Решение №ВЧ-08/2406 Решение по делу №016/05/28-126/2024 от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/2406 от 15.03.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/28-126/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «КОРОНА» (ИНН 1650122953) по факту распространения рекламы с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение (вх. №12829 от 01.12.2023 г.), направленное Волго-Вятского ГУ Банка России, содержащее сведения о том, что по адресу: <…> содержится рекламная информация: «<…>», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Указанная информация содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ), исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании изложенного, а также исходя из содержания, внешнего вида и характера размещения указанной выше информации, имеется все признаки рекламы:

адресована неопределенному кругу лиц;

направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - финансовым услугам.

Так, информация ООО «КОРОНА»: «<…>» направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовых услуг), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке является рекламой в соответствии с ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона №38-Ф3 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица- наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указанная выше рекламная информация («<…>») не содержит наименования лица, оказывающего эти услуги, а именно отсутствует организационно-правовая форма в наименовании юридического лица. А согласно Гражданского кодекса РФ (часть 1) наименование юридического лица включает его организационно-правовую форму (ст. 54).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353- ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума ВАС № 58  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

ООО «КОРОНА» размещая рекламу финансовых услуг, с указанием процентной ставки (еще более низкий %), должно указывать всю информацию об условиях оказания услуг.

В нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ рекламная информация: «<…>» не содержит фирменное наименование Общества, а также не содержит всех условий, от которых зависит полная стоимость займа.

Кроме того, Волго-Вятским ГУ Банка России представлены материалы, согласно которым по результатам анализа информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен сайт по адресу <…>, на котором размелась следующая информация: «<…>».

По состоянию на 02.11.2023 указанные на сайте ресурсы <…> функционируют.

На сайте также размещена ссылка на групповую страницу «Вконтакте» <…> (отображаемый адрес <…>), на которой в том числе размещена следующая информация:

«<…>».

Банком России инициированы меры по ограничению доступа к ресурсам <…> и <…>.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, лицо, не обладающее статусом кредитной организации или некридитной финансовой организации, в том числе ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Согласно имеющимся данным, представленные Волго-Вятским ГУ Банка России, ломбарды, а также обособленные подразделения ломбардов по указанному адресу деятельность не осуществляют.

ООО «Корона» не имеет статуса кредитной организации или некридитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе в государственном реестре ломбардов), не поднадзорно Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Учитывая изложенное, информация, размещенная по адресу: РТ, г. Набережные Челны, Сарманоский тракт, д. 56 свидетельствует об осуществлении деятельности по выдаче займов.

На заседание Комиссии ООО «Корона» (ИНН 1650122953) представило письменные пояснения (вх.№1650 от 19.02.2024), согласно которым с 30.11.2004 г. по 29.12.2022 г. вид деятельности по ОКВЭД 64.92.6 - предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества и наименование организации «Ломбард Корона». В конце 2022 года на основании заявления от ООО «Ломбард Корона», об исключении сведений о нем из государственного реестра ломбардов организация вышла из госреестра, в соответствии с п.7 ч.4 статьи 2.3 и п.4 ч.1 статьи 2.8 ФЗ от 19.07.2007г №196-ФЗ «О ломбардах».   

Копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного материала (макет) отсутствуют, так как был создан в программе «Corel Draw» сотрудниками организации в 2017 году (организация имела статус - ломбард).

Фактически оказывающего рекламируемую услугу, являлась сама организация на тот момент времени - ООО «Ломбард Корона». Поэтапный порядок списания долгов производился строго в соответствии с 196-ФЗ «О ломбардах», что было отражено в отчетности о деятельности ломбарда (код формы по ОКУД 0420890), подаваемой в ЦБ РФ, в соответствии с Указаниями Банка России от 30.12.2015 №3927. Данная акция, указанная в рекламном макете проводилась только в действующем на тот момент ООО «Ломбард Корона» 2017 года.

Однако, в обращении Волго-Вятского ГУ Банка России направленного в адрес Татарстанского УФАС России содержатся фотоматериалы, датированные от 30.10.2023.

Таким образом, Общество продолжает размещать рекламный макет по настоящее время, иных доказательств в материалы дела не представлено.

Согласно статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 и 3, части 13 и 14 статьи 28 Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 и 3, части 13 и 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «КОРОНА» (ИНН 1650122953).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «КОРОНА» (ИНН 1650122953) справа от информационного стенда в общем холле торгового павильона с текстом «<…>», поскольку в ней нарушены требования пункт 2 части 3 статьи 5, ч. 1 и ч. 3, ч. 13 и ч. 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «КОРОНА» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 14.03.2024 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны