Предупреждение №АР-05/3909 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П05-20/2019 о прекращении действий (бездейс... от 26 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/3909 от 26.03.2020

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение НО «ГЖФ при Президенте РТ» (вх.№80 от 09.01.2020г.) по вопросу  злоупотребления АО «Татэнерго» своим правом путем использования преимущественного положения субъекта естественной монополии для получения прибыли в ущерб законным правам и интересам потребителей тепловой энергии.

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее — Фонд) является правообладателем домов 63-13 (д. 20 по ул. В.Полякова) и 63-15 (д. 20а по ул. В.Полякова) в г. Набережные Челны Республики Татарстан, а также квартальных, внутриквартальных и магистральных сетей теплоснабжения на основании заключенных договоров об инвестиционной деятельности 1701/ф, 1876/ф, 1987/ф.

Статьей 6 Федерального закона от 25.02.1999 N2 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрено, что инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.

В целях обеспечения сетями теплоснабжения мкр.6З г.Наб. Челны Фондом была привлечена подрядная организация ООО «Рэм Строй». Технический надзор за ходом строительства сетей осуществляет МКП «Диас» г.Наб.Челны.

Согласно заключенным договорам об инвестиционной деятельности, срок завершения строительства и ввода объектов в эксплуатацию установлен:

Наименование объекта

договора

Дата заключения договора

Срок ввода по договору

Стоимость по договору

Магистральные сети теплоснабжения мкр.6З- 1 этап

1701/ф

07.06.18г.

30.09.18г.

44 821 664,24

Квартальные сети теплоснабжения мкр.6З - 2 этап.

  1876/ф

25.07.18г.

30.09.18г.

15 997 090

Внутриквартальные сети теплоснабжения мкр.6З- З этап.

1987/ф

30.07.18г.

30.09.18г.-2024г.

7 722 407,00

 

«15» марта 2018 г. между Фондом и АО «Татэнерго» был заключен договор № 18ДЗ79/85 о подключении к сетям теплоснабжения, по условиям которого исполнитель обязуется самостоятельно, либо с привлечением, без согласия заявителя, третьих лиц выполнить мероприятия по подключению объекта заявителя, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, в соответствии с условиями на подключение объекта к системам теплоснабжения, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

К указанному договору подписано приложение № 1, в котором указан объект: «Комплексное строительство многоэтажной застройки под жилые дома социальной ипотеки», расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Яшьлек, 63 микрорайон.

Акт о подключении многоквартирных жилых домов АО «Татэнерго» Фонду не был выдан в связи с невыполнением Фондом условий о подключении, поскольку, как указало АО «Татэнерго», марка труб, примененная при строительстве сетей теплоснабжения, не соответствует проектной документации.

Вместе с тем, на момент начала строительства тепловых сетей Исполнительным комитетом г. Набережные Челны уже была построена дорожная инфраструктура, в связи с чем, подрядной организацией ООО «РЭМ Строй» по ходу строительства сетей совместно с проектной организацией ООО «Домкор Проект» велась корректировка проектной документации в обход построенных дорог.

Кроме того, ввиду отсутствия труб с маркой стали 17Г1С, указанных в проектной документации, подрядной организацией по согласованию с проектной организацией и АО «Татэнерго» были закуплены трубы с маркой стали 20 без внесения изменений в проектную документацию. Также в связи с длительными сроками поставки (более 70 дней) ООО «РЭМ Строй» были установлены непроектные сильфонные компенсаторы.

Во избежание социальной напряженности в г.Наб.Челны, Фондом подано теплоснабжение по незавершенной строительством тепловой сети (отсутствовали справки о выполнении технических условий по наружным сетям, не были оформлены акты допуска Ростехнадзора, отсутствовали акты технологического присоединения АО «Татэнерго», при этом имелась экспертиза промышленной безопасности) и получено разрешение на ввод в эксплуатацию от 29.12.2018г. 170-ти квартирного жилого дома №63-13.

При этом имеется письмо подрядчика ООО «РЭМ СТРОЙ», адресованное АО «Татэнерго», в котором изложена просьба произвести запуск теплоносителя по вновь построенной трассе к жилым домам 63 микрорайона г. Набережные Челны, 27 декабря 2018 г. с гарантированием оплаты тепловой энергии и теплоносителя. 10.01.2019г. ООО «Рэм Строй» получена экспертиза промышленной безопасности на построенные тепловые сети.

21.12.2018г. за №165-14-158/7689 в адрес Фонда поступило обращение от АО «Татэнерго» о планируемых сроках завершения строительства и передачи тепловых сетей в мкр.6З г. Наб. Челны по договору купли-продажи в счет платежей по программе Социальной ипотеки.

Письмом за №86 от 11.012019г. Фонд известил АО «Татэнерго» о передаче тепловых сетей мкр.6З г.Наб.Челны в аренду ООО «РСК» с последующей защитой тарифа на транспортировку энергоресурсов.

24.01.2019г. ООО «Рэм Строй» направлена исполнительная документация в АО «Татэнерго» по требованию Фонда N2415 от 23.01.2019г. Однако, документация АО «Татэнерго» не была рассмотрена, ссылаясь на отсутствие решения взаимодействия между Фондом по передаче данных тепловых сетей.

29.04.2019г. письмом за №3689 Фонд повторно направил документацию в АО «Татэнерго» для выдачи справок о выполнении технических условий и актов технологического присоединения.

06.05.2019г. за №10-03/1115 АО «Татэнерго» выдан ответ о применении непроектной марки стали на построенных тепловых сетях.

21.05.2019г. Фонд ответил, что применение труб с маркой стали 20 согласованы проектным институтом и АО «Татэнерго».

13.05.2019г. был введен в эксплуатацию жилой дом №63-15 и заселен также без документации по тепловым сетям.

По результатам сложившейся ситуации между Фондом и АО «Татэнерго» имеется 5 судебных дел (А65-10315/2019, A65-13314/2019, А65-18074/2019, А65-24547/20/9, A65-28168/2019) о взыскании с Фонда в пользу АО «Татэнерго» задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: 423832, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, д. 63-13 и д. 63-15, за период с 21.12.2018 по 08.07.2019.

Сумма бездоговорного потребления по двум домам составила – <…> – [сумма в рублях] руб., к которой АО «Татэнерго» добавило расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, предъявило убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления. В связи с чем, общая сумма требований составила – <…> – [сумма в рублях] руб.

Однако, в соответствии с показаниями приборов учета, установленных в вышеуказанных домах фактически тепловая энергия была поставлена на – <…> – [сумма в рублях] руб.,  

По делу № А65-10315/2019 суды первой и апелляционной инстанции исковые требования АО «Татэнерго» удовлетворили. Однако кассационная инстанция 11.03.2020г. своим постановлением направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Оставшиеся судебные дела №№ A65-13314/2019, А65-18074/2019, А65-24547/20/9, A65-28168/2019 находятся на рассмотрении в суде первой инстанции.

В рассматриваемом случае имеют значение характеристики рынка, сложившиеся до рассматриваемых обстоятельств с целью оценки сформированного положения хозяйствующего субъекта на таком рынке, соответственно анализ состояния конкуренции на товарном рынке в рассматриваемом случае определен как ретроспективный. С учетом времени совершения рассматриваемых Комиссией действий (2019 год) исследование проводится за период 2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. 

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), утвержденному Приказом Госстандарта Российской Федерации от 31.01.2014 № 14-ст, относится к разделу «D» ОКВЭД «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ, ГАЗ, ПАР И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА», классу 35 «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Услуги по снабжению паром и кондиционированию воздуха».

Цель потребления товара – обеспечение тепловой энергией теплопринимающих энергоустановок потребителя, присоединенных непосредственно или через собственные тепловые сети к тепловым сетям теплоснабжающей организации.

Данный вид энергии не может быть заменен в потреблении другими товарами (работами, услугами).

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования, продуктовыми границами рынка является услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (а именно, производство, передача, сбыт тепловой энергии).

В связи со сложившейся схемой теплоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и тепловых сетей субабонентов, котельной и распределительных тепловых сетей теплоснабжающей организации и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения теплопринимающих энергоустановок субабонентов к тепловым сетям теплоснабжающих организаций с учетом принципа однократности такого присоединения, субабоненты теплоснабжающих организаций, имеют возможность получать тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на территории, охваченной тепловыми сетями теплоснабжающей организации и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

Соответственно, в рассматриваемом случае географические границы товарного рынка надлежит определять методом установления фактических районов продаж.

Рассматриваемые действия совершаются в определенной Схемой зоне ЕТО АО «Татэнерго» (далее- зона ЕТО). Зона поставки тепловой энергии прямо определена Схемой теплоснабжения города Набережные Челны (по состоянию на 2019 год) и не может быть изменена в установленном законом порядке иначе как внесением изменений в Схему и изменением фактически существующих взаимосвязанных сетей теплоснабжения.

Учитывая изложенное, границы рассматриваемого товарного рынка надлежит определять как зона ЕТО в соответствии со Схемой теплоснабжения города Набережные Челны, актуальной по состоянию на 2019 год.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке также прямо определен Схемой теплоснабжения города Набережные Челны. К таким хозяйствующим субъектам относятся АО «Татэнерго» и ООО «КамгэсЗЯБ».

Исходя из полученных данных уровень концентрации рынка определен как высокий. С учетом проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено доминирующее положение АО «Татэнерго», соответственно, на Общество распространяются положения ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с документами и сведениями, представленными в рамках рассмотрения настоящего дела, НО «ГЖФ при Президенте РТ» письмом от 29.04.2019г. №3689 направило в адрес АО «Татэнерго» исполнительно- техническую документацию по тепловым сетям к жилым домам №63-13, 63-15 с требованием выдачи акта о подключении. В ответе на указанное письмо от 06.05.2019 № 10-03/1115 акт о подключении отсутствовал.

Таким образом, действия АО «Татэнерго», заключавшиеся в отказе согласования исполнительно- технической документации, и как следствие отсутствия акта о технологическом подключении,  необоснованно привели к ситуации, в соответствии с которой, сумма за бездоговорное потребление тепловой энергии составила – <…> – [сумма в рублях] руб., несмотря на то, что фактически тепловая энергия была поставлена на сумму – <…> – [сумма в рублях] руб.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, в действиях АО «Татэнерго» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях АО «Татэнерго» (ИНН: 1657036630, 420021, г. Казань, ул. Салимжанова, 1) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает АО «Татэнерго» о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно прекратить требовать оплату в части, превышающей фактически потребленный объем тепловой энергии.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течении месяца со дня получения настоящего предупреждения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны