Решение №ВЧ-08/5651 Решение по делу №016/05/5-327/2024 от 10 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/5651 от 10.06.2024 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
рассмотрев дело №016/05/5-327/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети Интернет, с текстом: «<….>» что имеет признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,
УСТАНОВИЛА:
В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были выявлены признаки нарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<….>» содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе».
Изображение рекламного объявления представлено ниже:
<….>
Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: <….>
Изображения содержания сайта представлены ниже:
<….>
<….>
<….>
<….>
<….>
<….>
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению займов.
Информация со сведениями: «<….>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.
Согласно информации, размещенной на сайте по вышеуказанному адресу, лицом, в интересах которого распространяется реклама, является Индивидуальный предприниматель Ковтун Сергей Владимирович.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского займа.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2022 г. N 306-ЭС22-2085 следует, что требования, указанные в части 3 статьи 28 Закона о рекламе информация должна следовать непосредственно из текста рекламы, а не предоставляться под условием совершения гражданином дополнительных действий. В последнем случае такая информация считается отсутствующей.
Вместе с тем вышеуказанная рекламная информация не содержит информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского займа.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».
На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В связи с указанными обстоятельствами Управление возбудило дело в отношении ИП Ковтуна С.В
В адрес Управления поступили письменные пояснения ИП Ковтуна С.В. (вх.№3365 от 02.04.2024), согласно которым, 05.11.2020 года между ООО МФК «КЭШДРАЙВ» - Заказчик и ИП Ковтун С.В.- Исполнитель был заключен Договор №1120-1 на оказание рекламных услуг.
Согласно п.7.1 настоящий Договор вступает в силу с даты подписания обеими Сторонами и действует до 31 декабря 2020 года. Если при окончании срока Договора ни одна из Сторон не заявила о расторжении, то Договор считается продленным на один год, на тех же условиях. Количество продлений не ограничено. На дату 02.04.2024 года Договор действующий.
Из положений п.2.1 Договора усматривается следующее:
В соответствии с Договором Исполнитель оказывает Заказчику услуги по размещению рекламной информации Заказчика (далее - «Услуги»), а Заказчик обязуется оплатить эти Услуги на условиях предусмотренных Договором.
Размещение рекламной информации Заказчика осуществляется Исполнителем в целях совершения Пользователем Целевого действия. Для совершения Целевого действия Пользователь переходит по ссылке, размещенной на сайте Исполнителя, и перенаправляется напрямую на вебсервис Заказчика для заполнения Анкеты.
Из положений п.3.3 п.п.3.3.1 Договора следует, что Заказчик обязуется предоставлять Исполнителю Рекламную информацию в виде текста, изображения товара, кнопки, баннера для размещения на Домашних страницах Партнеров или Исполнителя.
В соответствии с п.5.3 настоящего Договора Заказчик настоящим гарантирует, что вся информация, предоставляемая им Исполнителю в процессе исполнения настоящего Договора, получена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
С 01.02.2024 г. по 29.03.2024 г. размещался макет текстовой рекламы имеющей содержание: «<….>». В настоящее время указанная реклама не размещается, исправлена, что подтверждается скан копией объявления из сети Интернет.
Таким образом, 3аказчик самостоятельно определяет ключевые слова для рекламной деятельности Исполнителя в системе Яндекс.Директ в соответствии с положениями п.3.3 п.п.3.3.1. Договора и самостоятельно несет ответственность в полном объеме, в случае несоответствия выполненной им рекламы действующему законодательству РФ.
Информация о полной стоимости кредита была размещена сайте carzaem.ru (включая все страницы и поддомины) с 26.10.2023г.
В адрес Управления поступили письменные пояснения ИП Ковтуна С.В. (вх.№4936 от 08.05.2024), согласно которым, ООО МФК «КЭШДРАЙВ» подтвердило своё нарушение по изготовлению вышеуказанной рекламы на основании Договора оказания рекламных услуг №1120-1 от 05.11.2020 г., посредством заключения с ИП Ковтун С.В. дополнительного соглашения №18 к Договору.
Согласно п. 3.1.1. Исполнитель, то есть ИП Ковтун С.В. изготавливает и размещает рекламную информацию для привлечения Пользователей и совершения ими Целевых действий.
Согласно п. 5.3. Исполнитель несет ответственность за изготовленную им Рекламную информацию в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 3.1.17. Исполнитель не вправе использовать и размещать не согласованную с Заказчиком рекламную информацию. Согласование от имени Заказчика осуществляется уполномоченными Заказчиком сотрудниками посредством обмена электронных писем с электронной почты с доменом @cashdrive.ru.
Дополнительному соглашению № 18 к договору оказания рекламных услуг № 1120-1 от 05.11.2020 г.
Согласно пояснениям ООО МФК «КЭШДРАЙВ» (вх.№5517 от 24.05.2024), Общество ИП Ковтуну С.В. ничего не подтверждало. Напротив, заключив дополнительное соглашение№18 к Договору оказания рекламных услуг №1120-1 от 05.11.2020 г., Стороны четко обозначили границы ответственности сторон в рамках в рамках действующего гражданско-правового договора, а также исключили двойственное толкование условий договора в отношении использования ИП Ковтуном С.В. товарного знака Общества.
Таким образом, Общество самостоятельно не изготавливало рекламные материалы, а также не заключало с кем-либо гражданско-правовых договоров на изготовление и распространение указанных в Определении рекламных материалов. Кроме того, Общество не согласовывало ИП Ковтуну С.В. указанных в запросе макет рекламных материалов.
Таким образом, Общество не является лицом, нарушившим законодательство о рекламе.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Ковтун С.В. в поисковой системе «Яндекс» с текстом: «<….>», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Рекламодателем и рекламопроизводителем признать ИП Ковтун С.В.
3. Производство по делу в отношении ООО MФK «КЭШДРАЙВ» прекратить.
4. Предписание ИП Ковтуну С.В. не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.
Решение изготовлено в полном объеме 07 июня 2024 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |