Предупреждение №СП-05/5730 Предупреждение П05-28/2019 в отношении АО "Буинск-Водоканал" от 18 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № СП-05/5730 от 18.04.2019

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение <…> на действия АО «Буинск-Водоканал».

26.10.2018 сотрудниками АО «Буинск-Водоканал» был составлен акт, согласно которому гражданка <…> (мать заявительницы), объекты которой расположены по адресу: РТ, г. Буинск, ул. Напольная, дом 21, допускает беспрерывное использование питьевой воды не по целевому назначению через шланг 15 мм. Согласно пояснениям соседки <…> <…>, отраженным в акте, вода используется не по целевому назначению круглые сутки с июня 2018. Кроме того, сотрудниками АО «Буинск-Водоканал» установлено, что между <…> и АО «Буинск-Водоканал» договор водоснабжения не заключен, прибор учета холодной воды не установлен. Направленное уведомление о необходимости установки прибора учета игнорируется.

7 ноября 2018 года на имя <…> поступила претензия от АО «Буинск - Водоканал» на сумму 108 069, 28 руб. (далее –Претензия). В указанной претензии общество ссылается на необходимость установления приборов учета холодной воды в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». При этом, согласно части 10 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) в случае неисправности прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

Тем самым, общество сообщает о том, что для <…> коммерческий учет должен осуществляться расчетным способом.

В претензии АО «Буинск-Водоканал» указывает на то, что согласно пункту 28 Правил холодного водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", расчетный объем потребленной холодной воды определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод.

Далее общество ссылается на пункт 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее – Правила 776), согласно которому коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;

б) в случае неисправности прибора учета;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

Также общество ссылается на пункт 16 Правил 776, согласно которому применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях: через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.

Согласно пояснениям АО «Буинск-Водоканал», уведомление об установке приборов учета воды направлено Абоненту 22.01.2018, однако узел учета в период с 01.04.2018 года по 02.11.2018 года к эксплуатации допущен не был, следовательно, АО «Буинск-Водоканал» стало производить расчет за поставленную воду расчетным способом. Расчет представлен в претензии следующим образом:

Д = (П*В2)*С*3600*24, где:

Д – суточное потребление воды

П – постоянное число = 3,14

В – радиус вводной трубы

С - скорость движения воды (1,2 м/с)

3600 - перевод часов в секунды ( 60 сек* 60 мин)

24 – количество часов в сутки.

Применив вышеуказанную формулу, АО «Буинск-Водоканал» выставила в адрес <…> претензию с требованием оплаты долга в размере 108069,82 руб.

28.01.2019 АО «Буинск-Водоканал» подало исковое заявление в Буинский городской суд РТ к <…>, в виду невыполнения требований АО «Буинск-Водоканал» Васильевой Л.И.

Вместе с тем, Татарстанским УФАС России выявлено следующее.

Согласно пункту 1 Правил 776, Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В то же время, согласно пункту 49 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Постановление № 354), если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Согласно пункту 24 Приложения № 2 Постановления № 354, Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в i-м домовладении определяется согласно пункту 49 Правил по формуле 22:

,

где:

k - количество направлений использования коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в i-м домовладении, для которых установлены нормативы потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;

Bk.i - соответствующая i-му домовладению фактическая величина показателя по k-му направлению использования коммунальной услуги, применительно к которому согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг подлежит применению норматив потребления коммунальной услуги по k-му направлению использования соответствующего вида коммунальной услуги;

 - норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, по k-му направлению использования коммунальной услуги;

Tкр - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положения Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 29.06.2017) в данном случае не применимы по отношению к объекту, в силу урегулирования названных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

Кроме того, формула расчета за водоснабжение, представленная АО «Буинск-Водоканал», не является нормативно-закрепленной и выведена обществом самостоятельно.

Также необходимо отметить, что факт круглосуточного нецелевого потребления холодной воды АО «Буинск-Водоканал» достоверно не установлен. Устные пояснения гражданки <…>, представленные сотрудникам АО «Буинск-Водоканал»,  не могут быть признаны доказательством наличия указанного факта. Соответственно, АО «Буинск-Водоканал» не правомочно самостоятельно определить норматив суточного объема потребляемого ресурса. 

Более того, пункт 28 Правил холодного водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", на которое ссылается общество, не указывает на то, что  расчетный объем потребленной холодной воды определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод. Сведения, указанные в требовании АО «Буинск-Водоканал» противоречат действующему законодательству.

Дополнительно Татарстанское УФАС России обращает внимание на то, что до обращения гражданки <…> в адрес АО «Буинск-Водоканал», общество несмотря на истечение срока - 60 дней после направления уведомления о необходимости об установления прибора учета в адрес <…>, не применяло меры по изменению порядка расчетов. Также, исходя из данных, представленных АО «Буинск-Водоканал», общество продолжало рассчитывать плату за водоснабжение по формуле: норматив потребления *количество человек  * тариф на водоснабжение вплоть до марта 2019 года.

Таким образом, действия АО «Буинск-Водоканал» по осуществлению и применению необоснованных расчетов платы за водоснабжения объекта по адресу: РТ, г. Буинск, ул. Напольная, дом 21 противоречит действующему законодательству и имеют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически необоснованного требования финансовых средств за поставленную воду.

Согласно пункту 1 пункту 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона №147-ФЗ «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Управлением установлено, что АО «Буинск-Водоканал» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг водоснабжения, географические границы которого определены (ограничены) территорией, охваченной сетями водоснабжения АО «Буинск-Водоканал».

Локальный рынок услуг водоснабжения, географические границы которого определены (ограничены) территорией, охваченной сетями водоснабжения АО «Буинск-Водоканал», в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» находится в состоянии естественной монополии, а АО «Буинск-Водоканал», осуществляя на данном товарном рынке деятельность по водоснабжению, является субъектом естественной монополии.

Исходя из вышеизложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что действия АО «Буинск-Водоканал» направлены не на исполнение положений закона об энергосбережении, в части необходимости установления приборов учета, а на неосновательное получение денежных средств, путем направления в адрес <…> незаконных требований с использованием необоснованных расчетов, применимых и реализуемых обществом в силу наличия доминирующего положения на рынке водоснабжения в городе Буинск.     

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях АО «Буинск-Водоканал» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в навязывании необоснованных требований о передаче финансовых средств гражданке <…>.

В связи с наличием в действиях АО «Буинск - Водоканал» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 31 мая 2019 года:

- осуществить расчет (перерасчет) платы за водоснабжение объекта по адресу: РТ, г. Буинск, ул. Напольная, дом 21 в соответствии с действующим законодательством РФ, с учетом фактов, изложенных в настоящем предупреждении.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны