Решение №04-04/13044 Решение по делу № 016/07/3-1595/2022 от 24 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/13044 от 24.10.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстан» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 29.03.2022г. №81/22), представителя заявителя ООО «Элмас» –  <…> – [должностное лицо] (директор), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО «Элмас» (вх. №12627/ж от 04.10.2022) на действия заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» при проведении закупки №32211690212 на предмет: Поставка расходных материалов,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №32211690212 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 14.09.2022 года.

Заказчик – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстан». 

Начальная (максимальная) цена договора – 28 442 578,14 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена неправомерно и необоснованно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 12 октября 2022 года представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв до 19 октября 2022 года для направления сторонами дополнительных материалов и доказательств, подтверждающих позицию.

После перерыва в заседании сторонами представлены дополнительные документы. От заявителя ООО «Элмас» также поступило ходатайство о проведении внеплановой документарной проверки аукционной документации заказчика в части установления неправомерных сроков оплаты за поставленный товар.

Учитывая положения части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ходатайство заявителя удовлетворено.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках, товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия «Медицинская техника и фармация Татарстана» (далее – Положение), утвержденным от 26.07.2022г.

Статьей 25 Положения определен порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Пунктом 1 статьи 25 Положения установлено, что Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в аукционе и проверяет, соответствуют ли участники закупки и их заявки требованиям, установленным законодательством РФ, настоящим Положением и аукционной документацией, в месте и в сроки, которые указаны в документации. По результатам рассмотрения заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске. Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно пункту 4 статьи 25 Положения Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и аукционной документации обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных в п. 1 статьи 10 настоящего Положения.

Статьей 10 Положения заказчиком установлены условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Положения соответствующая комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в статье 9 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Согласно пункту 2 статьи 10 Положения если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 1 настоящей статьи Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.

Пунктом 1 статьи 26 Положения установлено, что победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если в ходе аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену права на заключение договора.

В соответствии с протоколом №4029-1 рассмотрения заявок на участие в открытом электронном аукционе, проводимом на электронной торговой площадке https://etpzakaz.ru от 04.10.2022г. на участие в закупке было подано 2 заявки, по результатам рассмотрения которых комиссией заказчика принято решение об отклонении заявки заявителя ООО «Элмас» по следующим основаниями:

 

Порядковый номер заявки

Код заявки

Решение по заявке

1

32627

Заявка отклонена по причине: Наличие в документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах,о работах,об услугах, выполнение оказание, создание которых является предметом закупки
Пояснение: Заявка отклоняется на основании подпункта 4 пункта 1 статья 10 Положения о закупках товаров, работ, услуг государственного унитарного предприятия "Медицинская техника и фармация Татарстана". В заявке участник указал недостоверные сведения о товаре. В технических характеристиках, технического задания, указано требование к упаковке товара, а именно, нить должна быть упакована в индивидуальную одинарную стерильную упаковку. Предложенная участником продукция (Сургикрол фаст пп.21-30, 34, 35; Сургикрол пп. 36, 44, 46-60; Викрол Плюс пп. 115-145; Викрол пп. 149-181) не соответствует заявленным требованиям. Согласно инструкции по использованию к вышеуказанному товару, в разделе «инструкция по обращению» указано: Открывать наружный пакет фольгированного пакета путем растяжения двух свободных концов друг от друга- таким образом, чтобы стерильный пакет с шовным материалом выпал не поврежденным на чистую поверхность. Трогать стерильный пакет можно только в стерильных перчатках и открывается путем открывания верхней части пакета. Следовательно, предложенная продукция имеет вторичную упаковку, что не отвечает заявленным требованиям Заказчика. Участнику закупки отказано в допуске к участию в открытом электронном аукционе.

2

32732

Заявка допущена. Участник закупки признан участником открытого электронного аукциона.

 

Согласно доводам заявителя, ООО «Элмас» подало заявку на участие в данном аукционе согласно ТЗ Заказчика в полном его соответствии по функциональным и техническим характеристикам, а также на основании характеристик данного шовного согласно Регистрационным удостоверениям и заявленным характеристикам завода производителя.

Отсутствие информации в инструкции о какой-либо характеристике товара не свидетельствует о том, что товар не обладает данной характеристикой. По запросу ООО «Футберг» имеет возможность предоставить дополнительную информацию, которая не вошла в инструкцию по применению. Шовный материал производства ООО «Футберг» производит шовный хирургический материал в индивидуальной стерильной упаковки и в зависимости от потребности заказчика, может помещать в транспортировочный пакет, тому подтверждение письмо ООО «Футберг» № 4514/22 от 14.02.2022г.

Согласно пояснениям заказчика, в техническом задании установлено требование к одинарной индивидуальной стерильной упаковке, а именно отсутствие вторичной упаковки, что является важным для моментального извлечения вкладыша с нитью из упаковки в условиях операционного зала для исключения необоснованного увеличения времени хирургической операции. Аукционная комиссия не обладает полномочиями допускать к участию в аукционе участника, заявка которого полностью или частично не соответствует требованиям Закона о закупках и документации об аукционе.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Техническим заданием заказчиком установлены требования к необходимому к поставке товару, в том числе, по позициям 21-30, 34, 35, 36, 44, 46-60, 115-145, 149-181 указано, что нить должна быть упакована в индивидуальную одинарную стерильную упаковку.

Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа заявки заявителя установлено, что участником действительно указано, что весь поставляемый товар упакован в индивидуальную одинарную стерильную упаковку.

Вместе с тем, изучив инструкцию по эксплуатации к предложенному заявителем товару «Материалы шовные хирургические рассасывающиеся, в кассетах и в отдельных упаковках, с атравматическими иглами и без, различных параметров», в разделе «инструкция по обращению» указано: «Открывать наружный пакет фольгированного пакета путем растяжения двух свободных концов друг от друга – таким образом, чтобы стерильный пакет с шовным материалом выпал не поврежденным на чистую поверхность. Трогать стерильный пакет можно только в стерильных перчатках и открывается путем открывания верхней части пакета».

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 19 октября 2022 года для возможности предоставления заявителем доказательств, подтверждающих возможность поставки необходимого заказчику товара в индивидуальной одинарной упаковке, так как согласно устным пояснениям представителя ООО «Элмас» ранее товар поставлялся в медицинские учреждения в одинарной упаковке.

Кроме того, антимонопольным органом был сделан дополнительный запрос в адрес ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» и ГАУЗ «Больница скорой медицинской помощи» о предоставлении информации об осуществлении ранее ООО «Элмас» поставки шовных хирургических материалов (сургикрол фаст; сургикрол; викрол плюс; викрол) производства ООО «Футберг» в индивидуальной одинарной стерильной упаковке.

Согласно ответу ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», заключенных договоров с ООО «Элмас» на поставку шовных хирургических материалов не имеется.

В соответствии с ответом ГАУЗ «Больница скорой медицинской помощи» в рамках заключенного договора №80.2022-ЭА от 04.05.2022г. на поставку расходных материалов для оказания высотехнологичной помощи с сердечно-сосудистой хирургии (шовный материал мононить) ООО «Элмас» поставлял товар в двойной упаковке.

После перерыва в заседании Комиссии заявителем представлены два заключенных договора с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на поставку шовного материала. В соответствии со спецификацией была предусмотрена поставка шовного материала в одинарной упаковке, также заявителем представлены акты приема-передачи товара по договору, товарные накладные. Вместе с тем, из представленных документов не представляется возможным определить в какой именно упаковке был поставлен товар заказчику.

Иной информации и документов, подтверждающих факт осуществления иным заказчикам поставки шовных хирургических материалов (сургикрол фаст; сургикрол; викрол плюс; викрол) производства ООО «Футберг» в индивидуальной одинарной стерильной упаковке заявителем не представлено.

Кроме того, заказчиком в дополнение к ранее представленным пояснениям направлены копии переписки между ГУП «Таттехмедфарм» и непосредственными пользователями данной продукции ГАУЗ «МКДЦ» и МСЧ ФГАОУ ВО КФУ. В указанных письмах лечебные организации обращают внимание на несоответствие представленного шовного материала заявленным требованиям кардиохирургического отделения. В частности, ГАУЗ «МКДЦ» подчеркивают, что «шовный материал должен быть помещен в одинарную упаковку для облегчения извлечения нити в один шаг». Также заказчиком представлены фотоматериалы вышеуказанной продукции.

Все направленные сторонами документы приобщены к материалам дела.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения приходит к следующим выводам.

Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

Включение в документацию о закупке требования о поставке товара в одинарной упаковке обусловлено потребностями медицинских учреждений Республики Татарстан.

Вместе с тем, потребности непосредственного заказчика лекарственных препаратов являются определяющим фактором при формировании технического задания, определения победителя закупки и приемки поставляемого товара.

Необходимо также отметить, что пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Лекарственные препараты, расходные материалы оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, расходных материалов главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций. При проведении закупок заказчик обязан руководствоваться приоритетом интересов пациента.

Учитывая, что продекларированные в заявке участником закупки ООО «Элмас» характеристики шовного материала, а именно упаковки нити не соответствуют характеристикам, указанным в инструкции по применению предлагаемого к поставке товара действия заказчика по отклонению заявки участника не противоречат требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что письмо ООО «Футберг» № 4514/22 от 14.02.2022г. не содержит конкретной информации о возможности поставки хирургического шовного материала в двойной или одинарной упаковке в зависимости от потребности заказчика. Тогда как письмо производителя №80 от 25.02.2016г. также не может быть однозначным подтверждением возможности поставки товара в одинарной упаковке ввиду неактуальности года направления.

Комиссия отмечает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих поставку шовного материала в одинарной упаковке по иным договорам, как того требовалось Комиссией после перерыва.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Вместе с тем, заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части возможности поставки необходимого заказчику товара с указанными в заявке характеристиками. В то время как заказчиком в материалы дела были представлены переписка с медицинскими учреждениями, а также инструкция по эксплуатации к предложенному заявителем товару, в соответствии с которой предложенный участником товар не соответствует потребностям заказчика.

Таким образом, ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии заявитель доказательств, подтверждающих обратное не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения.

Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

Кроме того, на основании ходатайства ООО «Элмас» о проведении внеплановой документарной проверки аукционной документации заказчика в части установления неправомерных сроков оплаты за поставленный товар Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Частью 5.3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.

Согласно пункту 4 Постановления закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 5 Постановления годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Пунктом 14(3) Постановления установлено, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

В соответствии с пунктом 32 (1) Постановления в документацию о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, должно быть включено обязательное условие о сроке оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком, который должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Пунктом 3.2 проекта договора установлено, что оплата производится с расчетного счета Заказчика в срок не более 90 рабочих дней с даты оприходования поставленного товара на аптечном складе.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что обжалуемая закупка проводится заказчиком на общих основаниях, ограничений в части возможности участия только субъектов малого и среднего предпринимательства в извещении и документации не установлено.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 регулирует не весь годовой объем закупок Заказчика, а лишь ту часть, которая установлена для закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из вышеуказанных положений пунктов 4 и 5 Постановления можно сделать вывод, что Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 распространяет свое действие не на все отношения заказчика, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, а лишь на отношения в размере 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Ввиду того, что документация о закупке не устанавливала указанное ограничение в отношении участников, условие об оплате заказчиком поставленного товара не более чем в течение 7 рабочих дней с даты подписания им документов о приемке товара субъектам малого предпринимательства не должно было включаться в договор.

Сохранение условий договоров в том виде, в каком они изложены в извещении о проведении конкурентной закупки в электронной форме и в документации о конкурентной закупке, исполнение договора на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14.3Постановления N 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.

Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-5134/2020 от 24 июля 2020 года.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушения в части установления сроков оплаты за поставленный товар отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Элмас» (вх. №12627/ж от 04.10.2022г.) на действия заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» при проведении закупки №32211690212 на предмет: Поставка расходных материалов необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны