Решение №АЯ-04/12517 Решение по делу №016/07/3-1554/2022 от 11 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/12517 от 11.10.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Казанский вертолетный завод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16АА6283093), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16АА6283112), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16АА6283112), в присутствии представителя заявителя ООО «Омитранс-Менеджмент» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-21 от 04.01.2021г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Омитранс-Менеджмент» (вх. № 12207/ж от 26.09.2022 г.) на действия заказчика АО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки на сайте www.astgoz.ru №220750000045 на предмет: право заключения договора на оказание услуг по доставке грузов до 20 тонн автомобильным транспортом по территории РФ,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закрытого конкурса №220750000045 было размещено на сайте www.astgoz.ru – 01.07.2022 года.

Заказчик – АО «Казанский вертолетный завод».

Дата окончания срока подачи заявок – 29.08.2022г.

Дата рассмотрения заявок – 05.09.2022г.

Дата подведения итогов – 12.09.2022г.

Начальная (максимальная) цена договора – 38 884 261,67 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно комиссией по осуществлению закупок проведена некорректная оценка заявок по стоимостному критерию.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика, и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденным от 21.04.2022 г. (далее – Положение).

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

Согласно доводу заявителя, заказчик при определении победителей конкурса, не учел особенности предоставления приоритета, указанные в пункте 15 Приложения №2 к информационной карте, вследствие чего заявка заявителя не вошла в первую тройку победителей закупки.

Заказчик с жалобой не огласился.

Комиссией установлено, что в приложении №2 к информационной карте заказчиком определен порядок оценки и сопоставления заявок. Помимо ценового критерия оценки, установлен неценовой критерий – «Квалификация участника закупки». В рамках неценового критерия заявки участников оцениваются заказчиком по подкритериям: «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» - 70% и «репутация участников закупки» - 30%. Установленные требования указаны также в Приложении №3 к Информационной карте «Требования к составу заявки».

В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки (включая подкритерии оценки, а также содержание и значимость (весомость) каждого критерия/подкритерия оценки) и в порядке, установленными приложением №2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в документации о закупке, не допускается.

На основании п. 15 Приложения №2 к Информационной карте приоритет предоставляется: а) в случае, если в документации о закупке при оценке и сопоставлении заявок по критерию «Цена за единицу продукции» в качестве единого базиса оценки установлены цены без учета НДС, предоставление приоритета осуществляется после приведения предложений участников закупки к единому базису оценки без учета НДС. б) в случае проведения переторжки предоставление приоритета осуществляется в отношении окончательных предложений участников закупки. Документацией о закупке в первой редакции был предусмотрен следующий порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции»: в случае, если среди допущенных заявок имеются заявки участников закупки, применяющих упрощенный режим налогообложения, то сравнение цен заявок производится без учета НДС.

Вместе с тем, ранее Татарстанским УФАС России уже рассмотрена жалоба ООО «Ордотранспорт» на закупку №220750000045, и вынесено решение по делу №016/10/18.1-1206/2022 (исх. №АЯ-04/9838 от 04.08.2022г.), в соответствии с которым жалоба заявителя признана обоснованной. Заказчику выдано предписание (исх. №АЯ-04/9839 от 04.08.2022г.) внести изменения в извещение и документацию по закупке, в части устранения нарушения в порядке оценки ценового предложения участника закупки, допускающего уменьшение ценового предложения участника, являющего плательщиком НДС.

Указанное предписание заказчиком исполнено в установленный срок. Заказчиком внесены изменения в документацию в части порядка оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» (Приложение №2 к информационной карте п. 1):

Сравнение цен заявок производится по предложенной цене единиц продукции, с учетом всех налогов и сборов в соответствии с законодательством (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик при оценки заявок участников закрытого конкурса №220750000045 правомерно применил нормы документации по закупке, а также требования действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Омитранс-Менеджмент» (вх. № 12207/ж от 26.09.2022 г.) на действия заказчика АО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки на сайте www.astgoz.ru №220750000045 на предмет: право заключения договора на оказание услуг по доставке грузов до 20 тонн автомобильным транспортом по территории РФ необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны