Предупреждение №АР-05/5573 Предупреждение №П05-24/2022 о прекращении действий (бездейст... от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/5573 от 28.04.2022

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.01.2022 № 01/20-пр «О проведении плановой выездной и документарной проверки» и от 05.03.2022 № 02/54-пр «О продлении срока проведения плановой выездной и документарной проверки» проведена плановая выездная и документарная проверка муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее по тексту – МУП «Водоканал», Предприятие) (ИНН 1653006666; КПП 166001001; ОГРН 1021602830370; 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, 9).

В ходе проведения плановой документарной и выездной проверки проведены мероприятия, предусмотренные статьями 25.1, 25.2 и 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам которых Инспекцией установлено следующее.

МУП «Водоканал» (ранее – Казанское коммунальное предприятие г. Казани) создано на основании Постановления Главы администрации г. Казани «О создании коммунального предприятия «Водоканал» № 1366 от 30 декабря 1993 года.

В качестве юридического лица предприятие зарегистрировано 08 октября 2002 года на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ № 16 0009999214.

На основании распоряжения руководителя Исполнительного комитета города Казани Д.Г. Калинкина № 1988р от 06.08.2014 директором МУП «Водоканал» назначен Егоров Андрей Юрьевич.

Учредителем проверяемого лица является Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани» (ИНН 1655065674).

Предприятие зарегистрировано по адресу: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 9.

Предприятие действует на основании Устава, утвержденного приказом Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани № 290/КЗИО-ПК от 22.02.2019 (с изменениями согласно Приказу Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани № 1959/КЗИО-ПК от 28.10.2021).

Основным видом деятельности МУП «Водоканал» является забор, очистка и распределение воды (Код ОКВЭД 2 36.00).

В ходе проведения плановой выездной и документарной проверки МУП «Водоканал» Инспекцией Татарстанского УФАС России изучена информация о предоставлении проверяемым лицом технических условий на технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с статьей 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила).

Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Порядок заключения договоров холодного водоснабжения регламентирован вышеуказанными Правилами.

Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

24 июля 2020 года в адрес МУП «Водоканал» направлена заявка АО «Казэнерго» на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения с приложением учредительных документов АО «Казэнерго» и правоустанавливающих документов на объекты общества (исх.№ <…>).

Согласно направленному заявлению, между АО «Казэнерго» и МУП «Водоканал» заключен договор на отпуск питьевой воды и сточных вод № <…> от <…>.

На основании пункта 9 Правил заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления

 В связи с многочисленными изменениями законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения с момента заключения вышеуказанного договора, АО «Казэнерго» предложило подготовить и направить в свой адрес новый договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на объекты АО «Казэнерго».

В ответ на вышеуказанное заявление, МУП «Водоканал» направило в адрес АО «Казэнерго» информационное письмо (исх.№ <…> от <…>), согласно которому для возможности перезаключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № <…> от <…> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» АО «Казэнерго» необходимо представить в МУП «Водоканал» информацию о расчетных нагрузках по объектам АО «Казэнерго».

23 июля 2021 года АО «Казэнерго» направило в адрес МУП «Водоканал» информацию о расчетных нагрузках по объектам АО «Казэнерго» (исх.№ <…> от <…>).

Вместе с тем, проект договора № <…> холодного водоснабжения и водоотведения от <…> направлен гарантирующим поставщиком МУП «Водоканал» в адрес АО «Казэнерго» только 01.03.2022, то есть в период проведения плановой проверки Татарстанским УФАС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Исходя из нормативов части 3 статьи 13, части 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договор водоснабжения и договор водоотведения является публичным договором.

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе АО «Казэнерго» в заключении договора, необходимость заключения которого предусмотрена Правилами, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 вышеуказанной статьи, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Учитывая установленные в ходе проведения плановой проверки обстоятельства, свидетельствующие о том, что договор водоснабжения и водоотведения по заявке АО «Казэнерго» (исх.№ <…> от <…>) не заключен, а также то, что МУП «Водоканал» занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке по предоставлению услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Водоканал» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях МУП «Водоканал» (ИНН 1653006666; юридический адрес: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 9) признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе АО «Казэнерго» в заключении договора, необходимость заключения которого предусмотрена законодательством Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости в течение 30 (тридцати) дней с момента получения настоящего предупреждения, прекратить действия, содержащие признаки нарушения, путем заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения по заявке АО «Казэнерго» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны