Решение №04-04/1798 Решение по делу № 016/06/54.3-196/2020 о нарушении законодат... от 14 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1798 от 14.02.2020 г.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ – <…> (доверенность №212 от 15.11.2019г.), в присутствии заявителя <…>, рассмотрев жалобу заявителя <…> (вх. №1394/ж от 06.02.2020г.), а также дополнения к жалобе (вх. №1580/ж от 11.02.2020г.) на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки №0211100000119000175 на предмет: «Выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0211100000119000175 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru  24.01.2020г.

Заказчик – Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 758 139,78 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного конкурса приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что заявителем при проведении закупки не установлено преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с извещением о проведении закупки и конкурсной документацией рассматриваемая закупка проводится на общих основаниях, преимуществ в отношении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций заказчиком не установлено.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что объем закупок, которые заказчик обязан осуществить у  субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе (не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок).

Следовательно, у заказчика отсутствуют обязанность проводить абсолютно все закупки в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе. Установление преимуществ для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является правом заказчика, а не обязанностью.

Довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком критерия о наличии у участника закупки научных разработок в области протезно-ортопедических изделий, подтверждающихся предоставлением соответствующих патентов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, а именно:

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком были определены нестоимостные критерии оценки, подтверждающие квалификацию участников закупки, в том числе:

2.6. «НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ. ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПАТЕНТОВ»

Оценка показателя (баллы) – 100

Коэффициент значимости показателя – 0,3

По данному показателю оценивается:

Наличие научных разработок в области протезно-ортопедических изделий. Подтверждается предоставлением соответствующих патентов.

Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

b6 = КЗ x Кi

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - количество баллов, присужденное заявке по данному показателю в следующем порядке:

 

Наличие у участника 1 патента в области протезно-ортопедических изделий

35 баллов

Наличие у участника 2 патентов в области протезно-ортопедических изделий

65 баллов

Наличие у участника 3 и более патентов в области протезно-ортопедических изделий

100 баллов

Отсутствие у участника патентов в области протезно-ортопедических изделий

0 баллов

 

Установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.

Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации о наличии у участника патентов в области научных разработок протезно-ортопедических изделий не является единственным в документации:

- «Наличие у участника конкурса техников протезистов»;

- «Наличие у участника конкурса врачей-ортопедов»;

- «Наличие у участника конкурса инженеров протезистов»;

- «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема»;

- «Наличие или отсутствие выездных бригад для обслуживания получателя на дому на территории г. Казани и Республике Татарстан в составе врача и технического специалиста (техника протезиста или инженера-протезиста), работающих у участника закупки на постоянной основе»;

- «Наличие у участника научных разработок в области протезно-ортопедических изделий. Подтверждается предоставлением соответствующих патентов»;

- «Соответствие участника системе менеджмента качества ГОСТ ИСО 9001:2011».

Из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком критерия о наличии у участника закупки техников протезистов, врачей-ортопедов, инженеров протезистов.

Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком были определены, в том числе, следующие нестоимостные критерии оценки, подтверждающие квалификацию участников закупки:

 

2.1. «НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА КОНКУРСА ТЕХНИКОВ-ПРОТЕЗИСТОВ»

Оценка показателя (баллы) – 100

Коэффициент значимости показателя – 0,05

По данному показателю оценивается:

Оценивается наличие у участника конкурса техников-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов на нижние конечности для инвалидов. Наличие специалистов должно подтверждаться приложением копий приказов о приеме на работу или копий гражданско-правовых договоров и сведений об образовании или сведений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников с приложением копий соответствующих удостоверений или дипломов, или аттестаций.

Учитывается количество у участника конкурса техников-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов на нижние конечности для инвалидов. 

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

b1 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

2.2. «НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА КОНКУРСА ВРАЧЕЙ-ОРТОПЕДОВ»

Оценка показателя (баллы) – 100

Коэффициент значимости показателя – 0,2

По данному показателю оценивается:

Оценивается наличие у участника конкурса врачей-ортопедов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов. Наличие специалистов должно подтверждаться приложением копий приказов о приеме на работу или копий гражданско-правовых договоров и сведений об образовании  или сведений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников с приложением копий соответствующих удостоверений или дипломов или аттестаций.

Учитывается количество у участника конкурса врачей-ортопедов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов. 

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

b2 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

2.3. «НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА КОНКУРСА ИНЖЕНЕРОВ-ПРОТЕЗИСТОВ»

Оценка показателя (баллы) – 100

Коэффициент значимости показателя – 0,05

По данному показателю оценивается:

Оценивается наличие у участника конкурса инженеров-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов. Наличие специалистов должно подтверждаться приложением копий приказов о приеме на работу или копий гражданско-правовых договоров и сведений об образовании  или сведений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников с приложением копий соответствующих удостоверений или дипломов или аттестаций.

Учитывается количество у участника конкурса инженеров-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов.  

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

b3 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.

Заявителем не представлено доказательств того, что техники протезисты, врачи-ортопеды, инженеры протезисты, действующие на территории других регионов Российской федерации не могут осуществлять свою деятельность на территории г. Казани.

Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации применяется ко всем участникам в равной степени.

Доводы заявителя о том, что заказчиком установлены критерии оценки заявок, ограничивающих участников закупки и дающих преимущества только единственной организации ФГУП Московский ПРОП является несостоятельным, что подтверждается тем, что на участие в закупке было подано 3 заявки.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок по критерию «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема» (дополнения к жалобе вх. №1580/ж от 11.02.2020г.).

Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

В соответствии с извещением о проведении закупки дата и время окончания срока подачи заявок – 10.02.2020 в 09:00.

Дополнения к жалобе на положения документации (вх.1580/ж) поступили от заявителя в адрес антимонопольного органа 11.02.2020г.

Учитывая, что дополнения к жалобе на положения документации поданы по истечении сроков, установленных законодательством, данный довод заявителя оставлен без рассмотрения.

Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком были определены, в том числе, следующий нестоимостной критерий оценки, подтверждающий квалификацию участников закупки:

2.4. «ОПЫТ УЧАСТНИКА КОНКУРСА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПРОТЕЗОВ СОПОСТАВИМОГО ОБЪЕМА»

Оценка показателя (баллы) – 100

Коэффициент значимости показателя – 0,05

По данному показателю оценивается:

Оценивается предложение участника об объеме (оценивается объем оказанных услуг сопоставимого характера контрактов (а именно: выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям (при этом суммарный объем выполненных работ должен быть не менее 100 протезов в год), исполненном участником контрактов за период 2017-2019гг., без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника.

Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ и/или выписками из карточки контракта сопоставимого объема и характера реестра контрактов со статусом контракта «исполнение завершено», заключенных с участником открытого конкурса, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.

Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Предельное необходимое максимальное значение – 100 (Сто).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

а) в случае, если Кmax < Кпред , - по формуле:

b4 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)

б) в случае, если  , - по формуле:

b4 = КЗ x 100 x (Кi / Кпред)

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, Кпред = 100.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок на участие в части установления требования к участникам о необходимом суммарном объёме выполненных работ не менее 100 протезов в год.

Исходя из установленного порядка оценки, заказчиком не будут оцениваться заявки участников, которые предоставят информацию об объеме выполненных аналогичных работ менее 100 протезов в год. Вместе с тем, в данном случае Комиссия отмечает, что при рассмотрении и оценке заявок участникам должен присваиваться соответствующий балл в соответствии с установленной формулой.

Заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об учете выявленных нарушений при рассмотрении и оценки заявок участников на участие в закупке №0211100000119000175  в части неприменения условия о том, что учитываются объем выполненных аналогичных работ не менее 100 протезов в год по каждому контракту, указанное в документации по пункту 2.4 «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объекта».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя <…> (вх. №1394/ж от 06.02.2020г.) на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки №0211100000119000175 на предмет: «Выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов», необоснованной.

Оставить дополнения к жалобе <…> (вх. №1580/ж от 11.02.2020г.) на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки №0211100000119000175 на предмет: «Выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов» без рассмотрения.

Признать заказчика - ГУ - РО ФСС РФ по РТ нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать заказчику ГУ - РО ФСС РФ по РТ выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны