступившим материалам, Прокуратурой Республики Татарстан была проведена проверка соблюдения ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд, а также законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В ходе проведения проверки было установлено, что 03 ноября 2017 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №31705705963 на право заключения договора на выполнение работ по возведению здания общежития на 400 мест по адресу: г. Казань, ул. Фатыха Амирхана, д. 16 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России.

Начальная (максимальная) цена договора - 274 900 770 рублей.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с пунктом 3.11.4 документации заявка на участие в аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, в случае:

1)            непредставления сведений, предусмотренных п. 3.4, или представления недостоверных сведений;

2)            несоответствия сведений, предусмотренных п. 3.4, требованиям документации об аукционе в электронной форме.

Пунктом 3.11.5 установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным п.п. 3.11.4 не допускается.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. №17 от 07.06.2017г.) (далее – Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1)            Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

2)            Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

3)            Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 3.4.2 документации об аукционе в электронной форме №31705705963 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1)            при заключении договора на поставку товара:

а)            согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б)           конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

2)            согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

3)            при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а)            согласие участника такого аукциона на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б)           согласие участника такого аукциона на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Под конкретными показателями товара, используемого при выполнении работ, Заказчиком понимаются все его функциональные, качественные и количественные характеристики, характеристики его упаковки и иные показатели, содержащиеся в настоящей документации об аукционе в электронной форме. При составлении предложения о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ следует указать полный перечень конкретных показателей этого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие №62 от 24 ноября 2017 года заявка с порядковым номером 2 не допущена к участию в аукционе на основании пп. 1.1. п. 15 раздела 5. Информационная карта аукциона, ввиду непредставления участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о конкретных показателях товара, используемого в процессе выполнения работ, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, марка, модель, товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара, при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, с обязательным указанием производителя товара, установленным в разделе 3 «Техническое задание» документации об аукционе в электронной форме.

По мнению Татарстанского УФАС России, установленные заказчиком в разделе 3 «Техническое задание» документации об аукционе в электронной форме являются объемными и ограничивающими конкуренцию, а также направлены на снижение количества участников закупки.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

В соответствии с указанными требованиями законодательства в «Сборниках спецификаций оборудования и материалов» по 1 и 2 этапу рабочей документации проектировщиком предусмотрены и указаны определенное оборудование, материалы и их изготовители.

Рабочая документация включена заказчиком в состав документации о закупке №31705705963 в качестве приложения 4.

Кроме того, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации допускается лишь после внесения в нее соответствующих изменений.

Таким образом, при наличии в составе документации проектной документации указание объемных требований к материалам, оборудованию и выполняемым работам в техническом задании (стр. 14-137 аукционной документации) искусственно создают препятствия для потенциальных участников для участия в закупке, так как установленные работы будут выполнены в соответствии с ранее разработанной проектной документацией.

В рассматриваемом случае, данное обстоятельство привело к отклонению заявки участника и заключению договора на право заключения договора на выполнение работ по возведению здания общежития на 400 мест по адресу: г.Казань, ул. Фатыха Амирхана, д. 16 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России с победителем закупки по начальной (максимальной) цене контракта — 274 900 770,00 рублей.

Кроме того, победителем по результатам аукциона стал участник ООО «ПСК-ГРАД» (ИНН 1659181424) с ценой 274 900 770,00, при начальной максимальной цене контракта равной 274 900 770 рублей, то есть без снижения.

Строительство данного объекта осуществлялось на основании Проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных ООО «ГК РусьСтройЭкспертиза» от 28.09.2017г.

Проектная документация была подготовлена ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (ИНН 1660138448), на которую в октябре 2017 года ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздрава России также была проведена закупка №31604509827 на предмет «Право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту: Общежитие на 400 мест ФГБОУ ВО Казанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу: г. Казань, ул. Ф. Амирхана, д. 16» с начальной максимальной ценой контракта 7 446 357,14 рублей.

Победителем закупки был определен ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (ИНН 1660138448) с ценой 7 070 500,00 рублей.

Вместе с тем установлено, что ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (ИНН 1660138448) и ООО «ПСК-ГРАД» (ИНН 1659181424) являются аффилированными лицами:

<…> ООО «ПСК ГРАД» являются <…>  с долей 50% и <…> с долей 50%, <…> ООО «ПСК ГРАД» является <…>, в то же время <…> и <…> являются учредителями ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» с долями, равными 33%.

<…>

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положения части 1 статьи 17 распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (ИНН 1660138448), ООО «ПСК-ГРАД» (ИНН 1659181424) признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «ПСК-ГРАД».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 22.01.2019г. № 01/182-к о возбуждении дела №016/01/17-430/2019 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 1655007760), ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (ИНН 1660138448), ООО «ПСК-ГРАД» (ИНН 1659181424) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «ПСК-ГРАД»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/17-430/2019 к рассмотрению на 30 мая 2019 года в 15 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/17-430/2019 в качестве ответчиков:

-              Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (420012, РФ, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49; ИНН 1655007760; КПП 165501001; ОГРН 1021602848189);

-              ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (420087, РТ, г. Казань, ул. Родины, д.1, пом.1104; ИНН 1660138448; КПП 166001001; ОГРН 1101690019034);

-              ООО «ПСК-ГРАД» (420126, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Фатыха Амирхана, д.14Б, пом.1005; ИНН 1659181424; КПП 165701001; ОГРН 1171690040950).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России в срок до 23 мая 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «ПСК-ГРАД»;

реестр всех контрактов и/или договоров, заключенных Вашей организацией с ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» (ИНН 1660138448) за 2015-2019гг. (с указанием номера и даты заключения, предмета, срока, цены и основания заключения);

реестр всех контрактов и/или договоров, заключенных Вашей организацией с ООО «ПСК-ГРАД» (ИНН 1659181424) за 2015-2019гг. (с указанием номера и даты заключения, предмета, срока, цены и основания заключения).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» и  ООО «ПСК-ГРАД» в срок до 23 мая 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «ПСК-ГРАД»;

учредительные документы ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, в том числе устав ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017, 2018 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

сведения о группе лиц ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ по состоянию на 2016г., 2017 г., 2018г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ №293 от 20.11.2006г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

информацию обо всех торгах, в которых принимала участие Ваша организация в 2016 – 2019 годах. Информацию представить в виде следующей таблицы.

Номер извещения

Дата проведения

Начальная максимальная цена

Ваше последнее ценовое предложение

Результат торгов (признан или не признан победителем)

копии договоров и/или контрактов, заключенных по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме №31604509827, 31705705963 со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами, спецификациями;

копии документов, подтверждающих оплату по договорам и/или контрактам, заключенным по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме №31604509827, 31705705963 (платежные поручения, квитанции и др.);

копии актов сдачи-приемки оказанных услуг (выполнения обязательств) по договорам и/или контрактам, заключенным по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме №31604509827, 31705705963;

реестр всех контрактов и/или договоров, заключенных Вашей организацией с иными ответчиками по делу за 2015-2019гг. (с указанием наименования организации, номера и даты заключения, предмета, срока, цены и основания заключения).

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Согласно п. 1 Примечания к ст. 14.32 КоАП РФ, лицо добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Явка представителей с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела №016/01/17-430/2019 в Татарстанском УФАС России обязательна.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны