Предупреждение №АР-05/8050 Предупреждение №П05-37/2023 о прекращении действий (бездейст... от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/8050 от 04.08.2023 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение ИП <…> (далее – ИП <…>) (вх. № <…> от <…>) по вопросу правомерности действий ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» в части отказа от заключения договора по приему жидких бытовых отходов (далее – ЖБО).

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего обращения, а также в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» был направлен запрос о предоставлении информации.

По результатам рассмотрения указанного обращения, анализа поступивших по запросу материалов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Основным видом деятельности ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» является производство тепловой энергии, эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения; прием и очистка сточных вод от предприятий и населения пгт. Камское Устье.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ИП <…> является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

<…> 2023 года по результатам закупки путем проведенного электронного аукциона № <…> между ИП <…> (исполнитель) и <…> (далее – <…>) (заказчик) заключен контракт № 69.

Согласно п 1.1 контракта № 69, исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) из <…> в соответствии с условиями контракта и задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить их.

В соответствии с Заданием контракта, срок оказания услуги – с момента заключения контракта по <…> года, по заявке Заказчика.

<…> ИП <…> в адрес ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» направил заявление (исх. № б/н, вх. № <…>от <…>) с просьбой заключить договор на прием жидких бытовых отходов, вывозимых автотранспортом <…>, объем – 10 куб.м, у населения Камско-Устьинского муниципального района РТ и иных потребителей, в том числе из <…> по ценам, предусмотренным Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 375-91/кс-2022 от 15.11.2022г. «О корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для Открытого акционерного общества «Камско-Устьинские коммунальные сети», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.12.2018 №10-164/кс» (далее – Постановление № 375-91/кс-2022 от 15.11.2022г.).

<…> 2023 года <…> в адрес ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» направил письмо (исх. № б/н, вх. № <…> от <…>), где сообщил, что <…> является крайним сроком заключения договора с <…>, ввиду этого просит предоставить ответ на ранее направленное письмо о заключении договора на прием ЖБО от <…> до <…> 2023 года.

<…> ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» в адрес ИП <…> направило письмо (исх. № <…>), в котором сообщило следующее.

В настоящее время заключить договор не предоставляется возможным по ряду причин:

А) предприятие имеет очистные сооружения с мощностью 250 куб.м в сутки. Средний суточный прием сточных вод от населения и предприятий составляет 210 куб.м. Рекомендуемая загруженность биологических очистных сооружений по регламенту для эффективной очистки сточных вод должна составлять не более 80%.

Б) сами очистные сооружения не оборудованы специальной площадкой для приема ЖБО автомашинами.

В) цены, предусмотренные Постановлением № 375-91/кс-2022 от 15.11.2022г. не включают в себя прием и очистку ЖБО, вывозимых автотранспортом у населения Камско-Устьинского муниципального района РТ и иных потребителей.

На сегодняшний день разработан план проект реконструкции очистных сооружений в п.г.т. Камское-Устье с увеличенной мощностью до 800 м3. На основании изложенного предлагаю Вам обратиться в ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» по завершению реконструкции очистных сооружений.

Согласно представленной информации ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» на запрос Татарстанского УФАС России, как следует из ответа ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» в адрес ИП <…> отказа не было. Более того, в устной форме с представителем ИП <…> было предложено вывозить ЖБО в размере 20 куб.м, с учетом технических возможностей ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети», однако представитель ИП <…> отказался от данного предложения.

ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» уведомило предпринимателя об отсутствии технической возможности на прием жидких бытовых отходов, указав все причины. Основной причиной названо отсутствие соответствующих тарифов.

Постановление № 375-91/кс-2022 от 15.11.2022г. также не имеет отдельный установленный тариф на очистку сточных вод… Прочий вид деятельности (вывоз ЖБО) предприятие осуществляет по экономически обоснованным тарифам, согласованным с Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района РТ.

Татарстанское УФАС России, изучив позицию сторон, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из статьи 2 Закона о водоотведении:

- водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

- канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

- транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (пункт 1 статьи 14 Закона о водоснабжении).

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7 Закона о водоснабжении).

В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод.

Согласно абз. 10, 11 письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 апреля 2017 года N 12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод», в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.

Согласно материалам, представленным ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети», установлено, что согласно Регламенту работы очистных сооружений ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» от 02 сентября 2021г., выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в Куйбышевское водохранилище (р. Волга).

Вместе с тем, из понятия «водоотведение» следует, что существенным критерием отнесения деятельности к водоотведению является конечный этап передачи стоков на очистку с использованием централизованной системы.

В соответствии с материалами обращения, установлено, что очистные сооружения ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» являются централизованными.

При этом, в соответствии с Регламентом работы очистных сооружений ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» от 02 сентября 2021г., отвод хозяйственно-бытовых сточных вод от населения и предприятий на БОС производится по канализационной сети, часть стоков вывозится ассенизационными машинами из выгребных ям.

Технологическая схема биологических очистных сооружений включает: механическую очистку с помощью вертикальной песколовки, само фильтрующую установку в аэрируемом усреднителе, денитрификатор, аэротенк, вторичный отстойник, доочистку в специальном блоке, минерализатор, песковые и иловые площадки.

После очистных сооружений сточные воды сбрасываются глубинным самотечным рассеивающим выпуском в Куйбышевское водохранилище (р. Волга).

Указанные обстоятельства опровергают довод Общества, что «сами очистные сооружения не оборудованы специальной площадкой для приема ЖБО автомашинами», о чем также свидетельствует реестр договоров по вывозу ЖБО с юридическими лицами и ИП на 2023г., согласно которому заключено <…> договоров.

Таким образом, хозяйственно-бытовые стоки, транспортируемые с помощью ассенизационных машин, перемещаются с места слива с использованием трубопровода, далее смешиваются, после чего по трубопроводу поступают в очистные сооружения, где проходят очистку и сброс в водный объект.

При изложенных обстоятельствах ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» оказывает услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, следовательно, и плата за данную услугу необходимо определять в соответствии с положениями Закона N 416-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 14 ФЗ N416, оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ N 416, на территории Республики Татарстан тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

В силу Постановления Государственного комитета по тарифам № 375-91/кс-2022 от 15.11.2022г., в 2023г. тарифы на водоотведение для ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» составляют:

 

Вид потребителя

C 01.01.2023

по 31.12.2023,

руб./м3

 

для населения, с НДС

58,38

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

48,65

Согласно расчету экономически обоснованного тарифа на 2023 год на услуги по вывозу жидких бытовых отходов, устанавливаемой ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети»:

- итого с НДС – 20% для бюджетных организаций = 855,10 руб. за 1 куб.м;

- итого с НДС – 20 % для прочих организаций = 940,61 руб. за 1 куб.м.

Вместе с тем, предполагаемая плата в размере 940,61 руб. за 1 куб.м, которые Обществом используется по приему ЖБО посредством ассенизаторных машин к ИП <…> не применим, ввиду того, что ИП самостоятельно осуществляет транспортирование ЖБО на объекты ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети».

Вместе с тем, довод Общества о том, что заключить договор не предоставляется возможным, так как предприятие имеет очистные сооружения с мощностью 250 куб.м в сутки. Средний суточный прием сточных вод от населения и предприятий составляет 210 куб.м. Рекомендуемая загруженность биологических очистных сооружений по регламенту для эффективной очистки сточных вод должна составлять не более 80% - не подтверждается, в адрес Татарстанского УФАС России не было представлено соответствующих документов об отсутствии технической возможности.

При изложенных обстоятельствах, отказ ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» (исх. № <…> от <…>) от заключения договора на прием ЖБО, согласно заявлению ИП <…> (исх. № б/н от <…>), нельзя признать обоснованным и мотивированным.

Таким образом, действия ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети», выразившиеся в необоснованном отказе ИП <…> в заключении договора на прием ЖБО, приводят к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности. Вместе с тем, приводят к угрозе прекращения работы детского лагеря.

Необходимо отметить, что в правоотношениях с ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» ИП <…> не является профессиональным участником рынка водоотведения, поэтому является более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенных территорией расположения объектов хозяйства ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети».

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что на ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», для целей применения указанных положений Закона о защите конкуренции не имеет значения, являются ли производство товара, заключение договора обязательными в соответствии с требованиями гражданского или иного законодательства, в частности, относится ли заключаемый доминирующим на рынке субъектом договор к категории публичных договоров.

При оценке экономической обоснованности отказа доминирующего субъекта от производства (реализации) товара суды могут принимать во внимание существование у такого лица на момент отказа от заключения договора объективной возможности производства или реализации товара, в том числе с учетом внешних условий его функционирования на рынке; экономическую целесообразность производства им товара (заключения договора) на собственных условиях или условиях, предложенных контрагентом, с учетом ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Оценивая наличие злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта относительно его контрагентов, суды также вправе учесть существование у контрагентов реальной возможности приобретения такого же или взаимозаменяемого товара у иных лиц.

Обратить внимание судов на то, что отказом от заключения договора по смыслу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 434.1 Гражданского кодекса могут признаваться как формальный отказ, так и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, когда другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать, а также предложение контрагенту (потребителю) таких условий, которые он объективно не мог принять, в том числе ввиду их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ).

Таким образом, действия ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» содержат признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке водоотведения, запрещенного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» (ИНН 1622005013) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном отказе ИП <…> в заключении договора на прием ЖБО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий, содержащих признаки нарушения, предупреждает о необходимости в течении 10 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить уклонение от заключения договора по приему жидких бытовых отходов с <…>

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны