Предупреждение №ИП-06/944 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-6/2020 о прекращении действий (бездейств... от 28 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/944 от 28.01.2020

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.10.2019 № 02/410-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (422770, Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы, ул. Советская, д. 18, ИНН 1633605397).

В ходе анализа информации и документов, представленных Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, установлено следующее.

Постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района № 347 от 18.03.2019 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района.

Согласно справки, предоставленной Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 3023и от 11.11.2019 г. за подписью первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, договоры на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, действующих на момент проверки не заключались, Исполнительным комитетом за период с 01.01.2016 г. до даты начала проверки, торги на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района не проводились.

В соответствии Постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 347 от 18.03.2016, на территории Пестречинского муниципального района предусмотрено размещение 12 (двенадцать) нестационарных торговых объектов.

В ходе проверки, Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не представлено положение о порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, что свидетельствует о невозможности проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов, что в свою очередь ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к товарному рынку.

Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан выступает заказчиком по проведению торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Инспекцией также установлено, что за период с 01.01.2016 г. до даты начала проверки торги на право установки нестационарных торговых объектов Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района не проводились, а также были выявлены факты размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных землях в отсутствие действующих договоров, по следующим адресам: РТ, с. Пестрецы, ул. Мелиораторов, дом 4; РТ, с. Пестрецы, ул. Перчкова, дом 3; РТ, с. Пестрецы, ул. Школьная, дом 8.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством позволения установки нестационарных торговых объектов без предоставления права размещения.

Имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа документы и сведения подтверждают, что в результате бездействия Исполнительного комитета недобросовестные хозяйствующие субъекты имеют возможность эксплуатировать нестационарные торговые объекты в целях осуществления предпринимательской деятельности, что не может не влиять негативным образом на конкуренцию.

В рассматриваемом случае, в целях недопущения указанных обстоятельств и защиты интересов муниципального образования в сфере установки нестационарных торговых объектов, поддержания и развития конкуренции на указанной товарном рынке необходимо было принять решение о проведении торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

При наличии действующих разрешений на право установки нестационарных торговых объектов, минимизируется возможность использования муниципального имущества со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов, так как победители торгов будут заинтересованы в охране собственных прав на использование таких нестационарных торговых объектов.

Необходимо отметить, что рынок установки нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района является конкурентным.

Процедура проведения торгов на право установки нестационарных торговых объектов, предусмотренная законодательством Российской Федерации, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере торговли на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки нестационарных торговых объектов повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из характера и субъектного состава, подлежащих урегулированию отношений, торги на право установки нестационарных торговых объектов проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере торговли и развития между ними добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для установки нестационарных торговых, находящихся в публичной собственности.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Необходимо отметить, что непроведение торгов, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Соответственно, бездействие Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могут проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления права на установку нестационарных торговых объектов. 

Вместе с тем, итоги проведенной проверки указывают на наличие интереса со стороны хозяйствующих субъектов к такому способу осуществления деятельности, как торговля на нестационарных торговых объектах, однако данный вид деятельности не может быть осуществлен в соответствии с законодательными установлениями, поскольку торги на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не проводились.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в бездействии Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в непринятии решения о проведении аукционов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части непринятии решения о проведении аукционов на право установки нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем проведения аукциона на право установки нестационарных торговых объектов на территории Пестречинского муниципального района.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 60 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                       [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны