Предупреждение №АЯ-06/16989 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которые... от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

исх. АЯ-06/16989 от 30.12.2021

Основанием для принятия мер реагирования явилось обращение Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Волго-Вятскуправтодор») от 06.10.2021 №13494 по вопросу бездействия Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет) (422700, Республика Татарстан, Высокогорский район, поселок ж/д станции Высокая Гора, улица Кооперативная, дом 5, ОГРН: 1061683000280, дата присвоения ОГРН: 19.01.2006, ИНН: 1616014806, КПП: 161601001) в части непринятия мер по демонтажу незаконных рекламных конструкций, находящихся в полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга».

По результатам рассмотрения обращения установлено следующее.

Постановлением Исполнительного комитета №2309 от 19.09.2017 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Схемой размещения рекламных конструкций определено место расположения каждой рекламной конструкции на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Схема применяется при распространении рекламы с использованием еврощитов (билбордов) и двусторонних суперсайтов, представляющих собой рекламные конструкции.

Схема размещения рекламных конструкций содержит карты размещения рекламных конструкций с указанием территориального местоположения на территории Высокогорского района Республики Татарстан, а также адресный план размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В соответствии с приложением №1 и приложением №3 к схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной Постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан №2309 от 19.09.2017 г., на территории Высокогорского муниципального района предусмотрено размещение 101 рекламной конструкции.

В ходе проведения сотрудниками ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» 07.06.2021 г. и 15.09.2021 г. мониторинга размещения и функционирования рекламных конструкций, расположенных в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги М-7 «Волга», были составлены акты осмотра рекламных конструкций, расположенных на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан:

Акты осмотра №1-12 от 04.02.2021 года;

Акты осмотра №3/21-№15/21 от 15.09.2021 года.

В соответствии с данными актов осмотра от 04.02.2021 года и от 15.09.2021 года Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с актом осмотра №1 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 819км+192м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3, пункту 5.1.4 "ГОСТ 33027-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы" (далее - ГОСТ 33027-2014), части 8 статьи 26 Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ). Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №3/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №2 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 811км+745м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3, пункту 5.1.4 ГОСТ 33027-2014, части 8 статьи 26 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №4/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №3 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 810км+050м (слева), не соответствует пункту 5.1.11 ГОСТ 33027-2014, части 8 статьи 26 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №6/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №4 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 808км+497м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3, пункту 5.1.4 ГОСТ 33027-2014, части 4 статьи 25 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №7/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №5 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 808км+080м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3, пункту 5.1.4, пункту 5.4 ГОСТ 33027-2014, части 4 статьи 25 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №8/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №6 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 807км+080м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3, пункту 5.1.4, пункту 5.4 ГОСТ 33027-2014, части 8 статьи 26 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №9/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №7 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 807км+045м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3, пункту 5.1.4, пункту 5.4 ГОСТ 33027-2014, части 8 статьи 26 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №10/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №8 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 807км+025м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.1.4, пункту 5.4 ГОСТ 33027-2014, части 8 статьи 26 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №11/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №9 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 806км+755м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.1.4 ГОСТ 33027-2014, части 4 статьи 25 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №12/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №10 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 804км+1150м (слева), не соответствует пункту 5.1.11 ГОСТ 33027-2014, части 4 статьи 25 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №13/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №11 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 802км+945м (слева), не соответствует пункту 5.1.11 ГОСТ 33027-2014.

В соответствии с актом осмотра №12 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 801км+555м (слева), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.1.4 ГОСТ 33027-2014, части 4 статьи 25 Федеральный закон № 257-ФЗ. Данный факт подтверждается также и более поздним актом осмотра №15/21 от 15.09.2021 г.

В соответствии с актом осмотра №5/21 от 15.09.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 811км+488м (справа), не соответствует пункту 5.1.11, пункту 5.3 ГОСТ 33027-2014, части 4 статьи 25 Федеральный закон № 257-ФЗ.

В соответствии с актом осмотра №14/21 от 15.09.2021 г. Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан не произвел работы по демонтажу фундамента рекламной конструкции, расположенной на 802км+355м (слева).

В связи с вышеизложенным, Татарстанским УФАС России в рамках рассмотрения данной жалобы был направлен запрос информации с приложением актов осмотра (исх.№АЯ-06/13041 от 14.10.2021 года) в адрес Исполнительного комитета. Запросом указывалось на необходимость предоставления, кроме прочего, следующей информации:

информацию о рекламных конструкциях, информация о которых указана в приложении к настоящему запросу, на территории муниципального образования «Высокогорский район» Республики Татарстан, по следующей форме:

Адрес рекламной конструкции

Владелец рекламной конструкции (наименование, ИНН)

Номер и дата заключения договора

Срок договора

Номер и дата разрешения

Номер в схеме размещения рекламных конструкций

Дата и номер предписания

Информации об исполнении предписания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При заполнении столбца «адрес рекламной конструкции» необходимо руководствоваться описанием адреса в соответствии с приложением к настоящему запросу.

копии договоров на право размещения рекламных конструкций, информация о которых указана в приложении к настоящему запросу;

информацию о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанных в приложении к настоящему запросу, с приложением аукционной документации (все заявки, поступившие на участие в торгах, опубликованные извещения о проведении торгов, протоколы рассмотрения поступивших заявок, протоколы итогов аукциона);

в случае предоставления рекламных конструкций, указанных в приложении к настоящему запросу, без проведения торгов, указать мотивированную причину со ссылками на действующее законодательства, приложив документы, подтверждающие возникновение таких обстоятельств.

В ответ на вышеуказанный запрос информации (Вх.№14377 от 26.10.2021 года) Исполнительным комитетом отмечается, что реестр учета выданных разрешений и документации по размещению рекламных конструкций в связи с увольнением ответственного лица, был утерян и в настоящее время восстанавливается. По причине утери реестра учета выданных разрешений и документации по размещению рекламных конструкций, ходатайством от 09.11.2021 года (Вх.№14831) Исполнительный комитет просил продлить срок предоставления информации по рекламным конструкциям в срок до 10 февраля 2022 года.

Татарстанским УФАС России было принято решение о продлении срока предоставления информации до 16 ноября 2021 года (Исх.№АЯ-06/14278 от 10.11.2021 года) в связи с ограничение сроками рассмотрения обращения ( 3 месяца по совокупности п.2.16 и п.2.18 Приказа ФАС России от 25.05.2012 №339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации").

19.11.2021 года в адрес Татарстанского УФАС России было направлено письмо (Вх.№15432), в котором Исполнительным комитетом указывалось, что по состоянию на 19.11.2021 года были выявлены собственники рекламных конструкций, в их адреса были направлены соответствующие предписания о демонтаже установленных рекламных конструкций. Татарстанское УФАС России отмечает, что Исполнительным комитетом были выявлены собственники не всех рекламных конструкций, зафиксированных в актах осмотра ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Так, не были выявлены собственники следующих рекламных конструкций:

1) рекламная конструкция, расположенная на 819км+192м (слева) в соответствии с актом осмотра №1 от 04.02.2021 г.;

2) рекламная конструкция, расположенная на 808км+497м (слева) в соответствии с актом осмотра №4 от 04.02.2021 г.;

3) рекламная конструкция, расположенная на 806км+755м (слева) в соответствии с актом осмотра №9 от 04.02.2021 г.;

4) рекламная конструкция, расположенная на 804км+1150м (слева) в соответствии с актом осмотра №10 от 04.02.2021 г. (Исполнительный комитет утверждает, что по данному адресу рекламной конструкции нет, демонтирована. Актом осмотра доказывается обратное);

5) рекламная конструкция, расположенная на 802км+945м (слева) в соответствии с актом осмотра №11 от 04.02.2021 г. (Исполнительный комитет утверждает, что рекламная конструкция демонтирована в марте 2021 года);

6) Исполнительный комитет не произвел работы по демонтажу фундамента рекламной конструкции, расположенной на 802км+355м (слева) в соответствии с актом осмотра №14/21 от 15.09.2021 г.

Кроме того, в адрес Татарстанского УФАС России не поступало копий предписаний о демонтаже рекламных конструкций, собственники которых установлены, что также не позволяет сделать вывод о том, что Исполнительным комитетом были предприняты меры, направленные на устранение выявленных ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» фактов нарушения.

Вместе с тем, основываясь на данных, представленных Исполнительным комитетом (Вх.№15432 от 19.11.2021 года, Вх.№14377 от 26.10.2021 года), Татарстанское УФАС России также делает вывод о том, что следующие рекламные конструкции установлены в противоречии со схемой размещения рекламных конструкций:

по акту осмотра №6 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 807км+080м (слева);

по акту осмотра №12 от 04.02.2021 г. рекламная конструкция, расположенная на 801км+555м (слева);

по акту осмотра №14/21 от 15.09.2021 г. фундамент рекламной конструкции, расположенной на 802км+355м (слева).

Также Исполнительным комитетом не была в полном объеме предоставлена запрашиваемая Татарстанским УФАС России (исх.№АЯ-06/13041 от 14.10.2021 года) информация (в том числе действующие разрешения, заключенные договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и т.д.). Отсутствие данной информации не позволяет сделать вывод о том, что рекламные конструкции, зафиксированные актами осмотра ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» установлены и эксплуатируются без нарушения действующего антимонопольного законодательства. Утеря реестра учета выданных разрешений и документации по размещению рекламных конструкций в связи с увольнением ответственного лица не является уважительной причиной для непредставления Исполнительным комитетом истребуемой информации.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

аким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются наличие объекта в схеме размещения рекламных конструкций, разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

В рассматриваемом случае, документов, подтверждающих выдачу разрешения, проведение торгов, заключение договоров на право размещения рекламных конструкций в отношении рекламных конструкций не представлено.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Таким образом, под муниципальным контролем подразумевается работа местных органов власти по организации и исполнению в рамках данного территориального образования контроля за соблюдением физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями, правил землепользования, зафиксированных положениями местных нормативных актов.

Муниципальное законодательство предусматривает необходимость исполнения предписаний действующих нормативных актов, разработки и проведения надлежащих проверок в отношении землепользования, а также устанавливают определенный орган, в компетенцию которого входит реализация указанных норм.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, не проведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан не предпринимаются меры об устранении выявленных фактов нарушения.

На основании вышеизложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии в бездействии (действиях) Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Высокогорского муниципального района при отсутствии выданных разрешений.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», Татарстанское УФАС России предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем демонтажа 13 рекламных конструкций и 1 фундамента от рекламной конструкции (в соответствии с актами осмотра №1-12 от 04.02.2021 года и актами осмотра №3/21-№15/21 от 15.09.2021 года), установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории Высокогорского муниципального района.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 45 дней с момента получения. О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

 «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны