Решение №АЯ-04/11084 Решение по делу № 016/07/4-1436/2020 от 20 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/11084 от 20.08.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии:

- представителя заказчика – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №11914/922 от 29.07.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность№ 119-14/924 от 29.07.2020 г.),

- заявителя – ООО «Контакт Энерго» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №233 от 11.08.2020 г.),

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Контакт Энерго» (вх. 10917/ж от 07.08.2020г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" при проведении закупки № 32009311912 на предмет: Право заключения договора на выполнение работ по предварительному обследованию многоквартирных жилых домов, монтажу, наладке системы учета электроэнергии,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого конкурса № 32009311912 на предмет: Право заключения договора на выполнение работ по предварительному обследованию многоквартирных жилых домов, монтажу, наладке системы учета электроэнергии было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 10.07.2020 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 154 668 168,00 рубль.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

На заседании Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчик внес изменения в документацию без продления сроков подачи заявок.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Татэнергосбыт» (далее – Положение).

В пункте 8 раздела 4 Положения установлено, что Заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении конкурентной закупки и документацию о закупке. При этом срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлён таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного настоящим положением для данного способа закупки.

Согласно данным из единой информационной системы, дата последнего внесения изменений в документацию – 30.07.2020г. в 14:34. Согласно сведениям из ЕИС датой окончания подачи заявок в действующей редакции является 30.07.2020 в 12:00.

При этом, Заказчиком ранее в этот же день, а именно, 30.07.2020 года в 11:55 вносились изменения, где датой окончания подачи заявок было указано 10.08.2020 в 12:00 ч. Но затем Заказчик внес изменения в 14:34 - 30.07.2020 года, в которых «вернул» срок окончания подачи заявок  30.07.2020 в 12:00.

Заявитель в ходе заседания Комиссии сослался на то, что заявитель был введен в заблуждение о том, что вскрытие конвертов будет происходить именно в эту дату: 10 августа 2020 года в 14:00, в связи с чем не присутствовал на фактическом вскрытии 30.07.2020 в 14:00 по вине Заказчика.

Согласно протоколу вскрытия конвертов, вскрытие конвертов проводилось 30.07.2020 в 14:00.

В ходе заседания Комиссии Заказчиком были даны следующие пояснения. В пункте 3 раздела 2 Регламента работы Центральной закупочной комиссии и ее взаимодействия со структурными подразделениями АО «Татэнергосбыт», утвержденного приказом директора АО «Татэнергосбыт» от 27.07.2017 № 186 (далее - Регламент работы ЦЭК), определено конкретное лицо, которое наделенное полномочиями по утверждению закупочных документаций и вносимых в них изменений  председатель Центральной закупочной комиссии (далее - ЦЭК).

Согласно интерфейсной форме единой информационной системы (далее - ЕИС) и пункту 8 извещения о проведении конкурса в редакции от 20.07.2020 заявки на участие в конкурсе должны быть поданы до 12:00 (по московскому времени) 30.07.2020.

В 11:55 30.07.2020 в разделе «документация по закупке» интерфейсной формы ЕИС размещены документы, содержание которых отличается от извещения и документации в редакции от 20.07.2020 лишь в части сроков проведения этапов конкурса. В частности, согласно пункту 8 извещения от 30.07.2020 прием заявок на участие в конкурсе завершится в 12:00 (по московскому времени) 10.08.2020.

Однако после публикации в ЕИС документов в редакции от 30.07.2020 (11:55) установлено, что указанные документы не утверждены председателем ЦЗК в соответствии с пунктом 3 раздела 2 Регламента работы ЦЗК.

Документы, опубликованные в ЕИС в 11:55 30.07.2020  были размещены в ЕИС ошибочно.

С целью устранения вышеуказанной ошибки и учитывая отсутствие у заказчика технической возможности удаления документов, опубликованных в ЕИС в 11:55 30.07.2020, принято решение о восстановлении в ЕИС последней актуальной редакции извещения и документации - редакции от 20.07.2020. Редакция извещения и документации от 20.07.2020 подгружена в ЕИС в 14:34 30.07.2020, вследствие чего в ЕИС отражены корректные сроки проведения этапов конкурса (время и дата окончания срока подачи заявок - 12:00 30.07.2020).

В жалобе ООО «Контакт Энерго» указывает, что действия заказчика по размещению в ЕИС документов в 11:55 30.07.2020 и в 14:34 30.07.2020 привели к невозможности присутствия заявителя на процедуре открытия доступа к заявкам на участие в конкурсе.

Вместе с тем в целях предотвращения угрозы распространения вируса COVlD-19 (коронавирус) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологическрго благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVlD-19)» ЦЗК проводит процедуры открытия доступа к заявкам на участие во всех процедурах закупок в закрытом режиме, участвуют в этих процедурах только члены ЦЗК с соблюдением необходимых мер предосторожности.

При этом извещение и документация о проведении конкурса не содержат условий о возможности присутствия на участии в процедуре открытия доступа к заявкам на участие в конкурсе лиц, не являющихся членами ЦЭК.

Таким образом, действия заказчика по размещению в ЕИС документов в 11:55 30.07.2020 и в 14:34 30.07.2020 не повлияли и не могли повлиять на возможность присутствия представителя заявителя на процедуре открытия доступа к заявкам на участие в конкурсе.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что ООО «Контакт Энерго» беспрепятственно реализовало свое право на участие в конкурсе, самостоятельно определило предлагаемые условия выполнения договора, включая ценовое предложение, и отразило их в заявке на участие в конкурсе. При этом поданная заявителем заявка признана ЦЗК соответствующей требованиям документации о закупке, допущена к оценочной стадии рассмотрения заявок.

Однако, исходя из нормы действующего законодательства, в случае внесения любых изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Учитывая, что Заказчиком были внесены изменения в извещение и документацию о проведении закупки, однако срок подачи заявок на участие в закупке фактически не был продлен, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчик признан нарушившим требования части 11 статьи 4 Закона о закупках. Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия принимает решение не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Контакт Энерго» (вх. 10917/ж от 07.08.2020г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" при проведении закупки № 32009311912 на предмет: Право заключения договора на выполнение работ по предварительному обследованию многоквартирных жилых домов, монтажу, наладке системы учета электроэнергии обоснованной.

Признать заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" при проведении закупки № 32009311912  нарушившим требования части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны