Определение №ВЧ-08/195 Определение о возбуждении дела №016/05/5-22/2023 и назначени... от 13 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/195 от 13.01.2023 г.
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо], рассмотрев обращения (вх. №14208 от 15.11.2022 г., вх. №14207 от 15.07.2022 г., вх. №13843 от 03.11.2022 г.), представленные <…> по факту распространения на телеканале «Эфир» (в зоне вещания г. Казани) 03.08.2022 рекламы финской одежды, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения (вх. № 14208 от 15.11.2022 г., вх. № 14207 от 15.07.2022 г., вх. №13843 от 03.11.2022 г.) по факту распространения на телеканале «Эфир» (в зове вещания г. Казани) 03.08.2022 рекламы финской одежды, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
3 августа 2022 года в программе «Город» на телеканале «Эфир» была реклама с текстом: «<…>».
Согласно обращению, <…> заинтересовавшись предложением, 4 августа 2022 года пришла в вышеуказанный павильон на <…>. Выбрала плащ, как было указано из натуральной кожи и облегченную дубленку, тоже из натурального меха молодого барашка.
Однако, после приобретения <…> обнаружила, что изделия некачественные, а именно плащ создает парниковый эффект, ткань морщится и лопается.
Согласно информации, представленной ООО «Студия ТВ» (Эфир), договор на расппротсранение рекламы заключен с ИП Адишевым Канатом Базарбаевичем (<…>).
Размещенная реклама финского одежды на телеканале «Эфир», направлена на привлечение внимания телезрителей, поскольку любой телезритель может увидеть данную рекламу в указанной телепрограмме.
Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Поскольку рассматриваемая рекламная информация содержит указания на конкретного производителя, то в данном случае имеет место реклама финского производства.
Реклама доводится до сведения потребителя в с 03.08.2022-04.08.2022 гг. в расчете на побуждение совершить определенные действия и подразумевает воздействие на его мотивацию при выборе товара или услуги. Одновременно со сведениями о товаре в рекламе может содержаться и иная информация, назначение которой особым образом привлечь внимание потребителей к рекламируемому товару.
Рассматриваемая реклама направлена на неограниченный круг лиц, в том числе и тех, кто не является потребителями такой продукции, поскольку размещение рекламы одежды финского производства, обеспечивает ее свободное восприятие для всех.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно характеристик товара, а именно место производства верхней одежды.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
ИП Адишев Канат Базарбаевич (<…>) является рекламодателем, как лицо, непосредственно осуществившее распространение рекламы одежды финского производства.
Ответчики не могут быть освобождены от гражданско-правовой ответственности, в том числе в связи с отсутствием его вины, поскольку их деятельность является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий, ей присущих.
Ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, при той степени разумности и осмотрительности, какая от него требовалась при данных обстоятельствах, мог и должен был осуществлять проверку закупаемой им продукции на предмет оригинальности данной продукции.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу №016/05/5-22/2022 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
Назначить дело №016/05/5-22/2022 к рассмотрению на 08 февраля в 11 час. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, кабинет 217 (зал заседаний).
Признать лицами, участвующими в деле:
- ИП Адишев К.Б., лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе;
- <…>, заявитель.
ИП Адишеву К.Б. в течение пяти дней с момента получения настоящего запроса представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru, to16@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:
информацию о производителе товара реализованного в рамках ярмарки 03.08.2022 г., в рамках которого в том числе был продан плащ Gradient, пальто Dioriz, с приложением сертификата соответствия, протоколов испытаний к сертификатам и декларациям, предоставленные Вашими поставщиками, чеков и товарных накладных;
письменные пояснения относительно распространения недостоверной и недобросовестной рекламы, реализуемого товара и проведенной ярмарки 03.08.2022 г.;
информацию и документы о претензиях поступивших в адрес индивидуального предпринимателя относительно реализованного товара в рамках проведённой ярмарки 03.08.2022 г., с приложением подтверждающих документов при наличии;
письменные пояснения по доводам указанным в Определении.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) есть возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: <…>.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 06 февраля 2023 года до 17:00.
<…>