Решение №СП-05/9394 Решение по делу №05-11/2019 от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/9394 от 26.06.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №05-11/2019 в отношении МКУ «Управление образования города Казани» (ИНН 1655065593, 420011, РТ, г. Казань, ул. Большая красная, 1) и ООО «ВКТ-Строй» (ИНН 1655376694, 420012, РТ, г. Казань, переулок Катановский, д. 2, кв. 17) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.

В 2017, 2018 году в образовательных учреждениях города Казани неоднократно происходили аварийные ситуации, такие как: затопление подвального помещения, аварии в канализации, аварии в системе горячего водоснабжения, поломка ограждения и т.д.

Для устранения последствий аварий образовательные учреждения заключают договор с единственным поставщиком в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом стоит отметить, что на данном рынке действует множество организаций, соответственно рынок является высококонкурентным.

В 2017, 2018 году для выполнения работ вследствие аварии и проведения текущих ремонтных работ ряд образовательных учреждений города Казани заключали договор исключительно  с ООО «ВКТ-Строй».

Так, ООО «ВКТ-Строй» за 2017 – 2018 год заключило 1373 договоров с образовательными учреждениями города Казани по выполнению аварийных санитарно-технических работ.

Согласно письму МКУ «Управление образования г. Казани» (вх. № 3209 от 27.02.2019), в 2017 году образовательными учреждениями города Казани было заключено 1780 договоров на выполнение аварийных работ и текущих ремонтных работ, из них 44 % (783 договора с 18.04.19 по 28.12.2017) заключены с ООО «ВКТ-Строй» на суммы от 4 000 до 100 000 рублей.

 Татарстанским УФАС России был сделан запрос в адрес сорока двух образовательных учреждений города Казани (исх. СП-05/20707) по порядку определения организации, осуществляющей выполнение аварийных санитарно-технических работ каждому из образовательных учреждений и по причинам заключения договора по выполнению данных работ исключительно  с ООО «ВКТ-Строй».

Большая часть ответов на указанной запрос содержали абсолютно идентичный ответ (вх. №№ 262 от 11.01.2019, 362 от 12.01.2019, 782 от 18.01.2019 и т.д.) о том, что образовательные учреждения свободны в выборе контрагентов, со ссылкой на свободу осуществления гражданских прав в соответствии со ст.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Исключением явилось МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани (вх. 517 от 15.01.2019, далее – МАОУ № 18), которое представило в адрес Управления ответ отличный от ответов, представленных другими образовательными учреждениями.

Согласно информации, представленной МАОУ № 18, учреждение не свободно в выборе организации для выполнения аварийных работ, и обращается для этого в Хозяйственную-эксплуатационную группу (далее – ХЭГ), подразделение Управления образования Исполнительного комитета города Казани.

Согласно сведениям, размещенным на официальном портале города Казани (www.kzn.ru), руководителем данного подразделения является <…>.

В соответствии с информацией, предоставленной Прокуратурой Республики Татарстан, а также Аппаратом Президента Республики Татарстан (вх. №16075 от 09.10.2018 г., вх. №15485 от 27.09.2018 г.) <…> указан в качестве лица, ответственного за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке осуществления аварийных ремонтных работ в образовательных учреждениях города Казани.

Таким образом, несмотря на развитость рынка строительно-монтажных и ремонтных работ на территории города Казани, в 2017, 2018 году образовательные учреждения города Казани заключили свыше тысячи договоров с ООО «ВКТ-Строй» для выполнения аварийных работ.

Учитывая изложенное, сведения МАОУ №18 указывают на то, что действия учреждения по определению организации для выполнения аварийных работ определяется хозяйственно-эксплуатационной группой Управления образования Исполнительного комитета города Казани. Данная информация подтверждает доводы, зафиксированные в обращении.

<…>

Так, в соответствии с Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.2019 года по делу №А65-43211/2017 установлено, что определенная частота заключения договоров муниципальных образовательных учреждений, при финансировании оказываемых услуг из муниципального бюджета г. Казани, непосредственно с обществом и их количество позволило судам согласиться с выводами антимонопольного органа о наличии согласованных действий между исполнительным комитетом и обществом. Целью заключения указанных договоров был не поиск лица для оказания услуг, а получение финансирования из бюджета и передача денежных средств определенному хозяйствующему субъекту.

Предоставление возможности конкретному исполнителю - обществу в заключении договоров с образовательными учреждениями без соблюдения требований Закона о контрактной системе приводит к фактическому возникновению у этой организации рыночных преимуществ в ущерб другим хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключении подобных договоров, а в случае недобросовестности исполнителей услуг и государственных (муниципальных) заказчиков - открывает возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона о контрактной системе.

Следовательно, суды подтвердили, что действия по допущению определенной организации к заключению договоров с муниципальными образовательными учреждениями на выполнение определенного рода работ или услуг без проведения соответствующих конкурентных процедур, являют собой нарушение, предусмотренное статьей 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 был проведен анализ состояния конкурентной среды рынка выполнения работ по выполнению аварийных и текущих работ в муниципальный бюджетных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 Порядка.

Согласно пункту 10.8 Порядка, По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять январь 2017 – декабрь 2018 года.

Предметом закупок соглашения между ООО «ВКТ-Строй» и МКУ «Управление образования города Казани» является выполнение аварийных санитарно-технических работ.

Географическими границы товарного рынка – РТ, г. Казань.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу о необходимости квалификации действий ООО «ВКТ-Строй» и МКУ «Управление образования города Казани» по  пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона  № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения между ООО «ВКТ-Строй» и МКУ «Управление образования города Казани», которое привело к ограничению конкуренции на рынке осуществления аварийных санитарно-технических работ для образовательных учреждений города Казани.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать МКУ «Управление образования города Казани» (ИНН 1655065593, 420011, РТ, г. Казань, ул. Большая красная, д.1)  и ООО «ВКТ-Строй» (ИНН 1655376694, 420012, РТ, г. Казань, переулок Катановский, д. 2, кв. 17) нарушившими требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, для рассмотрения вопроса о выдаче Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани предупреждения о необходимости проведения надлежащего конкурентного отбора организаций на осуществление санитарно-технических работ для образовательных учреждений г. Казани.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны