Решение №АЯ-04/2634 Решение по делу №016/07/3-331/2021 от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2634 от 09.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «ТГК-16» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.02.2021 г. №74-Д), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 11.01.2021 г. №6-Д), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.02.2021 г. №69-Д), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.02.2021 г. №70-Д), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.02.2021 г. №71-Д), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.02.2021 г. №72-Д), в присутствии представителя заявителя ООО «НПП «ФОЛТЕР»» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 07.03.2020г. №б/н), рассмотрев жалобу заявителя ООО «НПП «ФОЛТЕР»» (вх. №2082/ж от 18.02.2021 г.) на действия заказчика АО «ТГК-16» при проведении закупки №32009871595 на предмет: «Поставка коалесцирующих фильтров класса G4, префильтров класса G4 и фильтров тонкой очистки класса F9»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого конкурентного листа с переторжкой №32009871595 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 30.12.2020 года.

Заказчик – АО «ТГК-16».

Начальная (максимальная) цена договора – 23 178 137,76 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 1 марта 2021 года представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседании Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 3 марта 2021 года.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТГК-16» (далее – Положение), утвержденным 17.04.2020г.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 10.1 Положения установлено, что под Формированием конкурентного листа (далее – КЛ) понимается конкурентная закупочная процедура в электронной форме, проведение которой обеспечивается оператором ЭП в порядке, установленном настоящим разделом, при котором информация о потребностях Заказчика в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС закупочной документации о формировании конкурентного листа. По предоставленным Участниками предложениям на ЭП формируется конкурентный лист, на основании которого победителем признается Участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика на основании опубликованной закупочной документации.

В соответствии с пунктом 9.3 Положения заявки на участие в конкурентной закупке (за исключением заявки на участие в запросе котировок) представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с действующим законодательством и должны содержать в том числе:

-   сведения об участнике закупки, подавшем такую заявку;

- сведения и документы, подтверждающие соответствие такого участника требованиям, установленным документацией о закупке;

- сведения об условиях исполнения договора, предлагаемых таким участником.

Согласно пункту 9.9 Положения после окончания срока приема предложений Участников закупки, Заказчик в порядке и сроки, установленные закупочной документацией, осуществляет оценку и сопоставление предложений Участников закупки и выбор победителя закупочной процедуры, если иные этапы не предусмотрены закупочной документацией.

В соответствии с частью 9.10 Положения в случае несоответствия Участника закупки отборочным критериям, оценка предложения Участника закупки по оценочным критериям не производится.

Частью 9.11 Положения установлено, что при оценке и сопоставлении предложений участников закупки:

1) не допускается предъявлять к Участникам закупки, к закупаемым товарам, работ, услугам, требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, не указанным в закупочной документации;

2) требования, предъявляемые к Участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком применяются в равной степени ко всем Участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работ, услугам;

3) оценка предложений Участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, производится с учетом особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

4) при наличии оснований для применения приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, 14 оказываемым иностранными лицами, оценка предложений производится с учетом норм действующего законодательства о приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В соответствии с документацией заказчиком установлен порядок подведения итогов конкурентной закупки:

- Проведение анализа заявок и документов участников конкурентной закупки на соответствие отборочным критериям. В случае если участник не прошел отборочные критерии, то оценка по оценочным критериям не производится, и заявка участника не рассматривается.

- В случае соответствия заявки участников отборочным критериям, происходит присвоение баллов каждому участнику. После присвоения баллов каждому участнику конкурентной закупки, победителем признается участник, набравший максимальное количество баллов. В случае если участники конкурентной закупки набрали одинаковое количество баллов, то победителем признается участник, подавший заявку ранее по времени. По итогам конкурентной закупки составляется итоговый протокол.

Согласно итоговому протоколу работы закупочной комиссии по результатам конкурентной закупки от 03.02.2021г. на участие в закупке было подано 5 заявок:

 

Участник закупочной процедуры

Окончательное ценовое предложение,

руб. без НДС

Количество заявленных товарных позиций

Выполнение условий закупочной документации и соответствия  отборочным критериям

Принадлежность участников закупки

к субъектам  МСП

Общество с ограниченной ответственностью "ДМЭнерджи"

22 830 000,00

1 из 1

Выполнено по:

Лот №1;

Да

ООО "НПП "ФОЛТЕР"

9 693 936,00

1 из 1

Не выполнено по:

Лот №1;

Да

ООО "Пауэр Инжиниринг Технолоджиз"

9 771 166,58

1 из 1

Не выполнено по:

Лот №1;

Да

ООО "ЭЛБА"

22 900 000,00

1 из 1

Выполнено по:

Лот №1;

Да

ООО "ЕМВ фильтртехник рус"

12 720 000,00

1 из 1

Не выполнено по:

Лот №1;

Да

 

Заявка Участника ООО «НПП «ФОЛТЕР» не допущена к процедуре оценки ценовых предложений по следующим основаниям:

1)         Значение номинального расхода воздуха, указанное в прилагаемом протоколе аэродинамических перегрузочных испытаний №075-15-17-П на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С, не соответствует требованиям ТЗ (в протоколе 3400м3/ч, а в ТЗ 3800 м3/ч);

2)         В паспорте на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С, префильтр (фильтр предварительно/грубой очистки) ФяК-ОЭ 4562.5Л-Р20, фильтр тонкой очистки ФяС-КТ(В) 942(440).5Е-Р20 имеется фраза: «Завод-изготовитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделия, не ухудшающие его технические характеристики». Согласно данной фразы при тех же самых технических характеристиках могут быть изменены геометрические размеры фильтрующих элементов, что может привести к несоответствию посадочным местам в каркасе КВОУ;

3) В протоколах испытаний фильтра тонкой очистки ФяС-КТ(В) 942(440).5Е-Р20 масса фильтра равна 10,5 кг, а в паспорте на данный фильтр - 11 кг.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа заявки участника и требований, установленных заказчиком в документации приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Техническим заданием на поставку коалесцирующих фильтров класса G4, префильтров класса G4 и фильтров тонкой очистки класса F9 заказчиком установлены характеристики поставляемого товара:

 

Система

фильтрации

 

Коалесцирующий

фильтр

(коагулятор)

 

Префильтр

(фильтр

предварительной/груб

ой очистки)

 

 

Фильтр тонкой

очистки

 

 

Тип

Панельный

Карманный

Компактный

Номинальный расход воздуха, м3/ч

2458800 (~3800 на ед.)

2458800 (~4250 на ед.)

2458800 (~4250 на ед.)

Требуемое количество фильтрующих элементов, шт

1296

576

576

Класс очистки в соответствии с ГОСТ Р ЕН 779-2014

G4

G4

F9

Начальный перепад давления, Па

Не более 74

Не более 70

Не более 123

Предельный (конечный) перепад давления, Па

250

250

450

Площадь фильтрации, м2

Не менее 0,4

Не менее 4

Не менее 32

Пылезадерживающая способность, % средняя

Не менее 90

Не менее 90

Не менее 99

Эффективность на частицах 0,4 мкм, %

-

-

≥95

Пылеемкость, гр.

 

Не менее 600

Не менее 1100

Давление на разрыв, Па

2500

2500

Не менее 5000

Уплотнение фильтр элемента

прокладка бесшовная, полиуретановая, нанесенная методом адгезии со стороны выхода воздуха; герметичность стыков фильтровального материала с рамкой фильтра со стороны входа и выхода воздуха. Рамка фильтра оцинкованная с дренажными отверстиями или другими способами отвода атмосферной влаги не должна деформироваться под воздействием руки.

Бесшовное, нанесенное методом адгезии (допускается уплотнение EPDM нанесенное со стыкпазом)

Бесшовное, нанесенное методом адгезии

Размеры уплотнения, мм

-

10 (в сжатом состоянии 7)

12 (в сжатом состоянии 6)

Защитные элементы

Сетка со стороны чистого воздуха

-

Защитная сетка пластиковая

Фильтрующий материал

синтетический фильтрующий материал, обладающий гидрофобными свойствами класс очистки G4 согласно стандарта EN 779:2012 (ГОСТ Р ЕН 779 - 2014)

Синтетическое волокно с прогрессивной структурой реверсивного исполнения с толщиной не менее 8-10 мм класс очистки G4 согласно стандарта EN 779:2012 (ГОСТ Р ЕН 779 -2014)

100% водостойкое миниплисированное микростекловолокно вертикальной укладки складок, класс очистки F9 согласно стандарта EN 779:2012 (ГОСТ Р ЕН 779 -2014)

Исполнение фильтрующего материала

Прогрессивная структура стекловолокна

Карманы должны быть термопаянные без ниток (оверлок) и впаяны в рамку.

Фильтрпакет должен быть герметично впаян в рамку

Материал корпуса

Оцинкованная рамка

Пластик литой (цельный) Фильтрующий элемент должен иметь металлический каркас из нержавеющей стали

 

 

Пластик с 4 входами и водоотводящими каналами или иные способы отвода воды

Размер фильтр элементов, мм

594х594х75

592х592х500

592х592х440

Гарантийный срок службы, ч

не менее 6000 часов

не менее 8000 часов

не менее 8000 часов

 

 

В ходе анализа заявки участника ООО «НПП «ФОЛТЕР»», Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в прилагаемом протоколе аэродинамических перегрузочных испытаний №075-15-17-П на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С указано значение номинального расхода воздуха 3400м3/ч.

Согласно доводам заявителя, для коалесцирующего фильтра ФяП-В-L1 4072.5С были проведены два вида испытаний:

 – испытания фильтра на соответствие национальному стандарту ГОСТ Р ЕН 779-2014, при котором определяются основные характеристики фильтра (геометрические параметры фильтра (размеры, вес, площадь фильтрующей поверхности), начальный перепад давления на чистом фильтре, начальная и средняя пылезадерживающая способность, пылеемкость, пр.), а также, проводится классификация фильтра на определение класса очистки по ГОСТ Р ЕН 779-2014, протокол испытаний № 07-13-17.

– испытания фильтра на предельно допустимую аэродинамическую нагрузку (разрушение, разрыв), протокол испытаний № 075-15-17-П.

При испытаниях фильтров и их классификации на соответствие требованиям ГОСТ Р ЕН 779-2014 стандартным значением расхода воздуха является 3400 м3/ч (или 0.944 м3/с), что и было отражено в протоколе испытаний №074-13-17 по ГОСТ Р ЕН 779-2014 на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С.

В протоколе аэродинамических перегрузочных испытаний №075-15-17-П на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С, указан номинальный расход воздуха 3400 м3/ч из протокола испытаний №074-13-17 по ГОСТ Р ЕН 779-2014, по которому он был классифицирован.

Согласно пояснениям заказчика, поставка панельных коалесцирующих фильтров класса G4, префильтров класса G4 и фильтров тонкой очистки класса F9 запланирована в рамках текущего технического обслуживания комплексной воздухоочистительной установки (далее КВОУ), входящей в состав газотурбинной установки (далее ГТУ) General Electric 9НА.01 Филиала АО «ТГК-16» - «Казанской ТЭЦ-3», электрической мощностью 405,6 МВт, обеспечивающей электроснабжение 5094 потребителей г. Казань.

Данная воздухоочистительная установка предназначена для очистки воздуха, поступающего к камерам сгорания ГТУ. Ввиду того, что требования завода изготовителя ГТУ (General Electric) к качеству воздуха, поступающего в камеры сгорания газовой турбины, очень высокие, требуется уделять особое внимание качеству выбираемых воздушных фильтров.

Согласно сервисному договору №21-1852/2016 от 30.09.2016, заключенному между ООО «ДжиИ Рус» (представитель General Electric в России) и АО «ТГК-16», заказчик отвечает за качество воздуха, поступающего в ГТУ.

От состояния воздушных фильтров, установленных в КВОУ ГТУ зависит как электрическая нагрузка энергоблока, которую он может взять, так и состояние компрессора и всей проточной части газовой турбины. В случае повреждения компрессора ГТУ произойдет аварийное отключение энергоблока, что приведет к потере электроснабжения значительной части потребителей г.Казань, включая промышленные предприятия, а также к большим финансовым затратам АО «ТГК-16» на восстановление ГТУ и выплату штрафов из-за недопоставки электроэнергии потребителям

Проверив документацию ООО «НПП «ФОЛТЕР» заказчик столкнулся с несоответствием информации, содержащейся в заявке участника с иными документами, представленными ООО «НПП «ФОЛТЕР».

В техническом задании на поставку фильтрующих элементов для КВОУ ГТУ КТЭЦ-З указан требуемый номинальный расход воздуха через фильтры. Для коалесцирующих фильтров данный расход должен быть равен 3800 м3/ч.

В заявке на участие в конкурентной закупке ООО «НПП «Фолтер» и в паспорте коалесцирующего фильтра ФяП-В-L1 4072.5С указано значение номинального расхода воздуха также равное 3800 м3/ч, однако в п. 1 предоставленного ООО «НПП «Фолтер» протокола аэродинамических перегрузочных испытаний №075-15-17-П на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С, указано что объектом испытаний является фильтр с номинальным расходом воздуха равным 3400 м3/ч.

Т.е. испытательной лаборатории перед проведением аэродинамических тестов заводом-изготовителем фильтров были предоставлены данные/паспорт/протокол коалесцирующего фильтра, в котором был указан номинальный расход воздуха равный 3400 м3/ч, соответственно и аэродинамическое испытание было проведено при 3400 м3/ч, а не при требуемых 3800 м3/ч.

Комиссией установлено, что в соответствии с разделом 6 ГОСТ Р ЕН 779-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Фильтры очистки воздуха общего назначения. Определение технических характеристик» фильтры классифицируются по средней эффективности или средней пылезадерживающей способности при следующих условиях:

- расход воздуха 3400 м3/ч (0,944 м3/с), если изготовитель не задает иное;

- максимальный конечный перепад давления при испытаниях на фильтре грубой очистки (для класса G) 250 Па;

- максимальный конечный перепад давления при испытаниях на фильтре средней очистки (для класса M) и фильтре тонкой очистки (для класса F) 450 Па.

Согласно техническому заданию предусмотрена поставка коалесцирующих фильтров класса G4 (размеры, мм 594*594*75), префильтров (фильтры предварительной/грубой очистки) класса G4 (размеры, мм 592*592*500) с металлическим каркасом из нержавеющей стали, фильтров тонкой очистки класса F9 (размеры, мм 592*592*440), для комплексной воздухоочистительной установки газовой турбины 9HA.01 (производство GE – Дженерал Электрик) энергоблока ГТУ Казанской ТЭЦ-3.

Пунктом 1.2 технического задания заказчиком установлен перечень документов, на основании которых производится поставка товара:

- Паспорт станционной турбогенераторной установки 9HA.01 производства GENERAL ELECTRIC POWER & WATER серийный номер <...> &962Х100;

- Паспорт фильтрующей установки газовой турбины, модель 9НА.01.

- GEK 116296_RU ТУ на качество воздуха, поступающего в ГТ (Выпущено: октябрь 2008 GE Energy);

- СО 153-34.20.501-2003 «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» (ПТЭ) (утв. приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229);

- СТО 70238424.27.040.002-2008 «Газотурбинные установки. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования»;

- ГОСТ Р ЕН 779-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Фильтры очистки воздуха общего назначения. Определение технических характеристик» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2014 N 1419-ст).

Заказчиком АО «ТГК-16» после перерыва в заседании Комиссии Татарстанского УФАС России представлена копия паспорта фильтрующей установки газовой турбины, модель 9НА.01, в которой указаны основные технические данные.

Таким образом, в паспорте завода изготовителя газовой турбины 9HA.01 (производство GE – Дженерал Электрик) указан общий расход воздуха для коалесцирующего фильтра ~3800 на ед. (2458800/648=3794,4444).

Согласно разделу 6 ГОСТ Р ЕН 779-2014 фильтры классифицируются по средней эффективности или средней пылезадерживающей способности при условии расхода воздуха 3400 м3/ч (0,944 м3/с), если изготовитель не задает иное.

В рассматриваемом случае заводом изготовителем установлен расход воздуха для коалесцирующего фильтра 3794,4444 на ед. (~3800 на ед.)

Учитывая вышеизложенное, данное требование также установлено заказчиком в техническом задании рассматриваемой закупки и предъявлялось ко всем участником закупки в равной степени.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанный в протоколе участника аэродинамических перегрузочных испытаний №075-15-17-П на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С общий расход воздуха 3400м3/ч не соответствует требованиям заказчика, установленным в техническом задании.

Следовательно, предлагаемый участником коалесцирующий фильтр не соответствует требованиям, действия заказчика по отклонению заявки заявителя по указанному основанию не противоречат требованиям действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в паспортах на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С, префильтр (фильтр предварительно/грубой очистки) ФяК-ОЭ 4562.5Л-Р20, фильтр тонкой очистки ФяС-КТ(В) 942(440).5Е-Р20, представленным заявителем ООО «НПП «ФОЛТЕР» указано следующее: «Завод-изготовитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделия, не ухудшающие его технические характеристики».

По мнению заказчика, при указании данной фразы при тех же самых технических характеристиках могут быть изменены геометрические размеры фильтрующих элементов, что может привести к несоответствию посадочным местам в каркасе КВОУ.

В соответствии с доводами заявителя, в паспортах на все представленные фильтры имеется раздел 2 «Технические данные», где приведены базовые характеристики для каждого указанного типа (марки) фильтров, которые не могут ухудшаться.

В тоже время, в процессе производства фильтров для улучшения их технических характеристик могут вносится какие-либо изменения, как-то: замена фильтрующего материала с улучшенными параметрами (сопротивления, пылеемкости, влагостойкости, пр.), аналогичного класса; изменение внутренней конфигурации корпусов фильтров (дополнительные ребра жесткости для усиления конструкции) без изменения наружных габаритов фильтра; замена или дополнение каких-либо внутренних элементов, например: для фиксации материала коалесцирующего фильтра ФяП-В-Ы 4072.5С, используются металлическая сетка и стальные прутки, их можно заменить на пластиковую решетку и пластиковые прутки, что не повлияет на изменение габаритов фильтра и его прочностные характеристики, т.к. данные элементы служат только для фиксации фильтрующего материала в рамке фильтра.

Следовательно, фраза «Завод-изготовитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделия, не ухудшающие его технические характеристики» не влияет на базовые характеристики фильтра, включая габаритные и посадочные места.

Среди целей Закона о закупках в части 1 статьи 1 названного закона закреплены, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств.

Данные цели являются определяющим фактором при установлении заказчиком требований, предъявляемых к участникам проводимой закупки и к закупаемому товару.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанное основание для отклонения заявки участника является неправомерным, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанная формулировка в паспорте изделия не подразумевает собой изменение тех базовых характеристик, которые были указаны в паспорте.

Фраза «Завод-изготовитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделия, не ухудшающие его технические характеристики»» позволяет лишь в последующем внести соответствующие изменения в технические и функциональные показатели фильтра в случае такой необходимости в лучшую сторону.

Следовательно, поставщик сможет поставить заказчику товар качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными, что отвечает целям эффективности осуществления закупок.

Кроме того, данная формулировка указывает на право внесения изменений в конструкцию изделия, не ухудшающие его технические характеристики, однако не означает обязательность таких действий.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пунктов 9.10, 9.11 Положения, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с техническим заданием заказчиком установлено, что товар при поставке должен быть обеспечен следующими документами:

Паспорта, выданные изготовителем фильтров, заверенные подписью / печатью

изготовителя, в которых, в том числе, содержится следующая информация:

Название, почтовый адрес и контактная информация (номера телефонов, электронной

почты) изготовителя;

Полное название фильтра и его марка;

ГОСТ/ стандарт, которому соответствует фильтр;

Размеры фильтра (В/ Ш/ Д) мм.;

Класс очистки (эффективность) фильтра;*

Расход воздуха, м3/ч.;

Начальный и конечный перепад давления, Па.;

Площадь фильтрации, м2.;

Состав фильтрующего материала.;

Способность к пылеудержанию, %.;

Средняя эффективность, %.;

Пылеемкость фильтра, г.;

Масса фильтра, кг. и тд.

Согласно пояснениям заказчика, в протоколах испытаний фильтра тонкой очистки ФяС-КТ(В) 942(440).5Е-Р20, представленных заявителем масса фильтра равна 10,5 кг, а в паспорте на данный фильтр - 11 кг. В одном документе ООО «НПП «Фолтер» приводится вес фильтра 10,5 кг, в другом 11 кг. Оставляя за собой право варьировать характеристиками своих фильтров, ООО «НПП «Фолтер» не учитывает весовую нагрузку на сварные швы ячеек КВОУ ГТУ, в которые вставляются фильтры.

В соответствии с доводами заявителя, в паспорте на фильтр тонкой очистки ФяС-КТ(В) 942(440).5Е-Р20 приведены данные по массе фильтра, которые являются расчетными для данного типа фильтров.

Указанный тип фильтра состоит из множества компонентов (корпусные элементы, фильтрующий материал для изготовления фильтрующих пакетов, клей-расплав и герметик, для фиксации фильтрующих пакетов и герметизации всего фильтра, пр.), каждый из которых имеет диапазон отклонения по весовым характеристикам, зависящим от ряда параметров (плотность материала, удельная вязкость, текучесть, пр.), что влияет на объем и вес некоторых компонентов и может варьироваться, что в итоге, также может привести к изменению весовых параметров всего фильтра, без изменения целостности и надежности конструкции.

Весовые характеристики фильтра тонкой очистки ФяС-КТ(В) 942(440).5Е-Р20, указанные в протоколе испытаний № 057-14-19-ЕН779 показывают, что образец фильтра имел чистый вес до испытаний 10,5 кг. В процессе проведения испытаний по ГОСТ Р ЕН 779-2014 были подтверждены его эффективность и технические характеристики, заявленные в паспорте производителя.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.

Вместе с тем, техническое задание заказчика не содержит требований к показателю массы фильтров, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. Заказчик не указывает максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком только установлены требования о наличии сведений о массе в паспортах, выданных изготовителем фильтров.

Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из технического задания заказчика следует, что фильтр с любой массой, предложенной участником может быть применен заказчиком в рамках технического обслуживания комплексной воздухоочистительной установки, входящей в состав газотурбинной установки.

Учитывая вышеизложенное, отклонение участника по основанию несоответствия массы фильтра в протоколе испытания и в паспорте фильтра является неправомерным, формальным и не несет за собой никаких объективных, существенных последствий.

Довод заявителя признан обоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что по результатам рассмотрения заявка заявителя ООО «НПП «ФОЛТЕР» подлежала отклонению по причине несоответствия значения номинального расхода воздуха, указанного в прилагаемом протоколе аэродинамических перегрузочных испытаний №075-15-17-П на коалесцирующий фильтр ФяП-В-L1 4072.5С требованиям заказчика, установленным в техническом задании, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «НПП «ФОЛТЕР»» (вх. №2082/ж от 18.02.2021 г.) на действия заказчика АО «ТГК-16» при проведении закупки №32009871595 на предмет: «Поставка коалесцирующих фильтров класса G4, префильтров класса G4 и фильтров тонкой очистки класса F9», обоснованной в части неправомерного отклонения заявки участника по второму и третьему доводу жалобы

Признать заказчика АО «ТГК-16» нарушившим требования пунктов 9.10, 9.11 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТГК-16», части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны