Определение №СП-05/10402 Определение о назначении дела №016/01/11-927/2019 о нарушени... от 16 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/10402 от 16.07.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Павлов Сергей Вячеславович –заместитель руководителя

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан из ФАС России поступили материалы о возможных признаках нарушения ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) при участии в аукционах в электронной форме.

Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях, полученных от АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. №8498 от 29.05.2019г.) на запрос о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111300039718000072, 0111300039718000073, 0111300039718000074, 0111300039718000075, 0111300039718000085, 0111300039718000086 «Право заключения гражданско-правовых договоров на оказание услуг по организации питания учащихся общеобразовательных учреждений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на 2019 год».

Заказчиками вышеуказанных закупок выступал исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283). 

В ходе рассмотрения обращения была проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем и директором ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) <…>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем и директором ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) является <…>.

Учитывая изложенное, указанные лица - ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Татарстанским УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.

<…>

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила  66 390 782,47 рублей. В результате снижение по аукционам составило от 0,5 до 1,0% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018 году, по их итогам заказчиком заключено 6 муниципальных контрактов на сумму 66 003 290,11 руб. с ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316).

При этом, при проведении аукционов на предмет «Оказание услуг по организации готового лечебного питания (детский стационар) для нужд ГАУЗ "Камский детский медицинский центр" субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями», в которых ценовые предложения подавали также и третьи лица со снижением НМЦК более 7%, Общества либо подавали более существенное ценовое предложение, чем в тех торгах, в которых иные лица соответствующего участия не принимали, либо отказывались от подачи ценовых предложений вовсе.

<…>

Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:

423740, Россия, Татарстан Респ., Актанышский р-н, с. Актаныш, пр-кт Мира, 56;

423832, Россия, Татарстан Респ., г. Набережные Челны, пр-кт Чулман, 44.

Вместе с тем, торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) осуществлялась с одних и тех же IP-адресов.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

По результатам осмотра свойств файлов заявок участников ОАЭФ (первые и вторые части заявок) ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 7, установлены факты совпадения стилистического оформления заявок, поданных ответчиками для участия в вышеперечисленных аукционах. Кроме того, установлено совпадение свойств файлов, поданных в составе заявки на участие в аукционах.  Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что документы, поданные ответчиками в качестве первой и второй части заявки могли быть созданы одним лицом.

Также по данным электронной торговой площадки установлено, что ООО «Ореол» и ООО «Граф Плюс» указывали в качестве контактного один адрес электронной почты.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.

По мнению Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) свидетельствует о намеренном участии второго участника закупки с целью поддержания цены контракта, максимально приближенной к НМЦК и победе на данной закупке ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316).

Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ответчики в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.

Следовательно, действия ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в торгах ответчики по делу реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Участие ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Помимо вышеуказанного, Татарстанское УФАС России установило факты исторической взаимосвязи ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283). Так, ранее директором и единственным владельцем ООО «Ореол» являлась <…>, которая также являлась совладельцем доли 50% в ООО «Граф Плюс».

 

Установленные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о признаках заключения и участия ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) в ограничивающем конкуренцию Соглашении, которое привело к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 25.06.2019 г. № 01/261-к о возбуждении дела в отношении ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/11-927/2019 к рассмотрению на 01 августа 2019 г. в 10 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г.Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/11-927/2019 ООО «Граф Плюс» (ИНН 1650285316) и ООО «Ореол» (ИНН 1650137283) в качестве ответчиков;

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ответчикам по делу представить в срок до 30 июля 2019 г.:

 письменные пояснения по каждому факту, изложенному в настоящем определении, с приложением копий подтверждающих документов;

копию бухгалтерского баланса Вашей организации по состоянию на 31.12.2018;

перечень лиц, входящих в группу лиц с Вашей организацией, по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019;

копии всех договоров, заключенных между ООО «Ореол» и ООО «Граф плюс» в любой период времени, а также копии документов по исполнению и оплате таких договоров;

реестр (в электронном редактируемом формате excel) всех торгов, в которых Ваше общество принимало участие (независимо от результата), с указанием реквизитов извещения, формы проведения, предмета, начальной цены, заказчика, а в случае победы - также реквизитов, стоимости и информации по исполнению заключенных договоров/контрактов;

штатная расстановка Вашей организации по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019;

копии документов, подтверждающих право пользования всеми помещениями, в которых располагалась (располагается) Ваша организация в любой период времени с 01.01.2016 по настоящее время, а также документов по оплате права пользования (аренды и проч.) соответствующими помещениями;

копии договоров на предоставление услуг интернет-связи Вашему обществу в любой период времени с 01.01.2016 по настоящее время, а также документов, подтверждающих оплату по таким договорам;

выписки по движению денежных средств на всех банковских счетах Вашей организации за период с 01.01.2016 по дату получения настоящего запроса;

копии контрактов, заключенных по итогам участия во всех аукционах, указанных в настоящем определении, а также документов по их исполнению и оплате;

реестр всех субподрядных договоров, договоров на закупку товаров (работ, услуг) и проч., заключенных в целях исполнения контрактов, указанных в настоящем определении, с указанием реквизитов таких договоров, их цены, контрагента по договору (наименование, ИНН, контактный адрес), информации по исполнению и оплате. Приложить копии указанных договоров, актов приемки выполненных работ, документов по оплате.

Документы представляются сопроводительным письмом с приложением реестра представляемых документов, в ответе указывается исходящий номер настоящего определения.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню необходимо письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителей ответчиков по делу с надлежаще оформленными полномочиями на участие в рассмотрении дела №016/01/11-927/2019 в Татарстанском УФАС России обязательна.

Разъясняю, что согласно п. 1 Примечания к ст. 14.32 КоАП РФ  лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны