Решение №04-04/13588 Решение по делу №016/06/34-1438/2019 о нарушении законодател... от 10 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/13588 от 10.09.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» – <…> (доверенность от 20.02.2019 г. №б/н), в отсутствии представителей заявителя ООО «Стикс», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО «Стикс» (вх. №14127/ж от 02.09.2019 г.) на действия заказчика Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» при проведении закупки №0311200014619000226 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования по объекту: Строительство первой очереди индустриального парка «Саба»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311200014619000226 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 26.08.2019г.

Заказчик – Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан».

Начальная (максимальная) цена контракта – 308 641 214 ,67 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об указании заказчиком в проекте контракта сведений об ответственности сторон, несоответствующих действующему законодательству.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

Согласно подпункту и) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042» в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных указанным постановлением в пунктах 11 и 12 слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменить словами «начисленных штрафов».

Пунктом 11 Правил установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Пунктом 12 Правил установлено, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Вместе с тем, пунктами 12.27 и 12.28 проекта контракта заказчиком в нарушение Правил, утвержденных Постановлением №1042 установлено следующее:

«12.27. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

12.28. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта».

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 11, 12 Правил, утвержденных Постановлением №1042.

Пунктом 5 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, штрафы, установленные пунктом 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, рассчитываются для исполнителей контрактов, которые заключены по результатам закупки, проведенной на повышение цены. Аукцион к такому способу определения поставщика не относится.

Довод заявителя признан необоснованным.

Кроме того, довод заявителя о правомерности указания заказчиком пункта 12.2 проекта контракта в части начисления пеней за каждый день просрочки исполнения обязательств признан необоснованным, так как заказчик руководствовался частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, доводы заявителя об указании заказчиком в проекте контракта информации об ответственности сторон, несоответствующей действующему законодательству признаны частично обоснованными.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерных требований к привлекаемым субподрядным организациям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 5.4 проекта контракта, исполнитель при исполнении настоящего контракта вправе привлечь третьих лиц, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, являющих членами саморегулируемой организацией по соответствующим видам работ, имеющих сертификаты, либо другие документы, подтверждающие их право на выполнение данного вида работ. При этом Исполнитель несет ответственность перед Государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами. При заключении договоров с третьими лицами возмещение расходов генподрядчика за услуги, оказываемые субподрядчику, производится в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ.

При выполнении работ в рамках исполнения настоящего контракта Исполнитель обеспечивает исполнение предусмотренных проектной документации мероприятий по привлечению для осуществления капитального ремонта квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов.

Пунктом 5.1.39 проекта контракта установлено, что исполнитель обязуется привлекать в качестве субподрядных организаций только те организации, которые являются квалифицированными, опытными и компетентными в соответствующей области, способны выполнять работу с соблюдением требований производственной и экологической безопасности и являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если иное не установлено законодательством.

Таким образом, из вышеуказанных положений проекта контракта следует, что в случае привлечения заказчиком для выполнения работ субподрядных организаций, данные организации должны быть квалифицированными, опытными и компетентными. Данное требование не установлено к участнику закупки и не противоречит положениям законодательства, в том числе, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Стикс» (вх. №14127/ж от 02.09.2019г.) на действия заказчика Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» при проведении закупки №0311200014619000226 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования по объекту: Строительство первой очереди индустриального парка «Саба»», обоснованной в части указания заказчиком в проекте контракта информации об ответственности сторон, несоответствующей Постановлению Правительства №1042.

Признать в действиях заказчика Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» нарушения требований части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны