Решение №АБ-04/8888 Решение по делу №016/07/4-1119/2020 от 7 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АБ-04/8888 от 07.07.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №16/107-н/16-2019-13-576 от 27.12.2019г.), в присутствии представителя заявителя ООО «СК «Омега» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 01.01.2020г.), в присутствии слушателей – <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо], рассмотрев после перерыва жалобу ООО "СК "Омега" (вх. №8360/ж от 16.06.2020г.) на действия заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки №32009219314 на предмет: «1616-2020-00023 Выполнение работ по замене оконных блоков в корпусе №3»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32009219314 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 05.06.2020 года.

Заказчик – ПАО «Казанский вертолетный завод».

Начальная (максимальная) цена контракта – 531 982,00 руб.

Предмет закупки - 1616-2020-00023 Выполнение работ по замене оконных блоков в корпусе №3.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

1.Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации на каждого работника.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (в соответствии с решением ПАО "КВЗ" к изменениям Единого Положения о закупке ГК "Ростех" от 24.01.2020г.) (далее – Положение) а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пунктом 10.4.1 Положения 10.4.1 при проведении закупок к участникам закупки предъявляются обязательные требования, а в случаях, предусмотренных Положением, могут предъявляться также дополнительные и / или квалификационные требования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.4.3 Положения 10.4.3       Участники закупки должны соответствовать следующим обязательным требованиям:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством, если законодательством установлены специальные требования, касающиеся исполнения обязательств по предмету договора.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В техническом задании документации о закупке (пункт 5 «Иные требования и организационно-технические аспекты выполнения работ») Заказчиком было установлено, что для оформления временных пропусков для прохода на предприятие Подрядчику необходимо предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации на каждого работника.

Согласно представленным пояснениям и документам заказчика установлено следующее.

Так, в рамках осуществления деятельности ПАО «КВЗ» утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожные пути необщего пользования ПАО «КВЗ», примыкающий к станции Восстание Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» № НЮА А290080 от 03.07.2014г.

 В соответствии п. 1.1.2 Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - Железнодорожные пути необщего пользования ПАО «КВЗ», примыкающие к станции Восстание Горьковской Железной Дороги - филиала ОАО "РЖД" (реестровый номер <...> НЮА290080, согласно уведомлению Росжелдора № УТБ-7/2/90080-ис от 20.03.13, объекта транспортной инфраструктуры Железнодорожным путям необщего пользования ПАО КВЗ, примыкающие к станции Восстание Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" присвоена третья категория транспортной безопасности.

В соответствии с указанным Планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры корпус №3 относится к стационарным (вокзальным, административным, производственным) зданиям объекта транспортной безопасности.

Учитывая, что выполняемые работы в рамках предмета закупки осуществляются в отношении элементов конструкций здания, обеспечивающих проникновение в него, и реализующих ряд угроз (захват, взрыв), работы отнесены в том числе к работам, связанным в том числе с обеспечением безопасности объектов транспортной безопасности, к которым не допускаются лица с непогашенной судимостью на основании статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В этой связи в целях соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на основании действующего на территории предприятия Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, Заказчиком было установлено требование к Подрядчику о необходимости предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Закупочной документацией установлен срок выполнения работ 40 календарных дней.

Так, в соответствии с требованиями пункта 10 Приказа МВД России от 27.09.2019 N 660 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

Согласно пункту 11 Приказа МВД при необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен начальником ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ или должностным лицом, его замещающим, но не более чем на 30 календарных дней, о чем уведомляется заявитель.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленные Приказом МВД сроки предоставления справки являются максимальными, что не означает факт предоставления указанных сведений исключительно на 60 календарный день.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Из установленных требований в документации о закупке следует, что необходимость предоставления справки применяется не к участнику, а к подрядчику, то есть к победителю закупки при заключении договора по результатам проведения конкурентной процедуры и определения поставщика.

Заказчик при установлении данных требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, для чего были и введено в рассматриваемом случае требования обеспечения исполнения договора, указанные в пункте 5 технического задания документации.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Кроме того, на участие в закупке были направлены заявки от трех участников, что подтверждает возможность предоставления запрашиваемых заказчиком сведений.

Следовательно, вышеуказанное не свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции при проведении закупки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о признании довода заявителя необоснованным.

2. Относительно довода заявителя о нарушении Заказчиком срока ответа на запрос разъяснений.

Согласно ч. 2 и ч.З ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статье 191 главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с пунктом 12.4.2 Положения 12.4.2      ответ на запрос, поступивший в сроки, установленные в п. 12.4.1 Положения, организатор закупки обязуется официально разместить в тех же источниках, что и извещение, и документацию о закупке в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления запроса.

09.06.2020 г. на электронную торговую площадку etp.zakazrf.ru поступил запрос на разъяснение документации по лоту: «1616-2020-00023 Выполнение работ по замене оконных блоков в корпусе №3». В соответствии с п. 12.4.2 ЕПоЗ ГК «Ростех» Заказчик разместил ответ, в течении 3 (трех) рабочих дней, именно 15.06.2020 г., то есть, без нарушения сроков.

Между тем, в информационной карте (п.24) закупочной документации Заказчиком были установлены несоответствующие даты начала – окончания срока предоставления разъяснений извещения, а именно с «08» июня 2020 г. по «11» июня 2020 г.(включительно).

Таким образом, Заказчиком были не соблюдены требования пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках при установлении сроков предоставления ответов на запросы разъяснений.

Довод заявителя признан частично обоснованным.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты поставщика, предписание об устранении нарушений не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "СК "Омега" (вх. №8360/ж от 16.06.2020г.) на действия заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки №32009219314 на предмет: «1616-2020-00023 Выполнение работ по замене оконных блоков в корпусе №3» обоснованной в части установлении неверных сроков предоставления разъяснений в документации.

Признать заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» нарушившим требования пункта 11 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны