Определение №ВЧ-08/7560 Определение о прекращении рассмотрения дела №016/05/18-963/2... от 14 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/7560 от 14.06.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам  нарушения  законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/18-963/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламных сообщений на электронную почту заявителя (<…>) с электронной почты «<…>», что нарушает часть 1 статьи 18 Закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от <…> (вх. № 2442/ж от 28.02.2022 г.) по факту распространения по мнению Заявителя рекламных сообщений на электронную почту заявителя <…>) с электронной почты «<…>».

<…>

Заявитель поясняет, что 10 июня 2021 года им заказным письмом с описью входящего в АО «Тинькофф Банк» было направлено Заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных и получение рекламы.

Согласно почтовому идентификатору №<…> письмо Банком было получено 16 июня 2021 года. Однако в адрес Заявителя ответ не поступил.

25 февраля 2022 года в 20 часов 44 минуты на электронную почту Заявителя поступило информационное сообщение с адреса электронной почты «<…>».

Факт поступления, сообщений подтверждается скриншотом с электронной почты заявителя.

Сообщение поступило с электронной почты «<…>».

Исходя из текста сообщения рассылались АО «Тинькофф Банк».

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является АО «Тинькофф Банк».

Из текста рекламы АО «Тинькофф Банк» является рекламодателем.

Согласно пояснениям АО «Тинькофф Банк», 16 августа 2011 года от имени <…>, в Банк поступила заявка на заключение договора кредитной карты. На основании оставленной заявки Банком была зарезервирована кредитная линия, которой присвоен идентификатор №0031744923. Впоследствии договор кредитной карты между <…> и Банком заключен не был.

При подписании Заявления-Анкеты <…> предоставил Банку свое согласие на обработку персональных данных, указанных в подписанном Заявлении-Анкете, в том числе третьими лицами, в том числе трансграничную передачу, а также вышеуказанную обработку иных персональных данных Заявителем, полученных в результате их обработки, в целях: создания информационных баз данных Банка; предложения продуктов и услуг Банка и его партнеров, в том числе рекламы; заключения и исполнения договоров, где Заявитель является стороной или выгодоприобретателем или поручителем; предоставления информации третьим лицам, которые по договору с Банком осуществляют деятельность по обеспечению возврата должникам просроченной задолженности и т.д.

30.03.2017 г. от имени Заявителя в Банк поступила заявка на заключение договора кредитной карты, заполненная на официальном сайте Банка https://www.tinkoff.ru/. При заполнении заявки Заявитель согласился с Условиями передачи информации, тем самым предоставил Банку согласие на обработку указанных в заявке данных с целью заключения с Банком универсального договора, выпуска, обслуживания банковских карт, создания информационных систем, персональных данных Банка, а также в любых других целях, прямо или косвенно связанных с выпуском и обслуживанием банковских карт и предложением иных продуктов Банка, и направления информации о новых продуктах и услугах Банка и/или его контрагентов. Указанное согласие было дано <…> на 15 лет. По результатам обработки заявки Банком было принято решение об отказе в заключении договора кредитной карты.

18.06.2021 Банк получил заявление <…> об отзыве согласия на обработку персональных данных и получения рекламы.

26.06.2021 Банк прекратил обработку персональных данных Заявителя в целях направления <…> рекламных рассылок. При этом Банк продолжил обработку, а именно хранение персональных данных <…> в целях исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 года №115-ФЗ.

С 26.06.2021 сообщения, содержащие рекламу, не отправляются <…> на адрес электронной почты.

Необходимо отметить, из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» следует, что информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Информация, распространенная на почтовый ящик <…>, не подпадает под определение, данное в статье 3 ФЗ «О рекламе», так как адресована определенному лицу, то есть персонифицирована.

В рассматриваемой ситуации цель отправки письма, которое получил <…>, не в привлечении внимания к Банку и не в его продвижении на рынке, а в информировании клиентов Банка о стабильной работе Банка в штатном порядке. Данное сообщение было направлено Банком исключительно клиентам Банка, имеющим открытые банковские счета в Банке, в целях уменьшения беспокойства клиентов Банка по поводу собственных денежных средств в связи с международными санкциями на банковский сектор Российской Федерации. Попадание в рассылку по техническим причинам электронного адреса гражданина <…> не изменяет направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации, а также цели отправки такой информации.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922 не подтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, является основанием для прекращения производства по делу.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу №016/05/18-687/2022 прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны