Определение №ВЧ-08/9910 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 016/05/5-1395/2021 по призн... от 12 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх.№ ВЧ-08/9910 от 12.08.2021
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо] – заместитель руководителя, рассмотрев материалы дела в отношении ООО «ЭмДжиКом» (<…>) по факту распространения рекламы в поисковой системе Яндекс с текстом: «Дистанционное открытие счета. Получи акции стоимостью до 25000 Р в подарок! Все операции онлайн. Банк № 3 в России. Брокер № 1. Без скрытых комиссий», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – поисковой системе «Яндекс» следующего содержания: «Дистанционное открытие счета. Получи акции стоимостью до 25000 Р в подарок! Все операции онлайн. Банк № 3 в России. Брокер № 1. Без скрытых комиссий», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».
Фотоизображение рекламного объявления представлено ниже:
Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: «Дистанционное открытие счета. Получи акции стоимостью до 25000 Р в подарок! Все операции онлайн. Банк № 3 в России. Брокер № 1. Без скрытых комиссий» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым (брокерским) услугам АО «Тинькофф Банк».
Для полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств Управлением был направлен запрос в ООО «Яндекс».
Согласно информации, предоставленной ООО «Яндекс», реклама ООО «ЭмДжиКом» с текстом: «Дистанционное открытие счета. Получи акции стоимостью до 25000 Р в подарок! Все операции онлайн. Банк № 3 в России. Брокер № 1. Без скрытых комиссий» распространялась на территории России, кроме Республики Крым.
В рекламе финансовых услуг ООО «ЭмДжиКом» (<…>), распространенные на сайте «yandex.ru», сообщаются сведения о преимуществах рекламируемого товара – «Брокер № 1».
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.
Вместе с тем, в адрес Управления поступил ответ на запрос ООО «Яндекс» (вх. № ВЧ-08/8305 от 07.07.2021), согласно которому, распространенная на территории России (кроме республики Крым) на сайте «yandex.ru» реклама с текстом: «Дистанционное открытие счета. Получи акции стоимостью до 25000 Р в подарок! Все операции онлайн. Банк № 3 в России. Брокер № 1. Без скрытых комиссий», принадлежит ООО «ЭмДжиКом».
Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЭмДжиКом» (<…>).
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу № 016/05/5-1395/2021 по признакам нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «ЭмДжиКом» (<…>).
Привлечь АО «Тинькофф Банк» в качестве лица, обладающего сведениями.
Назначить дело № 016/05/5-1395/2021 к рассмотрению на 01 сентября 2021 года в 14 ч. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
5. ООО «ЭмДжиКом» в срок до 25 августа 2021 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: <…>) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
- учредительные документы;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИНН;
- выписка из ЕГРЮЛ ООО «ЭмДжиКом»;
- информация о сферах деятельности ООО «ЭмДжиКом» за 2020, 2021 года с приложением подтверждающих документов;
- копии всех договоров на изготовление и распространение данной рекламы;
- сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;
- паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), ответственного за нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»;
- письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении о возбуждении дела;
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
6. АО «Тинькофф Банк» в срок до 25 августа 2021 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: <…>) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
- предоставить информацию о лицах, с которыми заключены договоры на распространение вышеуказанной рекламы (с приложением копий документов, подтверждающих их исполнение)
- письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении о возбуждении дела;
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).
<…>