Постановление №АЯ-08/11261 Постановление о назначении административного наказания по де... от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-08/11261 от 08.09.2022

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан «…»- должностное лицо, рассмотрев постановление и материалы дела об административном правонарушении, в отношении юридического лица ООО «УК «ТрансТехСервис» (ИНН 1650131524, ОГРН 1051614160620, юридический адрес: 423831, РТ, г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 11, пом. 23), по факту нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «УК «ТрансТехСервис» или его представителя по доверенности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение «…» (вх. №15907/ж от 30.11.2021).

Исходя из текста обращения следует, что 24.08.2021 г. «…» с ООО «Производственная фирма «ТрансТехСервис-6» (ИНН 1658057174, дата прекращения деятельности: 22.11.2021, управляющая организация: ООО «УК «ТрансТехСервис») был заключен договор купли-продажи автомобиля № р3230000996.

«…» полагает, что была введена в заблуждение относительно стоимости и условий приобретения автомобиля, поскольку продавец, в рамках заключенного договора, предоставил недостоверную информацию относительно фактической стоимости приобретенного автомобиля, посредством сокрытия информации о ее действительной стоимости без учета скидок.

На сновании вышеизложенного, Управлением 05.02.2022 был осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – поисковой системе «Яндекс», по результатам которого установлен факт размещения рекламы следующего содержания: «Renault с выгодой до 150 000 руб. Кредит от 5000 р./мес!».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

«…»

Указанное рекламное объявление является контекстной. При нажатии на указанную рекламу осуществляется переход на страницу с адресом https://www.tts.ru/promo/new/kazan/50186/novyy-renault kzn/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=newcar_renault_kazan_mamadyshskij_search_prioritet_yd.38713161&utm_content=gid%7C3565240540%7Caid%7C6597119585%7C14945311185_&utm_term=рено%20транстехсервис&pm_source=none&pm_block=premium&pm_position=1&yclid=8113757899405918207.

Фотоизображения представлены ниже:

Рисунок №1

«…»

Рисунок №2

«…»

При этом, после перехода с рекламного объявления на анализируемый сайт отсутствует информация, раскрывающие полные условия кредитования, в частности требования относительно необходимости страхования (имущества, жизни и здоровью), из каких факторов складывается сумма кредита (302 292 рублей), а также последствия в случае несогласия заемщика с заключением договора КАСКО и договора личного страхования.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 2864385/22 от 01.01.2022, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «УК «ТрансТехСервис» (ИНН 1650131524, ОГРН 1051614160620, юридический адрес: 423831, РТ, г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 11, пом. 23).

Следует отметить, что в нижней части рассматриваемого сайта имеется информация (дисклеймер), где размещены некоторые условия по кредитной программе, а именно: «Указанный ежемесячный платеж рассчитан, исходя из рекомендованной розничной цены 776000 рублей на новые автомобили (далее - 'ТС') Renault Logan в комплектации Access (Аксесс), 1.6 MKП5, 82 л.с. Первоначальный взнос – 500680 руб. Срок кредита 4г. Процентная ставка - 14,5% годовых. Сумма кредита – 309292 руб. Возврат кредита - ежемесячные (аннуитетные) платежи. Последний платеж - 30% стоимости ТС. Оплата страховых премий за счет кредитных средств Банка: по полису страхования жизни и здоровья заемщика и по полису КАСКО по программе Renault Страхование сроком на 1 год в любых страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Обеспечение по кредиту - залог приобретаемого ТС. Не оферта (ст. 437 ГК РФ). Действует с 01.02.2022 по 28.02.2022 на новые ТС Renault LOGAN 2022 г.в.».

Фотоизображение дисклеймера представлено ниже:

Рисунок №3

«…»

В рамках рассмотрения дела Управлением был направлен запрос в адрес ООО «УК «ТрансТехСервис».

Исходя из ответа ООО «УК «ТрансТехСервис» следует, что вышеуказанные кредитные условия распространялись на автомобили марки Renault. Автомобили Renault Logan комплектации Access по кредитной программе от 5000 рублей в месяц не реализовывались.

При этом, Сумма выгоды до 150 000 рублей, указанная в рекламе складывается из скидок, которые предоставляют автосалоны ООО «УК «ТрансТехСервис», при условии покупки нового автомобиля по программе трейд-ин (сдача старого автомобиля с пробегом в зачет части стоимости нового) и приобретении нового Автомобиля с использованием кредитных средств по кредитному договору с партнёром Общества - АО «РН Банк»

Вместе с тем, ООО «УК «ТрансТехСервис» пояснило, что Общество не является банковской (кредитной) организацией, в связи чем не может предоставить информацию в части полноты и достоверности сведений о кредитной программе.

В дисклеймере также указана информация о лице, оказывающем финансовые услуги - АО «РН Банк» (ИНН 5503067018, ОГРН 1025500003737, юридический адрес: 109028, г.Москва, Серебряническая наб., дом 29).

В целях установления полноты и достоверности условий кредитования, размещенных на сайте, в адрес АО «РН Банк» был направлен запрос.

Согласно ответу АО «РН Банк» при приобретении нового автомобиля Renault Logan в комплектации Access (Аксесс), 1.6 МКП5, 82 л.с., исходя из розничной цены указанного автомобиля 776 000 рублей, расчет кредитного предложения Банка следующий:

валюта кредита - рубль РФ;

первоначальный взнос - 500 680 рублей;

срок кредита - 4 года;

ежемесячный (аннуитетный) платеж - 5000 рублей;

процентная ставка - 14,5% годовых при условии оплаты страховых премии по полису страхования жизни и здоровья заемщика и по полису КАСКО по программе Renault Страхование сроком на 1 год в любых страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка';

сумма кредита - 309 292 рублей;

возврат кредита - ежемесячные (аннуитетные) платежи;

последний платеж - 30% стоимости автомобиля;

обеспечение по кредиту - залог приобретаемого автомобиля.

АО «РН Банк» также пояснило, что данное кредитное предложение не было востребовано клиентской аудиторией, в связи с чем Банк не осуществлял выдачу кредитов в рамках данного предложения по причине отсутствия потребительского спроса.

В частности, сумма кредита в размере 309 292 рублей, указанная в дисклеймере, складывается из следующих факторов:

Стоимость автомобиля: 776 000 рублей:

Первоначальный взнос: 500 680 рублей;

Субсидия производителя: 7 762 рублей:

Страховая премия по полису страхования КАСКО: 26 888 рублей;

Страховая премия по полису страхования от несчастных случаев и болезней 14 846 рублей;

Итого, расчет суммы кредита производится следующим образом:

(Стоимость автомобиля 776 000 рублей) - (Первоначальный взнос 500 680 рублей) - (Субсидия производителя 7 762 рублей) + (Страхования премия по КАСКО 26 888 рублей) + (Страховая премия по полису страхования от несчастных случаев и болезней 14 846 рублей) = (Сумма кредита 309 292 рублей).

Кроме того, процентная ставка в размере 14,5% годовых, согласно ответу АО «РН Банк», предоставляется с учетом заключения договора КАСКО и договора личного страхования. При несогласии заемщика с заключением договора КАСКО ставка по кредиту увеличивается на 3 % годовых. При несогласии заемщика с заключением договора личного страхования ставка по кредиту увеличивается на 4 % годовых. При одновременном не заключении нескольких из вышеуказанных договоров суммы увеличений складываются.

Данная информация, в свою очередь, не была отражена в дисклеймере.

Необходимо также отметить, что стоимость автомобиля в размере 776 000 рублей, указанная в дисклеймере, не была отражена в каталоге автомобилей как указано ниже.

Рисунок №4

  «…»

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Информация со сведениями: «Renault с выгодой до 150 000 руб. Кредит от 5000 р./мес!» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает ООО «УК «ТрансТехСервис».

Реклама с текстом: «Renault с выгодой до 150 000 руб. Кредит от 5000 р./мес!» распространялась в период времени с 03.02.2022 г. по 15.02.2022 г.

В ходе заседания Комиссии представитель ООО «УК «ТрансТехСервис» пояснил, что информация на сайте относительно указания стоимости автомобиля в размере 776 000 рублей отражена в дисклеймере. При этом, для получения подробной информации, у потенциального клиента есть возможность связаться как с сотрудниками Общества, так и с сотрудниками банка, оказывающего финансовые (кредитные) услуги. Не указание в каталоге автомобилей стоимости в размере 776 000 рублей обусловлена большим количеством моделей автомобилей, имеющихся в наличии, относящихся к той или иной программной акции при продаже, а также возможностью установки на автомобиль дополнительного оборудования.

Вся имеющаяся информация об условиях кредитования, указанная в дисклеймере была предоставлена АО «РН Банк». 

Также представитель ООО «УК «ТрансТехСервис» пояснила, что в период с 01.09.2021 года по настоящее время было реализовано Обществом 3 автомобиля марки Renault Logan комплектации Access 2021 года по цене, не превышающей 776 000 (не в рамках акции указанной в рекламе, покупателям были предоставлены скидки на автомобиль по другой программе автосалона).

Комиссия, по результатам изучения представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы, приходит к следующему выводу.

Как следует из фактических обстоятельств, рекламные объявления, размещенные в сети «Интернет», представляют собой текстовые сообщения небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявления. Сами объявления не могут рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

В рассматриваемой рекламе отражена информация о сумме ежемесячного платежа по кредиту (5000 рублей в месяц). Информация о кредитной программе отражена в дисклеймере сайта.

Однако, исходя из анализа ответа АО «РН Банк», в дисклеймере не указана подробная информация относительно того из каких факторов состоит общая сумма кредита в размере 309 292 рублей, а также информации относительно увеличения ставки по кредиту на 3 % и 4 % годовых, в случае отказа заемщика от заключения договоров КАСКО и личного страхования соответственно. При отказе заемщика от заключения обеих договоров суммарная ставка по кредиту будет составлять 7 % годовых.

Необходимо также отметить, что срок по кредиту, с процентной ставкой 14,5% годовых, указанный в дисклеймере, составляет 4 года. В ходе изучения процентных ставок АО «РН Банк» по кредитам физическим лицам на приобретение автомобилей (действующим с 01.02.2022 г.) установлено, что срок кредита по указанной ставке (в зависимости от размера первоначального взноса) может составлять до 2, 3, 4, 5 и 7 лет соответственно в рамках программы BOX1 Master (на покупку новых автомобилей Renault). По программе BOX1 BAL (на покупку Renault модели Kaptur, Duster, Sandero, Stepway, Arkana, Logan, Dokker, Koleos) срок кредита по ставке 14,5 % годовых составляет 2, 3 и 4 года соответственно.

В свою очередь, вышеуказанные условия не были отражены на сайте.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно стоимости автомобилей, а также не сообщаются исчерпывающие условия, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Недостоверной признается реклама, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия также пришла к выводу о наличии в действиях ООО «УК «ТрансТехСервис» признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Как видно из материалов дела информация, обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно, условия о возможных сроках кредита, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «УК «ТрансТехСервис» (ИНН 1650131524, ОГРН 1051614160620, юридический адрес: 423831, РТ, г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 11, пом. 23).

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Кроме того, учитывая специфику размещения рекламы в сети «Интернет», а также сложившуюся практику рассмотрения рекламы в совокупности со страницей сайта, непосредственно связанной с рекламой, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «УК «ТрансТехСервис» признаков нарушения, предусмотренных частью 1 ст. 28 Закона «О рекламе», поскольку на сайте (в дисклеймере) была отражена информация о наименовании кредитной организации, оказывающего финансовые (кредитные) услуги.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе материалы предоставленные в адрес Управления, приходит к выводу о нарушении ООО «УК «ТрансТехСервис» требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «УК «ТрансТехСервис», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 05.02.2022г.

Место совершения административного правонарушения является: Республика Татарстан.

«…»

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также пунктом 2 части 1 статьи 4.3, частью 1 статьи 14.3, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «УК «ТрансТехСервис» (ИНН 1650131524, ОГРН 1051614160620, юридический адрес: 423831, РТ, г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 11, пом. 23) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

«…»

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–1317/2022. 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-«…»@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны