Решение №04-04/4886 Решение по делу №016/10/18.1-622/2022 от 14 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4886 от 14.04.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствие представителей оператора ООО «Сирин», МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, в присутствии заявителя <…> – [физическое лицо] лично, в присутствии представителя организатора торгов ООО «Вендер» - <…> – [физическое лицо] (по доверенности), рассмотрев после перерыва в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (№3755/ж от 24.03.2022г.) на действия организатора торгов ООО «Вендер», оператора ЭТП ООО «Сирин» при проведении торгов по продаже имущества должника по номеру извещения №180222/40689777/01 от 19.02.2022г., Лот№11,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя <…> – [физическое лицо] (№3755/ж от 24.03.2022 г.) на действия организатора торгов ООО «Вендер», оператора ЭТП ООО «Сирин» при проведении торгов по продаже имущества должника по номеру извещения №180222/40689777/01 от 19.02.2022 г., Лот№11,

Суть жалобы, по мнению заявителя, реализация имущества проведена с нарушением норм действующего законодательства, при проведении торгов нарушена процедура подведения итогов, а именно во время проведения аукциона на электронной площадке заявителем было зафиксировано окончание торговой процедуры со статусом «Завершен» с последним ценовым предложением заявителя. При этом, зайдя в личный кабинет позднее, в графике торгов появилось еще одно ценовое предложение другого участника, ставшего победителем по итогу поведения итогов.

Оператор ЭТП с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, были представлены письменные пояснения, приобщенные к материалам настоящего дела

Организатор торгов представил документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в установленном порядке привлекло для реализации арестованного имущества специализированную организацию ООО «Вендер», заключив с обществом государственный контракт.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, проведение торгов при реализации имущества должника в рамках Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязательным.

В рассматриваемых торгах реализация имущества должника проводилась в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя, а также позиции оператора торговой площадки, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Согласно части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещение о проведении торгов №180222/40689777/01 опубликовано на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 19.02.2022г..

Предмет торгов:

Лот №11 – Автомобиль грузовой КС-55713-5к-4, 2017 г.в., г/н А378МА716, VIN: X89557135HGAH5340.Собственник (правообладатель имущества ООО "СПЕЦСТРОЙСЕРВИС").

Начальная продажная цена имущества: 3 290 435 руб.

Дата начала подачи заявок: 18.02.2022 с момента размещения извещения на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу www.new.torg.msk.ru.

Дата и время окончания подачи заявок: 11.03.2022 12:00:00 по мск

Дата и время проведения торгов: 22.03.2022 10:00:00 по мск

Дата, время подведения результатов торгов: 22.03.2022г. подписание протокола о результатах торгов в соответствии с Регламентом площадки.

Место проведения торгов: Торги проводятся на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу www.new.torg.msk.ru.

Между ООО «Вендер» и ЭТП ООО «Сирин» был заключен агентский договор от 22.01.2020г. №10 на оказание услуг об организации электронных торгов.

ООО «Сирин» является оператором электронной площадки https:// new.torg.msk.ru/, которая действует в соответствии с Регламентом данной электронной торговой площадки, размещенным на сайте ЭТП в свободном доступе.

Регламент ЭТП является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов торгов, Заявителей, Претендентов, Участников ЭТП и иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора) (п.3.1).

Согласно п. 3.2. Регламента присоединение лица к регламенту осуществляется средствами электронной площадки путем совершения на ЭТП действий, направленных на регистрацию на ЭТП с указанием персональных данных и подписанием ЭЦП заявки на аккредитацию для работы на ЭТП.

Пунктом 3.3 Регламента установлено, что с момента присоединения лица к регламенту, настоящий регламент становится обязательным для такого лица, в том числе предоставляет присоединившемуся лицу право на участие в торгах, проводимых на ЭТП в электронной форме в порядке, предусмотренном настоящим регламентом.

Согласно п.4.4 Регламента ЭТП обеспечивает наличие у каждого Участника ЭТП рабочего раздела, доступ к которому имеет только такое лицо.

Согласно п.4.6 Регламента ЭТП функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение 7 (семи) дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ.

Согласно пункту 4.13 Регламента Оператор обеспечивает бесперебойное функционирование предназначенных для проведения торгов ЭТП и программно-аппаратного комплекса.

Согласно п. 4.14 Регламента Оператор обеспечивает равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, без взимания с них платы.

Согласно п.4.16 Регламента Оператор обеспечивает непрерывность проведения торгов, функционирование программных и технических средств, используемых для проведения торгов, в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В соответствии с п. 4.18 Регламента Оператор обеспечивает свободный круглосуточный бесперебойный доступ к ЭТП через сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству РФ, за исключением времени проведения профилактических работ.

Согласно п.5.11 Регламента после аккредитации Претендент становится Участником ЭТП и включается Оператором в реестр Участников ЭТП. Оператор ЭТП обеспечивает наличие у каждого зарегистрированного и аккредитованного на ЭТП лица рабочего раздела — «личного кабинета», доступ к которому может иметь только указанное лицо.

Согласно п.5.12 Регламента участник ЭТП с момента его включения в реестр Участников ЭТП имеет право участвовать в открытых торгах, проводимых на ЭТП, а на основании заключенного с Оператором договора на организацию проведения торгов — организовывать торги, что дает Участнику ЭТП статус Организатора торгов.

Разделом 10 Регламента оператором торговой площадки установлен порядок проведения торгов.

Пунктом 10.3 Регламента установлено, что участники торгов подают предложения с установленного Организатором момента начала торгов. Разница между последним принятым предложением и текущим предложением Участника должна быть кратна шагу аукциона.

Согласно пункту 10.5 Регламента торги завершаются, если в течение 10 (десяти) минут или другого срока ожидания предложения, установленного Организатором, не было подано ни одного предложения о цене.

Пунктом 10.6 Регламента установлено, что победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за предмет торгов.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что рассматриваемые торги были назначены на 22.03.2022 10:00 часов.

Согласно доводам заявителя <…> – [физическое лицо] была подана заявка по лоту №11, которая была одобрена и допущена к участию в торгах (присвоенный №11273 заявки). Во время проведения торгов участником в 12 часов 14 минут на ЭТП было зафиксировано, что поданное им ценовое предложение являлось последним:

В 12 часов 15 минут на ЭТП заявителем было зафиксировано окончание торговой процедуры, где был указан статус торгов «Завершен. Лидер: заявка 11273»:

Однако, зайдя на ЭТП позднее (в 13 часов 48 минут исходя из представленного скрин-фото заявителем), заявителем было обнаружено появление в графике торгов еще одного ценового предложения иного участника торгов, тогда как первоначально торги были завершены на поданном ценовом предложении заявителя:

Заявителем в качестве подтверждения своих доводов были представлены вышеуказанные скрин-фото сведений на ЭТП, отражающие время и дату зафиксированных действий.

Согласно представленным письменным пояснениям Оператора ЭТП победителем торгов по лоту № 11 был определен участник <…> – [физическое лицо] (заявка №11247) с ценовым предложением 4 795 435 руб., поданным в 12:14:20, тогда как время окончания торгов было установлено 12:14:48. Торги были завершены в 12:24:20. В указанный день и время электронная торговая площадка работала без сбоев, ddos-атак зафиксировано не было. После окончания аукциона на электронной торговой площадке и определения участника, сделавшего максимальное ценовое предложение, такому участнику с ЭТП направляется автоматически сгенерированное письмо о признании его победителем. Указанная рассылка в адрес заявителя не направлялась и была направлена в адрес признанного победителя торгов <…> – [физическое лицо].

В результате проведённых 22 марта 2022 торгов по лоту №11 в 12:04:48 <…> – [физическое лицо] было сделано ценовое предложение в размере 4 790 435 рублей. В 12:14:20 от участника под №11247 поступило следующее ценовое предложение в размере 4 795 435 рублей и в связи тем, что в установленное Организатором торгов время следующего шага (ценового предложения) – 10 минут - от иных участников торгов по данному лоту ценовых предложений не поступило, участник под №11247 был признан победителем торгов по лоту №11.

Оператором ЭТП был представлен журнал подачи ценовых предложений во время проведения рассматриваемых торгов:

Из представленных скрин-фото заявителя следовало, что в 12:15 на ЭТП был зафиксирован статус торгов «Завершен. Лидер: заявка 11273», что наглядно указывало на фактическое завершение процедуры проведения торгов и определение наилучшего ценового предложения заявки заявителя, учитывая появление надписи «Завершен» на площадке ЭТП.

Письменных объяснений относительно причин появления указанной записи на ЭТП оператором ЭТП представлено не было, представители ЭТП на заседания Комиссии не подключались, в связи с чем Комиссии Татарстанского УФАС не представлялось возможным установить объективных причин указания на ЭТП статуса торгов по лоту «Завершен».

Отраженная на ЭТП надпись фактически может указывать как на завершение торговой процедуры в целом, так и на окончание времени подачи ценовых предложений. При этом, Комиссия не исключает, что данная надпись может и не означать вышеуказанные события, следовательно, однозначно определить значение надписи «Завершен», появляющейся в личном кабинете участника определить невозможно.

Данный вывод подтверждается также представленным оператором ЭТП скрин-фото тестового режима проведения торгов из личного кабинета участника, где наглядно видно появление в личном кабинете дополнительного статуса «Поздравляем. Вы признаны победителем аукциона» помимо надписи «Завершен», при условии, если участник аукциона стал победителем по результатам проведения торгов:

Кроме того, как было установлено ранее из представленных сведений ЭТП дополнительное ценовое предложение участником <…> – [физическое лицо] было сделано в 12:14:20, тогда как скрин –фото с итоговым статусом торгов было сделано заявителем в 12 часов 15 минут. Следовательно, в личном кабинете заявителя должна была быть учтена и отражена надпись с указанием правильного номера заявки лидера <…> – [физическое лицо] при фиксации сведений на ЭТП в 12 часов 15 минут, даже, если учитывать поспешность часов на сервере компьютера заявителя в период фиксации информации на ЭТП. Однако, достоверно установить указанные обстоятельства либо опровергнуть их, невозможно, ввиду отсутствия на заседаний комиссий оператора ЭТП и видео материалов, подтверждающих действительность происходивших на ЭТП обстоятельств. 

В то же время, выявленные обстоятельства в рассматриваемом случае могли ввести участника торгов в заблуждение при подаче дополнительных ценовых предложений по лоту.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что основной целью реализации имущества должника является получение максимальной суммы за реализуемое имущество для погашения задолженности должника путем привлечения большого количества участников.

Заявитель <…> – [физическое лицо] исходя из представленных пояснений на заседании Комиссии имела намерение продолжать конкурентную борьбу в целях приобретения имущества должника по наибольшей цене. Зафиксировав на ЭТП сведения о том, что статус торгов «завершен», заявитель пришел к выводу о том, что процедура проведения торгов завершилась на его последнем ценовом предложении, следовательно, заявитель рассчитывал на то, что ценовые предложения от других участников торгов фактически не смогут быть приняты оператором ЭТП, что по итогу ввело участника в заблуждение и не позволило продолжить конкурентную борьбу и повлиять на возможность реализации имущества должника по наиболее максимальной сумме.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Оператором ЭТП нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 4.13, 4.14, 4.16, 4.18 Регламента ЭТП «new.torg.msk.ru» в редакции от 02.07.2021г.

Для восстановления прав заявителя, которые ущемлены в результате нарушения ООО «Сирин» порядка проведения торгов, Комиссия принимает решение о выдаче предписания в части отмены результатов торгов, назначения новой даты аукциона и проведения аукциона повторно с последнего (максимально достигнутого) предложения о цене договора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (№3755/ж от 24.03.2022г.) на действия организатора торгов ООО «Вендер», оператора ЭТП ООО «Сирин» при проведении торгов по продаже имущества должника по номеру извещения №180222/40689777/01 от 19.02.2022г., Лот№11 обоснованной.

Признать оператора ЭТП ООО «Сирин» нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктов 4.13, 4.14, 4.16, 4.18 Регламента электронной торговой площадки «new.torg.msk.ru» в редакции от 02.07.2021г.

Выдать организатору торгов ООО «Вендер», оператору ЭТП ООО «Сирин» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны