Постановление №ВЧ-08/2371 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 15 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/2371 от 15.03.2023 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан «…»- должностное лицо, рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-135/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «Аванта-Авто» (ИНН 9718168856, КПП 771801001, ОГРН 1217700046563, юридический адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж 1, пом. 14) по факту нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «Аванта-Авто» или его представителя по доверенности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела,

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!», содержащей признаки Закона «О рекламе».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

«…»

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Информация со сведениями: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 10755 от 23.08.2022) реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 195076/19 от 01.03.2019, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «Р-БРОКЕР» (ИНН: 7725813824, ОГРН: 5137746220013, юридический адрес: 123002, г. Москва, Столярный переулок, д. 3, корп. 13, пом. VII, эт. 3, ком. 25-30, 32).

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

«…»

При этом, вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Вместе с тем, осуществив переход на раздел «контакты», обнаружена информация о юридическом лице, осуществляющем деятельность в дилерском центре «Аванта», находящегося по адресу: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, строение 4 - ООО «Аванта-Авто» (ИНН 9718168856, КПП 771801001, ОГРН 1217700046563, юридический адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж 1, пом. 14).

«…»

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно срок предоставления кредита, подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика.

Таким образом, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно полная стоимость кредита, условия предоставления указанной процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Федеральным законом «О рекламе» установлены особенности рекламы отдельных видов товаров (услуг), в частности рекламы финансовых услуг.

Под финансовой услугой законодательство Российской Федерации понимает банковскую услугу, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемом рекламном объявлении отсутствует информация о лице, оказывающем рекламируемую финансовую услугу.

Согласно пояснениям ООО «Р-Брокер» (вх. №12783 от 10.10.2022г.), Общество предоставляет услуги по ведению рекламных компаний и размещению рекламы на рекламных площадках посредством сервиса R-Брокер. Сервис является программным обеспечением по настройке, управлению контекстной и таргетированной рекламой на рекламных площадках. Заказчиками Общества выступают лица, заинтересованные в привлечении внимания неопределенного круга лиц к своим товарам, работам, услугам, то есть, прямые рекламодатели.

Рассматриваемое рекламное объявление было размещено ООО «Аванта-Авто» в рамках договора возмездного оказания услуг №0074-21 от 12.04.2021г. (далее- Договор) с ООО «Р-Брокер».

 В рамках вышеуказанного Договора ООО «Р-Брокер» предоставляет ООО «Аванта-Авто» доступ к сервису R-Брокер через личный кабинет, а также возможность самостоятельного заключения договоров по рекламным кампаниям на сайте.

Согласно п. 3.2.2 Договора, ООО «Аванта-Авто» предоставляет, утверждает и согласовывает рекламные материалы, необходимые для проведения рекламной кампании.

Согласно п. 3.2.10 Договора, именно ООО «Аванта-Авто» несет ответственность за содержание размещаемых рекламных материалов, за нарушение требований законодательства РФ о рекламе.

Согласно п. 3.2.11 Договора, ООО «Аванта-Авто» обеспечивает достоверность рекламной информации, используемой в рекламных кампаниях, её соответствие законодательству РФ, нормативных актам органов государственной власти.

В адрес Управления поступили возражения ООО «Аванта-Авто» на Определение о возбуждении дела №016/05/5-1461/2022. В своих возражениях Общество просит передать материалы дела в Московское УФАС России.

Также согласно пояснениям ООО «Аванта-Авто», Обществом учтены все замечания Управления, внесены изменения в информационное содержание сайта и рекламы.

В ответ на данное возражение поясняем, что на основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. №1922 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», ФАС России наделило Татарстанское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по факту распространения в сети «Интернет» рекламы с текстом: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!» (вх. № 11387).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

На основании части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть ООО «Аванта-Авто».

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Учитывая, что рекламные кампании размещались по заказу ООО «Аванта-Авто», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Аванта-Авто».

В соответствии с ч. 8 статьи 38 рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В рассматриваемом случае рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ООО «Аванта-Авто».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «Аванта-Авто», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

«…»

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «Аванта-Авто» (ИНН 9718168856, КПП 771801001, ОГРН 1217700046563, юридический адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж 1, пом. 14) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

«…»

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–5/2023.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-«…»@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны