Решение №АЯ-04/8882 Решение №АЯ-04/8882 Решение по делу №016/07/3-1052/2022 от 14 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8882 от 14.07.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» – <…> – [должностное лицо], заявителя ООО «Биостом» – <…> – [должностное лицо], рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Биостом» (вх. №8329/ж от 23.06.2022г.) на действия заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» при проведении закупки №32211435234 на предмет: «Поставка стоматологических турбинных наконечников с переходником»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211435234 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 01.06.2022 года.

Заказчик – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 

Начальная (максимальная) цена договора – 2 244 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки участника.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 4 июля 2022 года представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд ФГАОУ ВО КФУ (далее – Положение), утвержденным от 25.05.2022г.

Статьей 1.7 Положения заказчиком установлены условия допуска к участию в торгах. Согласно пункту 1 статьи 1.7 Положения при рассмотрении заявок на участие в торгах участник закупки не допускается Комиссией к участию в торгах в случае:

1) не предоставления документов, определенных документацией о торгах, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах (работах, услугах), в целях поставки (выполнения, оказания) которых осуществляется закупка;

2) несоответствия требованиям, установленным статьей 1.6 настоящего Положения о закупках, если такие требования установлены документацией о закупке;

3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о торгах или в извещении о проведении закупки;

4) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке или требованиям, установленным в извещении о проведении закупки.

Пунктом 2 статьи 1.7 Положения установлено, что отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с протоколом №32211435234_631/22 рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 14.06.2022г. заявка заявителя отклонена на основании пункта 1 части 1.4.1.3. документации о конкурентной закупке путем проведения аукциона в электронной форме, ввиду наличия недостоверных сведений о товарах, в целях поставки которых осуществляется закупка, а именно: в описании у предлагаемого к поставке товара указано: вес 45 гр.

Согласно информации с официального сайта производителя, у наконечника стоматологического турбинного Т2 Boost S с быстросъемным соединением СИРОНА Дентал Системс ГмбХ вес 56 г. (https://www.dentsplysirona.com/content/dam/flagship/de-de/produkte/instrumente/pdf/A91100-M45-C058-01-7600.pdf )».

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

С целью обеспечения конкуренции на торгах в Законе о закупках регламентирован порядок проведения торгов, в частности установлены требования к информационному обеспечению закупки, среди которых определены требования к содержанию и составу документации о закупке.

Требования к документации о закупке, установленные в Законе о закупках являются императивными и обязательными к исполнению.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

В техническом задании заказчиком установлены требования к характеристикам стоматологического турбинного наконечника с переходником, в том числе к весу турбины – не более 45 гр., к весу быстросъемного переходника – не более 45 гр.

В ходе анализа заявки заявителя, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что участником предложен к поставке наконечник стоматологический турбинный Т2 Boost S с быстросъемным соединением СИРОНА Дентал Системс ГмбХ, вес турбины 45 гр., вес быстросъемного переходника 45 гр.

Согласно доводам заявителя, ООО «Биостом» предложило к поставке товар, полностью соответствующий условиям документации, в том числе и по весу наконечника. Информация о характеристиках товара, представленная на Интернет-ресурсах не является публичной офертой, ее искажение не влечет правовых последствий для сторон - участников правоотношений по изготовлению и поставке представленных на Интернет-ресурсе товаров. Кроме того, указанная информация, размещенная на сайте производителя или продавца, на момент ее рассмотрения может быть уже не актуальна. Характеристики товаров, указанные, в том числе и на сайтах производителей данного товара, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.

Кроме того, согласно устным доводам заявителя, ООО «Биостом» неоднократно поставляло в рамках других договоров необходимые наконечники с указанным в заявке весом 45 гр.

Согласно пояснениям заказчика, по данным, полученным из официальных источников информации, у наконечника стоматологического турбинного Т2 Boost S с быстросъемным соединением СИРОНА Дентал Системс ГмбХ приблизительный вес - 56 г. Ниже представлен скрин-шот документа с официального сайта: (https://www.dentsplysirona.com/content/dam/flagship/de-de/produkte/instrumente/pdf/A91100-M45-C058-01-7600.pdf )

Также, Заказчиком был сделан запрос Обществу с ограниченной ответственностью «Н.Селла» (далее – ООО «Н.Селла») - официальному дилеру Общества с ограниченной ответственностью «Сирона Денталь Системс», о предоставлении информации по техническим характеристикам наконечника стоматологического турбинного Т2 Boost S с быстросъемным соединением (их. от 15.06.2022 г. 16:27, б/н). Согласно ответу ООО «Н.Селла», вес турбины составляет 56 гр., вес быстросъемного переходника – 19 г.

Заказчиком в материалы дела также представлены скрин-шот переписки, официальный ответ и авторизационное письмо-доверенность компании ООО «Н.Селла».

В заседании Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 11 июля 2022 года для обеспечения возможности предоставления заявителем ООО «Биостом» доказательств, озвученных в ходе заседания Комиссии, а именно информации и документов, подтверждающих поставку товара с аналогичными характеристиками по иным договорам.

После перерыва в заседании Комиссии заявителем представлена инструкция на товар и фотографии упаковок, содержащиеся в регистрационном досье на товар с сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения с указанием на то, что данная инструкция не содержит никаких конкретных параметров, соответственно по сути даже представитель изготовителя товара не может сообщить конкретные параметры, так как завод-изготовитель может изменить параметры исходя из потребностей Покупателя  и проверить соответствие товара фактически возможно только при проведении приема-товара.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих поставку наконечника стоматологического турбинного Т2 Boost S с быстросъемным соединением с весом в 45 грамм по иным договорам, как того требовалось Комиссией после перерыва.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Вместе с тем, заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части возможности поставки необходимого заказчику товара с указанными в заявке характеристиками. В то время как заказчиком в материалы дела были представлены ответ официального дилера, а также ссылка на документ с официального сайта производителя, опровергающие, что предлагаемый участником товар соответствует потребностям заказчика.

Таким образом, ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии заявитель доказательств, подтверждающих обратное не представил, в связи с чем довод жалобы также не находит своего подтверждения.

Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Биостом» (вх. №8329/ж от 23.06.2022г.) на действия заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» при проведении закупки №32211435234 на предмет: «Поставка стоматологических турбинных наконечников с переходником» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны