Решение №04-04/8948 Рассмотрение дела №016/06/64-875/2019 по факту нарушения дей... от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 016/06/64-875/2019

Исх. 04-04/8948 от 19.06.2019 г.

17 июня 2019 года                                                                                           г. Казань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…>,

        

<…>,

в присутствии представителя Заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "СОЛНЕЧНЫЙ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" – <…>, представляющего интересы Заказчика на основании Доверенности от 13 июня 2019 года, в отсутствии представителей Заявителя ООО «Множитель», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Множитель» (вх. №9112/ж от 10.06.2019 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "СОЛНЕЧНЫЙ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки №0311200030919000005 на предмет: «Выполнение работ по текущему ремонту»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона № 0311200030919000005 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 30.05.2019 г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 125 729 ,50 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.                                                                                                                                                            

  1. Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком требований к описанию Участниками закупок в составе заявок показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его приобретения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно Письму ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 ФАС при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Заказчиком в техническом задании установлено:

24

Раствор готовый кладочный цементный марки более  М150. Раствор должен соответствовать ГОСТ 28013-98. Класс раствора по средней плотности легкий или тяжелый. Наибольшая крупность зерен заполнителя раствора не более 2,5 мм. Марка морозостойкости раствора выше F25. Марка по подвижности растворной смеси Пк4 или Пк2 или Пк3. количество введенной добавки 0%.

Водоудерживающая способность растворной смеси менее 92 %.

Расслаиваемость свежеприготовленной смеси менее 8 %. Средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте не менее 1600 кг/м3. Норма подвижности по погружению конуса менее 13 см. Портландцемент марки М400 либо М500. Песок природный не должен содержать посторонних засоряющих примесей. По содержанию в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках должен в процентах по массе соответствовать следующим требованиям: пылевидных и глинистых частиц не более 3, глины в комках не более 0,5. По зерновому составу песок должен иметь класс 1 или 2, значение модуля крупности (Мк) должно быть св. 2,0 до 2,5. Полный остаток песка на сите с сеткой № 063 должен соответствовать следующим показателям: находиться в пределах свыше 30 до 45 в % по массе. Содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм в процентах по массе не более 5, зерен крупностью свыше 5 мм в процентах по массе не более 15, зерен крупностью менее 0,16 мм в процентах по массе не более 15. Песок природный должен соответствовать ГОСТ 8736 «Песок для строительных работ. Технические условия»

3

3,325

 

Пемза шлаковая (щебень пористый из металлургического шлака). Марка по дробимости щебня 400/600/800. Потеря массы при испытании щебня составляет от 15 до 45%. Группа щебня по форме зерен: 1 или 2 или 3. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы по массе не должно превышать 35% Морозостойкость не хуже F200. Фракция щебня [5-10] мм. Должна соответствовать ГОСТ 5578-94

м3

0,0002

 

Пена монтажная: противопожарная полиуретановая. Класс огнестойкости материала не хуже В1. Время сдерживания огня в монтажном соединении не менее 4 часов. Предел звукоизоляции не более 41 Дб. Плотность не должна быть менее 35 кг/ м³. Полное высыхание не более 24 часа. Плотность на разрыв: от 100 кПа, на сдвиг: не менее 80 кПа. Теплопроводность не менее 36 мВт/м.К. Объем более 0,75 л

шт

14,43

 

Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены по ряду иных позиций с товарами закупочной документации.

Согласно Инструкции по заполнению заявок заказчиком установлены следующие требования:

Содержание Приложения № 2 к документации об электронном аукционе "Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ" является в полном объеме требованиями к показателям товара, в связи с чем участник закупки дает конкретное предложение по каждому требованию, в противном случае, его заявка подлежит отклонению.

Таким образом, заказчиком установлены требования, которые обязывают участника закупки указывать конкретное значение показателей.

Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении. Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе.

Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, используемых при выполнении работ по контракту, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

  1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком противоречивых требований в инструкции по заполнению заявки.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В инструкции по заполнению заявки заказчиком установлены следующие требования:

«Указание в Техническом задании на множественность потенциальных вариантов номинального значения, например, со знаками «±» и т.п. означает, что Заказчик выбрал наиболее оптимальное значение (без отклонений) и подчеркивает его, однако, дает возможность альтернативных предложений по правилам множества (это правило имеет доминирующее значение перед прочим употреблением знака «±»). Если номинальное значение с указанием в Техническом задании на множественность потенциальных вариантов номинального значения указано как неизменное, то это вызвано потребностями заказчика, в том числе, в интервальном значении показателя».

«Указание характеристики со знаком "±" (кроме номинального в соответствии с инструкцией значения или неизменного в соответствии с инструкцией значения) означает необходимость сохранения указанного знака и числа после него, при этом после такого знака участник закупки вправе уменьшить модуль указанного числа.»

«При описании значения показателя, сопровождающегося знаком «±» участник размещения заказа должен указать после него конкретное значение, если иное не предусмотрено Инструкцией».

Кроме того, в инструкции по заполнению отсутствует понятие что можно считать диапазонным значением, а что необходимо указывать в виде конкретного значения. Так, в инструкции по заполнению заявок, заказчиком установлено следующее:

- «по общему правилу при описании требований к товару «от» и «более» указывают на необходимость предоставить значение больше сопровождаемого ими (не включает указанное), а слова «до», «менее» указывают на необходимость предоставить значение меньше сопровождаемого ими (не включает указанное). По общему правилу указание «не менее» позволяет предложить указанное значение или большие. По общему правилу указание «не более» позволяет предложить указанное значение или меньшие. Уточняющие слова «более», «менее», «не менее», «не более» применяются по указанным выше правилам для представления только одного конкретного значения. При использовании Заказчиком уточняющих слов «от», «до», «более», «менее», производных от них уточняющих слов, участник закупки с учетом того, что такие слова не распространяются на марку товара, а распространяются только на первый показатель после марки товара, обязан исключить из своего предложения такие уточняющие слова, производные от них, иначе его предложение будет неконкретным во всех случаях, когда такие уточняющие слова, производные от них не являются частью неизменного значения. Производные уточняющие слова «больше», «меньше», «не меньше», «не больше» применяются по тем же правилам, что уточняющие слова «более», «менее», «не менее», «не более» для обязательного представления всего множества необходимых значений (в любом случае более одного)»;

- «в отношении качественных значений (в том числе, марок, не выраженных числом) слова «ниже», «не ниже», «выше», «не выше» могут использоваться как указание на более низкий / высокий уровень по классификации в соответствии с руководящим документом».

Комиссией установлено, что инструкция по заполнению заявки оформлена на 8 (восьми) листах, в которой перечислены различные варианты трактовки использования значения знаков «±», а также отсутствует понятие «диапазонное значение».

Между тем, в настоящем случае инструкция по заполнению заявки оформлена таким образом, что вводит участников в заблуждение, и лишает возможности правильно сформировать заявку, а не помогает при её заполнении.

При этом, заказчик не представил обоснования почему инструкция по заполнению заявки содержит различные требования по формированию одних и тех же показателей товаров по различным позициям ТЗ, но описание которых заказчиком осуществлены с использованием различных знаков, символов, слов.

Инструкция по заполнению заявки является объемной, носит запутывающий характер и в совокупности с требованиями к материалам, установленным в Техническом задании привело к ограничению конкуренции, о чем свидетельствует отклонение 8 участников закупки, и допущение на аукцион единственного участника.

Комиссией установлено, что 8 участников закупки были отклонены по формальным основаниям, ввиду ненадлежащего заполнения заявки в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя, а заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления ненадлежащей и ограничивающей конкуренцию Инструкции по заполнению заявки в Документации об аукционе.

Учитывая, что данные нарушения повлияли на конкуренцию и состав участников закупки, Комиссией УФАС по РТ принято решение о выдачи предписания.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Множитель» (вх. №9112/ж от 10.06.2019 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "СОЛНЕЧНЫЙ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" на предмет: «Выполнение работ по текущему ремонту» обоснованной.
  2. Признать заказчика – ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "СОЛНЕЧНЫЙ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" нарушившим требования части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на часть 3 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части описания объекта закупки (требования к материалам) и в части установления ненадлежащей и ограничивающей конкуренцию Инструкции по заполнению заявки в Документации об аукционе.
  3. Выдать заказчику ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "СОЛНЕЧНЫЙ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
  4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Зам. Председателя Комиссии:                                                                           <…>.

 

                                                                                                        

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

 

       

            <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны