Решение №04-04/9488 Решение по делу № 016/07/3-1279/2023 от 11 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/9488 от 11.09.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заявителя ООО «ТТП Маринес» – <…> – [должностное лицо] (доверенность б/н от 21.08.2023 г.), представителей заказчика АО «Казанский вертолетный завод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность б/н от 28.12.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность б/н от 28.12.2022 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «ТТП Маринес» (вх. №9010/ж от 29.08.2023 г.) на действия заказчика АО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки № 230750000148 на предмет: «Закрытый запрос предложений на оказание услуг по выполнению письменного переводы с русского на французский язык комплекта эксплуатационной документации вертолета Ми-17В-5 №№324м01-324м02»,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №230750000148 было размещено на официальном сайте http://astgoz.ru.
Заказчик – АО «Казанский вертолетный завод».
Начальная цена договора – 2 988 000,00 рублей.
Начальная (максимальная) суммарная стоимость величин единиц продукции – 996,00 рублей с НДС.
Дата подведения итогов – 28.08.2023г.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно отклонена заявка на участие заявителя, а также с нарушением требований оформлен протокол.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 3.5 Закона о закупках закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В протоколе запроса предложений №1616-2023-02126-01 от 23.08.2023г. указано, что к участию в закупке были допущены все участники, кроме заявки заявителя №71804 в связи с тем, что положения заявки не соответствуют требованиям документации о закупке.
Отказать в допуске к участию в закупке.
1) Положения заявки, несоответствующей требованиям документации о закупке: не соответствие цены заявки требованиям п. 1- информационной карты, в том числе отсутствие предложения о цене за единицу продукции, превышающей размер НМЦ, начальной (максимальной) минимальной цен единицы продукции, установленным п. 27 информационной карты;
2) Положения документации о закупке, которым не соответствует положение заявки: п. 27 информационной карты;
3) Основание для отклонения заявки (пункт и подпункт документации о закупке): «4.14 Рассмотрение первых частей заявок, дозапрос. Допуск к участию в закупке» п.п. 4.14.2.»
Пункт 4.14.2 Документации гласит:
В рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) ЗК принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке на основании установленных в п. 27 информационной карты измеряемых критериев отбора.
Пунктом 27 Информационной карты Документации установлены критерии отбора заявок участников.
Все поступившие в установленные сроки и в установленном порядке заявки рассматриваются на соответствие следующим критериям отбора:
27.1. представление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; соблюдение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки;
27.2. соответствие участника процедуры закупки, в том числе соответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15–17 информационной карты;
27.3. соответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8–9 и п. 12 информационной карты;
27.4. соблюдение описания продукции, предлагаемой к поставке, требованиям, установленным в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и форме подраздела 7.3;
27.5. соответствие цены заявки требованиям п. 10 информационной карты, в том числе отсутствие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ, начальной (максимальной) цены единицы продукции;
27.6. отсутствие в составе заявки недостоверных сведений.
В пункте 27 Документации указываются критерии отбора заявок участников, где одним из критериев является соответствие цены заявки требованиям п. 10 информационной карты. Так п. 10 информационной карты гласит:
Начальная (максимальная) суммарная стоимость величин единиц продукции 996,00 с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства; при этом максимальное значение цены договора составляет 2 988 000,00 рублей, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.
Стоимостные величины единиц продукции указаны в приложении №4 к информационной карте.
Участник процедуры закупки должен предложить одинаковый размер (процент) снижения в отношении всех стоимостных величин единиц продукции.
Участник процедуры закупки в электронной форме на ЭТП должен указать суммарную стоимость единичных расценок.
Запрещается частичное предложение.
Согласно пункту 3.4.9 Информационной карты:
Сведения, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
Согласно доводам заявителя, заказчиком неправомерно отклонена заявка на участие заявителя. Заявитель подал заявку на участие, содержащее предложение:
- цена договора: 1 494 000,00 рублей;
- цена за единицу продукции: 498,00 рублей;
- процент снижения от НМЦ: 50%.
По мнению заявителя, таким образом, предложенные условия полностью отвечают требованиям п. 10 Информационной карты документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что участником было подано ценовое предложение 1 494 000,00 рублей, что не соответствует условиям закупки, так как превышает размер начальной (максимальной) минимальной цены единицы продукции. В документах, загруженных на ЭТП, участник указал, кроме суммы договора, также суммарную стоимость величин единиц продукции. Таким образом, при рассмотрении заявок данному участнику было отказано в допуске к участию в закупке в связи с тем, что ценовое предложение, поданное им на электронной площадке, имеет преимущество перед ценовым предложением, поданным им в заявке по форме №2 Документации. Заявитель имел возможность ознакомиться с условиями проведения процедуры закупки, а в случае возникновения вопросов относительно ценового предложения, имел возможность в регламентированные сроки направить запрос на разъяснения положений документации о закупке.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа информационной карты заказчика установлено, что из установленных условий участия в запросе предложений, в действительности, следует указание НМЦ в специальных электронных формах на ЭТП, что имеет преимущество перед сведениями из загруженных на ЭТП электронных документов.
Вместе с тем, при проверке документации закупки, в том числе заявок на участие, Комиссия выяснила, что заявитель в графе НМЦ указал цену договора.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отклонение заявки заказчиком не противоречит действующему законодательству
Довод не нашел свое подтверждение.
2. Относительно довода заявителя об оформлении с нарушением требований протокола.
В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
На стр. 2 протокола запроса предложений №1616-2023-02126-01 от 23.08.2023г. указано следующее.
«Количество отклоненных заявок: 0»
Согласно доводу заявителя, при отклонении заявки заявителя заказчик нарушает требования оформления протокола, указывая нулевое значение количества отклоненных заявок.
Заказчик пояснил, что в данном случае имеет место быть техническая ошибка при составлении протокола.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы заявителя, пояснения заказчика и документацию извещения, проанализировав, приходит к выводу, что данная техническая ошибка может ввести с заблуждение всех участников закупки, в том числе, тех, чьи заявки были отклонены. Комиссией было изучено извещение и документация, прилагаемая к ней.
Заказчиком нарушены требования части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Довод заявителя признан обоснованным.
Комиссия принимает решение не выдавать предписание об устранении нарушений требования действующего законодательства.
В связи с отсутствием в статье 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нормы, по которой можно привлечь заказчика к административной ответственности за нарушение составление протокола, Комиссия решила материалы для возбуждения административного производства не предавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО «ТТП Маринес» (вх. №9010/ж от 29.08.2023 г.) на действия заказчика АО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки № 230750000148 на предмет: «Закрытый запрос предложений на оказание услуг по выполнению письменного переводы с русского на французский язык комплекта эксплуатационной документации вертолета Ми-17В-5 №№324м01-324м02», частично обоснованной по второму доводу.
2. Признать заказчика АО «Казанский вертолетный завод» нарушившим требования части 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |