Предупреждение №АШ-05/1082 Предупреждение №П05-12/2024 о прекращении действий (бездейст... от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-05/1082 от 06.02.2024 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение <…> [физического лица], проживающего по адресу: <…>, на действия ООО «Бугульма-Водоканал», выразившиеся в необоснованном начислении платы за услуги по строке «холодное водоснабжение» и по строке «полив», а также по вопросу ненадлежащего обслуживания водопроводных сетей, расположенных по ул. Кленовая, г. Бугульма.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения Татарстанским УФАС России были направлены соответствующе запросы в ООО «Бугульма-Водоканал», ГКУ «Бугульминское лесничество», Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ.

По результатам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Водоснабжение жилого дома <…> [физического лица], расположенного по адресу: <…> (далее – Объект <…>), осуществляется от водопровода, проложенного по <…>.

Согласно Акта №1 приема-передачи бесхозяйных объектов систем водоснабжения, водоотведения от 28.09.2022 г., трубопроводы водоснабжения микрорайона «Лесхоз» (ул. Озерная, ул. Березовая, ул. Кленовая, ул. Родниковая), переданы в эксплуатацию ООО «Бугульма-Водоканал».

В целях водоснабжения вышеуказанного Объекта <…> [физического лица], между ООО «Бугульма-Водоканал» и <…> [физическим лицом] заключен договор от 02.07.2019 г. об оказании коммунальных услуг холодного водоснабжения и/или/без водоотведения. При этом, согласно п.3.2 вышеуказанного договора, площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, составляет 919,9 кв. м.

Согласно имеющимся в материалах счетам-фактурам за период с 01.01.2022 г. по 01.10.2023 г., <…> [физическое лицо] оплачивал за потребленную воду по показаниям индивидуального прибора учета воды по строке «холодное водоснабжение», а также в летние (поливочные) периоды оплачивал отдельной строкой за полив по нормативу за 1 кв. м. площади земельного участка.

В июле 2023 года <…> [физическому лицу] поступила счет-фактура за июнь 2023г., согласно которой гражданину по строке «холодное водоснабжение», кроме оплаты за воду, потребленную по показаниям индивидуального прибора учета, было начислено 130 578,53 руб. как перерасчет за предыдущий период.

Согласно информации ООО «Бугульма-Водоканал» основанием для вышеуказанного начисления стал факт выявления обществом несанкционированного подключения к водопроводным сетям, эксплуатируемым ООО «Бугульма-Водоканал». 7 июня 2023 года представители ООО «Бугульма-Водоканал», в присутствии абонента, в ходе обследования домовладения обнаружили отвод (полипропиленовая труба диаметром 20мм) из колодца, находящегося возле Объекта <…> [физического лица], который уходит на территорию вышеуказанного объекта. При этом, в соответствии с актом о несанкционированном подключении к сетям от 07.06.2023 г., во дворе дома на указанной полипропиленовой трубе (диаметр 20мм) установлен водомер №10034744 (2007г.), который не зарегистрирован в ООО «Бугульма-Водоканал».

Вышеуказанный факт ООО «Бугульма Водоканал» расценило как несанкционированное подключение и осуществило расчеты в соответствии с п.62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г.  №354 (далее – Правила №354), согласно которому при выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

В августе 2023 года <…> [физическому лицу] поступила счет-фактура за июль 2023 г., согласно которой гражданину по строке «полив» было начислено 7258,63 руб., из них 7031,80 руб. как перерасчет за предыдущий период.

Согласно пояснениям ООО «Бугульма-Водоканал» (исх. №10-5276 от 30.11.2023 г.) расчет платы за услугу «полив» был осуществлен на основании п.49 Правил №354, в соответствии с формулой 22 приложения №2 к вышеуказанным Правилам №354, следующим образом:

1260 кв. м.*0,064 куб. м.*43,60 руб.=3515,90 руб.*2 (2 предыдущих месяца-май, июнь) = 7031,80 руб., где:

1260 кв. м. – площадь земельного участка <…> [физического лица];

0,064 куб. м. – норматив водопотребления на полив участка, утвержденный Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 г. №131/о;

43,60 руб. – утвержденный для ООО «Бугульма-Водоканал» тариф на воду, согласно Постановления Государственного комитета РТ по тарифам от 18.11.2022 г. №610-185/КС-2022.

По результатам изучения нормативной правовой базы, касающейся порядка расчетов платы за услугу «полив», Татарстанское УФАС России приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 41 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Согласно п. 49 Правил №354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам №354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек:

,

где:

k - количество направлений использования коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в i-м домовладении, для которых установлены нормативы потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;

Bk.i - соответствующая i-му домовладению фактическая величина показателя по k-му направлению использования коммунальной услуги, применительно к которому согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг подлежит применению норматив потребления коммунальной услуги по k-му направлению использования соответствующего вида коммунальной услуги;

 - норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, по k-му направлению использования коммунальной услуги;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 49 Правил №354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:

-с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;

-с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.

При этом, в соответствии с п.20 Правил №354 в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии), а также в случае отсутствия индивидуального прибора учета указываются:

а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.);

б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии);

в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

г) режим водопотребления на полив земельного участка;

д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.

Таким образом, исходя из буквального толкования нормы вышеуказанных Правил №354, ресурсоснабжающая организация при расчете платы за услуги «полив» при использовании земельного участка, в качестве площади должна использовать площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.

Согласно данным ООО «Бугульма-Водоканал» общество при расчете платы за полив <…> [физическому лицу] использовало всю площадь земельного участка в размере 1260 кв.м. (без вычета площади, занятой жилым домом и надворными постройками). При этом, согласно п.3.2 договора от 02.07.2019г. об оказании коммунальных услуг холодного водоснабжения и/или/без водоотведения, заключенного между ООО «Бугульма-Водоканал» и <…> [физическим лицом], площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, составляет 919,9 кв.м.

Необходимо отметить, что по результатам изучения счетов-фактур за 2023г., выставленных ООО «Бугульма-Водоканал» иным потребителям, проживающим на ул.Кленовая, ул.Родниковая, ул.Березовая, ул.Парковая, г.Бугульма, а также потребителям п.Победа Бугульминского муниципального района РТ, установлено, что ресурсоснабжающая организация при расчете платы за полив также использовала всю площадь земельных участков вышеуказанных потребителей. При этом, в некоторых месяцах обществом ряду потребителей плата за полив была пересчитана с учетом вычета площади, занятой жилым домом и надворными постройками.

Таким образом, действия ООО «Бугульма-Водоканал» по осуществлению расчетов размера платы за услугу «полив» с учетом величины всей площади земельного участка, противоречат действующему законодательству и свидетельствуют о навязывании невыгодных условий договора, которые могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, а именно, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для признания действий хозяйствующих субъектов нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ от 01.04.2013г. №335 на территории г.Бугульма и Бугульминского муниципального района РТ ООО «Бугульма-Водоканал» определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение с использованием централизованной системы водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение, является субъектом естественной монополии. На локальном рынке услуг водоснабжения и водоотведения, географические границы которых определены (ограничены) территориями г.Бугульма и Бугульминского муниципального района, ООО «Бугульма-Водоканал», в соответствии с вышеуказанными статьями Федерального закона «О естественных монополиях» находится в состоянии естественной монополии.

Услуги водоснабжения и водоотведения не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема водоснабжения и водоотведения, расположение потребляющих устройств покупателей и водопроводных и канализационных сетей продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения принимающих установок к водопроводных и канализационным сетям с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования сетями, участвующими в процессе подачи воды и приемка сточных вод), услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

Таким образом, ООО «Бугульма-Водоканал» является субъектом естественной монополии, представляющим услуги водоснабжения и водоотведения потребителям, имеющим технологическое присоединение к водопроводным и канализационным сетям ООО «Бугульма-Водоканал», и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность ООО «Бугульма-Водоканал» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «Бугульма-Водоканал», выразившихся в осуществлении расчетов платы за услугу «полив» с учетом величины всей площади земельного участка, содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания невыгодных условий договора, которые могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 вышеуказанного Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 вышеуказанного закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Бугульма-Водоканал» (ИНН 1645016886) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает ООО «Бугульма-Водоканал» о необходимости прекращения в течение 30 дней с момента получения настоящего предупреждения нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем отзыва требований (прекращения направления подобных требований) потребителям, расположенным в Бугульминском муниципальном районе РТ) об оплате за услугу «полив» с учетом величины всей площади земельного участка, в том числе, потребителям, земельные участки которых расположены по ул. Кленовая, ул. Родниковая, ул. Березовая, ул. Парковая, г. Бугульма, а также потребителям п. Победа Бугульминского муниципального района РТ.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны