Акт плановой выездной проверки №АЯ-06/14498 АКТ ПРОВЕРКИ №36/06 от 15 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-06/14498 от 15.11.2021
На основании приказов от 03 сентября 2021 года №02/244-пр, от 29 сентября 2021 года №02/269-пр и от 01 ноября 2021 года №01/297-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (423800, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект им. Мусы Джалиля, 46, ОГРН: 1061682000016, Дата присвоения ОГРН: 11.01.2006, ИНН: 1639031830, КПП: 165001001) (далее также – Исполнительный комитет).
Срок проведения проверки: с 10.09.2021 года по 15.11.2021 года включительно.
Акт составлен членом инспекции, <…>
С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:
________________________________________________________________________
(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)
Проверка проводилась Инспекцией в составе:
Руководитель инспекции: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены инспекции: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Адрес проверяемой организации: 423800, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект им. Мусы Джалиля, 46.
Место проведения проверки: 423800, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект им. Мусы Джалиля, 46.
Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 03 сентября 2021 года №02/244-пр, а также требованием от 15.09.2021 исх. №АЯ-06/11652.
ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан действует на основании Положения об Исполнительном комитете Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Положение), утвержденного решением Представительного органа Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 22.12.2005 №4/14.
Согласно пункту 1.1 Положения, утвержденного решением Представительного органа Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 22.12.2005 №4/14, Исполнительный комитет является органом местного самоуправления Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
Исполнительный комитет организует на территории муниципального района Республики Татарстан реализацию задач по решению вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также полномочий, переданных органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, на основании соглашений.
В структуру Исполнительного комитета входят Руководитель Исполнительного комитета, его заместители, аппарат Исполнительного комитета, отделы и управления.
Исполнительный комитет финансируется в соответствии со сметой расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.
Исполнительный комитет в области использования земли осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с порядком, определенным представительным органом муниципального района, и в случаях, предусмотренных законодательством, иными участками.
<…> Исполнительного комитета в период проведения проверки являлся <…>. Назначен на должность Руководителя Исполнительного комитета Распоряжением Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 21.10.2020 г. №9.
Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, постановлений, распоряжений Исполнительного комитета за период с 2018 по день начала проведения проверки представлена в следующей таблице:
|
Входящая корреспонденция |
Исходящая корреспонденция |
Распоряжения |
Постановления |
2018 |
7 829 |
5 060 |
251 |
6 664 |
2019 |
6 768 |
4 815 |
274 |
5 885 |
2020 |
5 865 |
4 060 |
254 |
5 105 |
2021 |
4 411 |
3 325 |
190 |
2 840 |
Объем (количество, стоимость) закупок, проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок, запроса предложений, закупок с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), представлен следующих в таблицах:
2019 год |
Электронный аукцион |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Открытый конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
69 935 732,47 |
0 |
0 |
99 275,81 |
5 094 662,67 |
Общее количество |
17 |
0 |
0 |
24 |
15 |
Итого общий объем закупок за 2019г. |
75 129 670,95 |
||||
2020 год |
Электронный аукцион |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Открытый конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
115 277 257,05 |
0 |
0 |
0,23 |
6 212 070,15 |
Общее количество |
50 |
0 |
0 |
23 |
10 |
Итого общий объем закупок за 2020г. |
121 489 327,43 |
||||
2021 год |
Электронный аукцион |
Запрос котировок |
Запрос предложений |
Открытый конкурс |
Единственный поставщик |
Общая стоимость |
56 057 795,33 |
0 |
0 |
2 950 000,00 |
1 150 266,44 |
Общее количество |
10 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Итого общий объем закупок за 2021г. |
60 158 061,77 |
План-графики закупок:
План-график на 2020 год размещен 13.12.2019 г.
План-график на 2021 год размещен 21.12.2020 г.
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2019 году заказчиком размещен 27.03.2020 г., в 2020 году размещен 09.03.2021 г.
В 2019 году доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила – 41,48%, в 2020 году составила 96,03%.
Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению земельных участков было установлено следующее.
Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в лице Председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан были заключены следующие договоры:
- Договор купли-продажи земельного участка № <…>. Предмет договора – земельный участок с кадастровым номером № <…>. Общая площадь земельного участка <…> кв.м., категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. Цена договора – <…>. Договор был заключен с гражданином <…>, на основании постановления Исполнительного комитета от <…>.
- Договор купли-продажи земельного участка № <…>. Предмет договора – земельный участок с кадастровым номером № <…>. Общая площадь земельного участка <…> кв.м., категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Цена договора – <…>. Договор был заключен с гражданкой <…>, на основании постановления Исполнительного комитета от <…>.
- Договор купли-продажи земельного участка № <…>. Предмет договора – земельный участок с кадастровым номером № <…>. Общая площадь земельного участка <…>, категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Цена договора – <…>. Договор был заключен с гражданином <…>, на основании постановления Исполнительного комитета от <…>.
Указанные договоры купли-продажи были заключены без проведения торгов с собственниками объектов недвижимости, которые расположены на указанных земельных участках по правилам ст. 39.20 ЗК РФ.
На земельном участке с кадастровым номером № <…> зарегистрирован объект недвижимости с назначением - нежилое здание площадью <…> кв.м. с кадастровым номером <…> (выписка из ЕГРН от 20.08.2020).
На земельном участке с кадастровым номером № <…> зарегистрирован объект недвижимости с назначением - нежилое (конюшня на 50 голов) <…> кв.м. с кадастровым номером <…> (выписка из ЕГРН от 11.05.2021).
На земельном участке с кадастровым номером № <…> зарегистрирован объект недвижимости с назначением - нежилое здание (административно-бытовой корпус) <…> кв.м. с кадастровым номером № <…> (выписка из ЕГРН от 20.04.2017).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Собственник здания или сооружения, расположенного на публичном земельном участке, вправе приватизировать его в границах и площади, определенных с учетом необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 № 935-О).
Условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в соответствующие органы государственной власти либо местного самоуправления о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13535/10 и от 03.06.2014 № 11152/14, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 64-КГ16-2).
Это согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 №309-ЭС15-11394, согласно которой площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Таким образом, обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка заявленной площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, лежит на лице, заинтересованном в выкупе земельного участка.
Соответственно, в целях реализации исключительного права на приобретение в собственность земельного участка необходимо экономическое обоснование потребности в размере испрашиваемого земельного участка, обязанность предоставить которое лежит на лице, заинтересованном в выкупе земельного участка.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, несоразмерность площади выкупаемого земельного участка площади застройки обоснованно является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Необходимо отметить, что площадь земельного участка с кадастровым номером №<…>, который был предоставлен в собственность <…>, в 510,7 раз превышает площадь объекта недвижимости, который расположен на указанном земельном участке, то есть объект недвижимости занимает только 0,2% от всей площади земельного участка.
Площадь земельного участка с кадастровым номером №<…>, который был предоставлен в собственность <…>, в 141,7 раз превышает площадь объекта недвижимости, который расположен на указанном земельном участке, объект недвижимости занимает только 0,7% от всей площади земельного участка.
Общая площадь земельного участка с кадастровым номером №<…>, который был предоставлен в собственность <…>, в 124,4 раз превышает площадь объекта недвижимости, который расположен на указанном земельном участке, объект недвижимости занимает только 0,8% от всей площади земельного участка.
Таким образом, в результате действий Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан <…>, <…> и <…> необоснованно получили преимущественный доступ к муниципальному имуществу (земельным участкам) для осуществления предпринимательской деятельности.
Установленный законом порядок заключения договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов, заключенная с его нарушением сделка является ничтожной в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В рассматриваемом случае публичный интерес нарушен, поскольку сделка с муниципальной землей была совершена в обход установленного порядка.
При предоставлении муниципального имущества приобретатели должны находиться в равных условиях. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов и граждан при получении муниципального имущества.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае <…>, <…> и <…> необоснованно получили преимущественный доступ к муниципальному имуществу. В данном случае действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан препятствуют реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляют права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.
Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления в собственность <…>, <…> и <…> земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, площадь которого многократно превышает площадь объекта недвижимости расположенного на таком земельном участке, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.
|
|
|
(подпись проверяющего) |
(подпись уполномоченного представителя, проверяемого) |
|
Руководитель инспекции: |
<…> |
|
Члены инспекции: |
<…> |
|
|
<…> |
|
|
<…> |
|
Акт составлен в 2-х экземплярах на _____ листах.
С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на ____ листах получен:
___________________/_______________________________________________
(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)