Решение №АЯ-04/847 Решение по делу №016/07/3-2487/2021 от 25 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/847 от 25.01.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ООО «Адванта», о времени и месте рассмотрения жалоб уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО «Адванта» (вх. №17134/ж, 17135/ж от 24.12.2021г.) на действия заказчика ГУП "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА" при проведении закупок №32110947641 на предмет: Поставка изделий медицинского назначения для лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан, №32110936403 на предмет: Поставка изделий медицинского назначения для лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан
У С Т А Н О В И Л А:

Извещения о проведении закупок №32110947641, №32110936403 размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 13.12.2021, 15.12.2021 года.

Заказчик – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана».

Способ проведения закупок - Открытый аукцион в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту №32110947641 – 53 522 959,40 рублей.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту №32110936403 – 53 790 580,00 рублей.

Суть жалоб, по мнению заявителя, закупки проводятся с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил устные и письменные пояснения и материалы по закупкам, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг государственного унитарного предприятия «Медицинская техника и фармация Татарстана» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя о неправомерности установления показателя «удлинение при разрыве %» (до ускоренного старения), «герметичность AQL» учитывая, что мнению заявителя, указанный показатель становится известным при проведении испытаний.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Техническим заданием аукционной документации был установлен следуюий показатель, оспариваемый заявителем:

- герметичность AQL;

- удлинение при разрыве не менее 650% (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004;

- удлинение при разрыве не менее 700% (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004;

удлинение при разрыве не менее 600% (до ускоренного старения) в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004.

Согласно пояснениям Заказчика уровень AQL регламентируется положениями ГОСТ Р 52239-2004, в соответствии с которым в целях контроля перчатки проверяются и отбираются в соответствии с требованиям ГОСТ Р 50779.71-99.

Значение AQL отражает процент брака готовой продукции, из чего следует, что чем ниже значение, тем ниже процент брака, следовательно, ниже вероятность того, что во время продолжительной операции перчатка порвется.

Согласно представленным пояснениям Заказчика при установлении указанной характеристики Заказчик руководствовался требованиями ГОСТ Р 52238-2004.

Согласно раздела «Область применения» ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.

Пунктом 6.3.2. раздела 6 «Требования» ГОСТ Р 52239-2004 установлены такие прочностные характеристики перчаток как «Усилие и удлинение в момент разрыва до ускоренного старения», а также установлено, что усилие и удлинение при разрыве должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3. При этом, Таблица 3 ГОСТ Р 52239-2004 содержит, в том числе, следующие показатели и их значения:

- «Усилие при разрыве (до ускоренного старения), Н, не менее: Значение для перчатки 1 - 7,0; значение для перчатки типа 2 - 7,0;

- «Удлинение при разрыве (до ускоренного старения), %, не менее: Значение для перчатки 1 - 65,0; значение для перчатки типа 2 - 500.Ю

Из представленных пояснений Заказчика следовало, что данные показатели были важны с учетом основной деятельности Заказчиков, для которых производилась настоящая закупка медицинских материалов, в целях применения продолжительных медицинских манипуляций, связанных с повышенном риском для персоанала.

При формировании Технического задания заказчику в рамках Закона о закупках предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки были использованы показатели, требования, условные обозначения, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, в качестве характеристик объекта закупки с использованием значений установленных документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, куда в том числе входят ГОСТ Р 52239-2004, ГОСТ Р 52238-2004.

Кроме того, заявителем не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении действующего законодательства о закупках при описании объекта закупки.

С учетом изложенного, Комиссия не находи оснований для признания довода обоснованным.

Довод признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления остаточного срока годности товара в процентах.

Техническим заданием аукционной документации были установлены следующие требования по показателю отгрузки товара:

- Остаточный срок годности не менее 70%.

Согласно представленным пояснениям Заказчика установленное требование является потребностью Заказчиков в силу специфики и особенностей медицинской деятельности. Требование о наличии товара на момент проведения закупки в документации не устанавливалось. Ссылка заявителя на указанное письмо ФАС России, по мнению представителя Заказчика, не является правомерной, так указанный в письме запрет на установление в документации о закупке остаточного срока годности товара отнесен к закупкам, осуществляемым в порядке Закона о контрактной системе, тогда как рассматриваемые закупки проводились в порядке Закона о закупках.

Действующим законодательством о закупках не установлено прямых и исчерпывающих ограничений при установлении остаточного срока годности товара, требуемого к поставке.

Установленное требование к остаточному сроку годности было обусловлено потребностями Заказчика в силу специфики деятельности.

Требования, установленные заказчиком в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Вышеуказанное подтверждается также судебной практикой, а именно определением Верховного Суда РФ от 18.08.2016 №307-КГ16-9523 по делу №А05-9084/2015, указывающим на отсутствие законодательно установленного запрета на исчисление остаточного срока годности товара в процентах.

Кроме того, заявитель не являлся участником закупок, следовательно, права заявителя ограничены не были.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также отсутствие представления заявителем достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода.

Относительно довода об отсутствии указания конкретного размера обеспечения заявки, сроках и порядке его внесения и возврата.

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Аукционной документацией были определены следующие требования к обеспечению заявок:

«Обеспечение заявки устанавливается только если цена договора превышает 5 млн. руб.

Размер обеспечения заявки на участие в ЭОА составляет 05 (пять) процентов от начальной (максимальной) цены договора (лота).

Обеспечение заявки производится путем блокирования операций по счету участника на электронной площадке со средствами в размере, установленном в настоящем разделе документации об ЭОА.

Возврат обеспечения заявок участников осуществляется путем прекращения блокирования операций со средствами на счетах участников в соответствии с пунктом 8 раздела 14 настоящей документации».

Из представленных пояснений Заказчика и в ходе анализа документации установлено, что пунктом 8 статьи 8 Положения установлено:

- Если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб., то Заказчик вправе установить в документации о закупке (извещении о закупке) требование о предоставлении участниками обеспечения заявки на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Таким образом, размер обеспечения заявки установлен в соответствии с Положением ГУП "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА".

Установленные требования к обеспечению заявки на участие в закупке не выходят за рамки требований законодательства о закупках, информация, отраженная в документации, отражает и описывает основные условия порядка обеспечения заявки.

Довод признан необоснованным.

Относительно довода о некорректности указания в техническом задании «Возможный вариант торгового наименования (эквивалент)».

По мнению заявителя из указания такой формулировки непонятно обязан ли поставщик предоставить эквивалент товару в тз либо поставщик имеет право прописать эквивалентный товар.

Из содержания технического задания следовало, что указание слова «Эквивалент» было обусловлено необходимостью соблюдения требований пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент».

            С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя.

Относительно довода заявителя об отсутствии указания в проекте договора сроков оплаты.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

В соответствии с п.3.2 раздела 3 проекта договора оплата производится с расчетного счета Заказчика в течение срока действия договора.

Разделом 12 проекта договора настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до «31» декабря 2022 г.

Таким образом, порядок срока оплаты был определен в проекте договора.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобы ООО «Адванта» (вх. №17134/ж, 17135/ж от 24.12.2021г.) на действия заказчика ГУП "МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА" при проведении закупок №32110947641 на предмет: Поставка изделий медицинского назначения для лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан, №32110936403 на предмет: Поставка изделий медицинского назначения для лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны