Решение №АЯ-04/8153 Решение по делу №016/10/18.1-1109/2024 от 15 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8153 от 15.08.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на торги в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствие организатора торгов, заявителя, о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ИП Ерзиковой И.В. (вх. №8400/ж от 05.08.2024 г.) на действия организатора торгов финансового управляющего <…> – [должностное лицо] при проведении торгов по продаже имущества должника, объявление о проведении торгов на сайте https://bankrot.fedresurs.ru № 14541176 от 03.06.2024 г.,

У С Т А Н О В И Л А:

Объявление о проведении торгов №14541176 по продаже имущества должников опубликовано на официальном сайте https://bankrot.fedresurs.ru 03.06.2024 г.

Предмет торгов:

Лот №1 - Имущественный комплекс, расположенный по адресу: Самарская область, Богатовский район, <…>.

Вид торгов: Публичное предложение.

Начальная цена - 29 249 100,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушением норм действующего законодательства.

Представитель организатора торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

В рассматриваемом случае порядок реализации имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Исходя из вышеизложенного, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Таким образом, данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов, а также позиции организатора торгов, изучив представленные сторонами документы и материалы, приходит к следующим выводам.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2023 по делу №А55-38545/2022 гражданин <…> – [физическое лицо] признан несостоятельным (банкротом). В отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина.

Финансовым управляющим должника утверждена <…> – [должностное лицо] (ИНН 165036294026), член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Лига».

Сообщением на ЕФРСБ №14541176 от 03.06.2024 г. финансовым управляющим опубликованы сведения о проведении торгов по реализации имущества должника.

Дата начала приема заявок - 04.06.2024 г. 10:00 (Московское время МСК).

Дата окончания приема заявок - 03.08.2024 г. 10:00 (Московское время МСК).

Согласно протоколу о результатах проведения торгов на участие в торгах была подана заявка с предложением о цене 5 999 999, 99 руб., признанная победителем торгов.

Согласно доводам заявителя реализация имущества была осуществлена с нарушением требований действующего законодательства, учитывая отсутствие отражения в извещении сведений о кадастровых номерах 3 объектов недвижимости имущественного комплекса (з/у для с/п 23850 кв. м., з/у 3745 кв. м., сооружение 49 куб. м.) и выявление недостоверных данных об обременении в виде аренды.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен и предоставил письменные пояснения относительно заявленных доводов. Также, по мнению финансового управляющего торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований, а также продажа имущества должника не может каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитие на соответствующем товарном рынке.

Антимонопольный орган, ознакомившись с письменными пояснениями сторон, с представленными материалами дела приходит к следующим выводам.

Целями Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) за исключением жалоб рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Относительно заявленных доводов заявителя Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2024 года было утверждено Положение о порядке реализации имущества должника в редакции, указанной в извещении реализуемого лота.

Следовательно, все основные характеристики и данные реализуемого имущественного комплекса были указаны в соответствии с утверждённым Положением о реализации.

Указанные данные о характеристиках, составе, описание реализуемого объекта были отражены организатором торгов в надлежащей форме, позволяющей идентифицировать объект имущества.

Относительно имеющихся обременений по объекту недвижимости финансовым управляющим было уточнено следующее.

Все потенциальные участники при получении информации о торгах и осмотре имущества были осведомлены о том, что в отношении имущества имеются обременения со стороны кредитора УФНС по Самарской области, которые снимаются в силу закона при переходе права собственности. Остальные ограничения в виде ареста были сняты приговором Богатовского районного суда от 08 ноября 2023 года, ограничения в виде аренды отсутствуют, в связи с ошибкой регистратора ограничения формально не были сняты. Однако, все потенциальные участники были осведомлены об этом, что при переходе права собственности все ограничения снимаются.

Из представленных документов организатором торгов следовало, что заявитель заявку на участие в торгах не подавал.

Изучив доводы сторон по делу, представленные документы, Татарстанское УФАС России принимает решение по жалобе с учетом правовой позиции, изложенной в определении от 26.04.2022 г. N309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации.

В определении от 26.04.2022 г. N309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц. Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Приказ ФАС России от 28.04.2010 г. N220 зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026, опубликован 23.08.2010 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N34.

Согласно подпункту "а" пункта 1.1 раздела I Порядка, анализ состояния конкуренции проводится при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в рамках рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Законом о защите конкуренции и Порядком не предусмотрено.

Также проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции какими-либо иными распорядительными документами ФАС России не установлено.

Материалы дела не содержат однозначных сведений о влиянии торгов на формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, а также на то, что стороны являются субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований.

В связи с изложенным, контроль за соответствующими торгами не входит в полномочия антимонопольного органа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ИП Ерзиковой И.В. (вх. №8400/ж от 05.08.2024 г.) на действия организатора торгов финансового управляющего <…> – [должностное лицо] при проведении торгов по продаже имущества должника, объявление о проведении торгов на сайте https://bankrot.fedresurs.ru №14541176 от 03.06.2024 г. необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны