Решение №АЯ-04/7371 Решение по делу №016/07/3-987/2023 от 19 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№АЯ-04/7371 от 19.07.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо],

Членов Комиссии:

<…> – [должностное лицо],

 

<…> – [должностное лицо],

в присутствии представителей заказчика АО "ТАТСПИРТПРОМ" –<…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо], в присутствии представителя заявителя ООО «Руком» - <…> – [должностное лицо], рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «Руком» (вх.№6950/ж от 07.07.2023г., №7181/ж от 13.07.2023г.) на действия АО "ТАТСПИРТПРОМ" при проведении закупки №32312462784 на предмет: «Право заключения договора на выполнение работ по антикоррозионной защите с последующим окрашиванием металлоконструкции и текущему ремонту кровли»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дата размещения текущей редакции извещения №32312462784 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 06.06.2023 года.

Способ размещения закупки          - Запрос предложений в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора – 20 311 439,71 руб.

Предмет закупки - Право заключения договора на выполнение работ по антикоррозионной защите с последующим окрашиванием металлоконструкции и текущему ремонту кровли.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, были представлены устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об отсутствии прикрепления документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, и неправомерности действий Заказчика по не направлению дополнительного запроса в адрес заявителя в целях возможности предоставления подтверждающих документов.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров работ, услуг АО «ТАТСПИРТПРОМ» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 17.1 Положения под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п.17.2.4 Положения требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки, указываются в закупочной документации. Заявка на участие в запросе предложений состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Каждая заявка должна содержать полный пакет документов и сведений, состоять из двух частей и ценового предложения. Заявка на запрос предложений подается участником единовременно в форме двух частей и предложения участника закупки о цене.

Аналогичные требования были отражены в п. 1.6.1 закупочной документации.

Согласно пунктам 17.2.8.4, 17.2.8.6 и 17.2.8.7 Положения вторая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; документы или копии документов, подтверждающих квалификацию участника конкурентной закупки, в случае если в закупочной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в закупке, как квалификация участника закупки. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям; иные сведения и документы, представление которых в составе заявки на участие в конкурентной закупке предусмотрено закупочной документацией.

Согласно п. 17.2.1-17.2.3 Положения заявка на участие в запросе предложений подается согласно требованиям, указанным в документации запроса предложений и регламенте работы электронной площадки. Заявка на участие в запросе предложений подается в форме электронного документа. Подача заявок осуществляется со дня размещения извещения о проведении запроса предложений в ЕИС и до окончания срока подачи заявок, установленного в извещении о проведении запроса предложений. Участник закупки вправе подать не более одной заявки на участие в запросе предложений в сроки, указанные в извещении о проведении запроса предложений. Заявки на участие в запросе предложений, поступившие после истечения указанного срока подачи заявок, автоматически отклоняются оператором электронной площадки. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать ранее поданную заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в запросе предложений является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено оператором электронной площадки до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений. Изменение и (или) отзыв заявок после истечения срока подачи заявок, установленного закупочной документацией, не допускается.

По окончании срока подачи заявок оператор электронной площадки открывает заказчику доступ к поданным в форме электронных документов первым частям заявок на участие в запросе предложений (п.17.3.1 Положения о закупках).

 В пункте 20 технического задания и разделе 3.2 Закупочной документации были установлены следующие критерии оценки заявок участников запроса предложений:

деловая репутация участника закупки и обеспеченность материально-техническими ресурсами (с обязательным предоставлением подтверждающих документов, включая копий договоров).

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22.06.2023 на участие в запросе предложений в электронной форме на участие в закупке было подано 6 заявок, 5 из которых были допущены (в том числе ООО «Руком» заявка № 428073).

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 26.06.2023 по результатам оценки и сопоставления заявок запроса предложений комиссия заказчика приняла решение о присвоении участникам запроса предложений в электронной форме баллов и признании победителем запроса предложений и заключении договора с участником закупки под номером 426759 по цене договора 19 700 000,00 рублей.

Заявителю был присвоен порядковый №2 по причине не предоставления документов, подтверждающих материально-техническое оснащение.

Согласно изложенной позиции заявителя в составе документов был приложен файл, указывающий на наличие материально-технического оснащения, но документы, подтверждающие достоверность указанных сведений не были приложены в составе заявки.  По мнению заявителя, Заказчик поступил безосновательно, не запросив указанные подтверждающие документы в соответствии с положениями раздела 2.17 закупочной документации, предусматривающего право Заказчика запросить от участников любых процедур закупок отдельные документы, которые не представлены, представлены не в полном объеме или нечитаемом виде, требование о включении которых в состав заявки установлено закупочной документацией.

Из представленных пояснений и документов представителей Заказчика вытекали следующие обстоятельства.

До 09:00 22.06.2023 Заказчик не имеет возможности просмотра первых частей заявок на участие в запросе предложений. Документы, подтверждающие деловую репутацию участника, Заявителем в составе заявки были приложены. Следовательно, у участника имелась техническая возможность прикрепления иных документов. В период с 15:48 20.06.2023 и до 09:00 21.06.2023, у Заявителя была возможность осуществить проверку направленной ранее заявки на предмет соответствия заявленным требованиям, и в случае наличия недостающих документов, отозвать ее, а после с недостающим пакетом документов направить ее вновь. Указанное в разделе 2.17 закупочной документации условие возможности осуществления запроса является правом Заказчика, направленное на проверку соответствия требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки, их субподрядчикам (соисполнителям), закупаемой продукции, а также условиям исполнения договора. Направление запроса в указанном случае осуществляется в целях исправления выявленных в заявке арифметических и грамматических ошибок, разъяснения и уточнения положений заявки, не связанного с изменением ее существа. Представителями Заказчика было разъяснено, что применение указанного условия осуществляется в исключительных случаях в целях устранения, ошибок, связанных с оформлением, поданных заявок на участие в закупке потенциальными участниками. Например, если заявка содержит в себе некорректное отражение КПП участника. В случае с заявкой заявителя участник был признан соответствующим требованиям извещения, соответственно, был допущен к участию и признан участником запроса предложений. Ни положением о закупках, ни документацией о запросе предложений в электронной форме не предусмотрено право Заказчика запрашивать у допущенных участников дополнительные документы или уточнять у них наличие либо отсутствие материально-технических ресурсов и иных данных, подлежащих оценке.

Комиссия по результатам анализа не находит оснований для признания жалобы обоснованной в силу следующего.

Действующим законодательством о закупках, Положением о закупках Заказчика прямо регламентирован порядок подведения итогов и определения победителя при проведении конкурентной закупки.

Иной порядок рассмотрения заявок, в частности, осуществление самостоятельного запроса документов для повторной оценки поданных заявок после окончания срока подачи заявок законодательством и закупочной документацией не предусмотрены.

Порядок подачи заявки, ценовых предложений, документов, подтверждающих квалификацию, были определены Заказчиком в закупочной документации, и при оценке заявок участников Заказчик действовал в соответствии с установленными требованиями документации и Положения.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что комиссия заказчика при проведении торговой процедуры и рассмотрении заявок участников действовала в рамках требований действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Руком» (вх.№6950/ж от 07.07.2023г., №7181/ж от 13.07.2023г.) на действия АО "ТАТСПИРТПРОМ" при проведении закупки №32312462784 на предмет: «Право заключения договора на выполнение работ по антикоррозионной защите с последующим окрашиванием металлоконструкции и текущему ремонту кровли» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны