Решение №АР-05/1341 Решение по делу №016/01/10-1552/2020 от 8 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АР-05/1341 от 08.02.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-1552/2020 по признакам нарушения АО «Татэнерго» (ИНН 1657036630) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий ОАО «ТГК-16» доступу на товарный рынок тепловой энергии в границах муниципального образования города Казани,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ОАО «ТГК-16» (вх.№16337/ж от 12.10.2018 г.) по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действий АО «Татэнерго» в части снижения объемов приобретаемой у ОАО «ТГК-16» тепловой энергии в 2017 году.

По итогам рассмотрения указанного обращения, изучения предоставленных документов, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения г. Казани статус единой теплоснабжающей организации присвоен АО «Татэнерго».

В состав системы теплоснабжения входят источники тепловой энергии:

- ТЭЦ-1 и 2, принадлежат АО «Татэнерго»;

- ТЭЦ-3, принадлежит ОАО «ТГК-16».

ОАО «ТГК-16» по тепловодам №13, 14, принадлежащим АО «Татэнерго», поставляет тепловую энергию, выработанную на ТЭЦ-3, в адрес АО «Татэнерго» для последующей поставки потребителям.

Схемой теплоснабжения г. Казани определены тепловые нагрузки для выработки на ТЭЦ-3 в размере 526 Гкал/час, а также объемы поставки тепловой энергии в тепловоые сети АО «Татэнерго» в размере 1071,1 тыс. Гкал на 2017 год.

Вместе с тем, по итогам 2017 года, общий объем приобретенной тепловой энергии АО «Татэнерго» у ОАО «ТГК-16» составил <…> – [объем поставки] Гкал (по информации ОАО «ТГК-16»), что на <…> – [объем поставки] Гкал меньше объема поставки, установленного схемой теплоснабжения, а также значительно меньше объемов поставки в предыдущие годы.

При этом тарифы, устанавливаемые для ОАО «ТГК-16», ниже тарифов, устанавливаемых для АО «Татэнерго».

Так, в 2017 году тарифы на производство тепловой энергии в горячей воде для источников комбинированной выработки ОАО «ТГК-16» и АО «Татэнерго» были установлены в следующих размерах:

1 полугодие 2017 года

2 полугодие 2017 года

КТЭЦ-1, КТЭЦ-2 АО «Татэнерго», руб./Гкал без НДС

КТЭЦ-3 ОАО «ТГК-16», руб./Гкал без НДС

КТЭЦ-1, КТЭЦ-2 АО «Татэнерго», руб./Гкал без НДС

КТЭЦ-3 ОАО «ТГК-16», руб./Гкал без НДС

<…> – [рублей]

<…> – [рублей

<…> – [рублей

<…> – [рублей

При этом тариф АО «Татэнерго» для конечного потребителя по г. Казани в 2017 составил: в 1 полугодии – <…> – [рублей]/Гкал, во 2 полугодии – <…> – [рублей]/Гкал.

В соответствии с п. 20 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В силу п. 11 ч. 2 ст. 4 ФЗ «О теплоснабжении» утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (Минэнерго России).

В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения должна содержать основные условия организации теплоснабжения, решения о загрузке источников тепловой энергии, температурные графики и иные наиболее существенные условия для безопасного и надежного функционирования системы теплоснабжения населенного пункта, установленные Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

В соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения г. Казани (приказ Минэнерго России №130 от 13 марта 2015 года) статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения ЕТО-1 присвоен ОАО «Генерирующая компания» (после смены наименования с декабря 2016 года - АО «Татэнерго»), зона действия которой распространяется на большую часть территории муниципального образования г. Казани.

В состав системы теплоснабжения ЕТО-1 входят источники тепловой энергии, принадлежащие АО «Татэнерго», а также филиал ОАО «ТГК- 16» - Казанская ТЭЦ-3.ОАО «ТГК-16» по тепловодам №13,14, принадлежащим АО «Татэнерго», поставляет тепловую энергию на ЕТО-1 г. Казани в адрес АО «Татэнерго».

В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Следовательно, ОАО «ТГК-16» не вправе осуществлять реализацию тепловой энергии в зоне ЕТО-1 иным лицам, помимо АО «Татэнерго»

Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана: заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

В соответствии с п. 52 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» договорный объем поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с помесячной детализацией определяется сторонами ежегодно в соответствии со схемой теплоснабжения и может меняться в порядке, установленном договором.

Согласно п. 116 Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» распределение нагрузки между источниками тепловой энергии, функционирующими в границах системы теплоснабжения, осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения.

Таким образом, объемы покупки тепловой энергии в схеме теплоснабжения являются обязательными. При этом в действующем законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливают обязанность теплоснабжающей (теплосетевой) организации поддерживать режимы работы тепловодов, которые описаны в схеме в качестве обосновывающего материала.

Действия АО «Татэнерго» по снижению объемов, приобретаемой тепловой энергии у ОАО «ТГК-16» в нарушение утвержденной схемы теплоснабжения, нарушают антимонопольное законодательство в сфере теплоснабжения и права ОАО «ТГК-16» на осуществление хозяйственной деятельности, создают препятствия для реализации производимой ОАО «ТГК-16» продукции. В настоящем случае, действия АО «Татэнерго» по уменьшению объема приобретения тепловой энергии направлены на ограничение конкуренции в сфере теплоснабжения, ущемление интересов ОАО «ТГК-16», поскольку для цели установления тарифа для ОАО «ТГК-16» используются объемы поставки, установленные в схеме теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы устанавливаются на основании необходимой базовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (УСЛУГ) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.

Снижение объема отпуска согласно позиции Заявителя приводит к тому, что ОАО «ТГК-16» недополучает объем необходимой валовой выручки, т.к. тариф был установлен из расчета на больший отпуск.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

АО «Татэнерго» в части реализации ОАО «ТГК-16» тепловой энергии по тепловодам №13,14 занимает по отношению к ОАО «ТГК-16» доминирующее положение, поскольку ОАО «ТГК-16» не вправе осуществлять реализацию тепловой энергии в зоне ЕТО-1 иным лицам в силу ч.3 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

В связи со сложившейся схемой теплоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и тепловых сетей субабонентов, котельной и распределительных тепловых сетей теплоснабжающей организации и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения теплопринимающих энергоустановок субабонентов к тепловым сетям теплоснабжающих организаций с учетом принципа однократности такого присоединения, субабоненты теплоснабжающих организаций, имеют возможность получать тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на территории, охваченной тепловыми сетями  теплоснабжающей организации и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

Соответственно, в рассматриваемом случае географические границы товарного рынка надлежит определять методом установления фактических районов продаж.

Рассматриваемые действия совершаются в определенной Схемой зоне ЕТО-1 АО «Татэнерго». Зона поставки тепловой энергии прямо определена Схемой теплоснабжения города Казани (по состоянию на 2017 год) и не может быть изменена в установленном законом порядке иначе как внесением изменений в Схему и изменением фактически существующих взаимосвязанных сетей теплоснабжения.

Учитывая изложенное, границы рассматриваемого товарного рынка надлежит определять как зона ЕТО-1 в соответствии со Схемой теплоснабжения города Казани, актуальной по состоянию на 2017 год.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке также прямо определен Схемой теплоснабжения города Казани. К таким хозяйствующим субъектам относятся АО «Татэнерго» и ОАО «ТГК-16».

Временной интервал исследования определен как 2017 год.

Таким образом, АО «Татэнерго» занимает доминирующее положение в отношении ОАО «ТГК-16» на рынке услуг поставки тепловой энергии в соответствующей зоне деятельности, в связи с чем, на него распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае действия АО «Татэнерго» приводят к необоснованному ограничению реализации тепловой энергии, вырабатываемой ОАО «ТГК-16» с Казанской ТЭЦ-3, что ограничивает конкуренцию Заявителя по отношению к Ответчику.

Указанные действия содержат признаки нарушения п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, аналогичное нарушение ранее было установлено в действиях АО «Татэнерго» по итогам 2016 года решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №05-92/2017.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 31.08.2020 г. № 01/259-к о возбуждении дела в отношении АО «Татэнерго» (ИНН 1657036630) по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий ОАО «ТГК-16» доступу на товарный рынок тепловой энергии в границах муниципального образования города Казани.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Как было установлено Комиссией Татарстанского УФАС России, предметом рассмотрения настоящего дела являются действия АО «Татэнерго» в части снижения объемов приобретаемой у ОАО «ТГК-16» тепловой энергии в 2017 году.

Следовательно, период нарушения установлен как 2017 год.

Таким образом, срок давности, установленный в соответствии со ст.41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», истек 01.01.2021 года.

В силу п.5 ч.1 ст.48 Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, дело №016/01/10-1552/2020, возбужденное в соответствии с Приказом Татарстанского УФАС России от 31.08.2020 г. № 01/259-к, подлежит прекращению в связи с истечением трех лет со дня окончания нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №016/01/10-1552/2020, возбужденного по признакам нарушения АО «Татэнерго» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий ОАО «ТГК-16» доступу на товарный рынок тепловой энергии в границах муниципального образования города Казани, прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны