Решение №АР-08/7272 Решение по делу №08-19/2019 от 20 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/7272 от 20.05.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела №08-19/2019 в отношении ООО «Простые платежи» по признакам нарушения статьи 14.7 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в разглашении и незаконном использовании исключительного права на сведения ООО «Узнать штрафы.ру», составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну,

в присутствии:

- представителя ООО «Узнать штрафы.ру;

- представителя ООО «Простые платежи»;

- <…> – [физическое лицо] - лично,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела в отношении ООО «Простые платежи» является обращение (вх.9716/ж от 19.06.2018 г.) о разглашении и незаконном использовании исключительного права на сведения ООО «Узнать штрафы.ру», составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, что имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В июле 2015 г. между ООО «Узнать штрафы.ру» и <…> [ИП] заключен договор на оказание услуг по оптимизации программного кода сайта. 24.05.2016 г. между ООО «Узнать штрафы.ру» и ИП Стрункиным Д.Ю. заключен договор №01052016 на оказание маркетинговых услуг.

01.07.2016 г. заключен договор №01072016 на оказание услуг по оптимизации программного кода сайта. В рамках договора оказывались услуги по оптимизации программного кода онлайн-сервиса Заявителя по проверке и оплате штрафов: strafy-gibdd.ru.

14 июня 2017 года правоотношения между Заявителем и <…> [ИП] расторгнуты.

В связи с тем, что <…> [физическое лицо] имел доступ ко всей информации ООО «Узнать штрафы.ру» как в части интеллектуальной собственности, так и в части финансово-экономической деятельности, бизнес-планов, маркетинговой политики и т.д., с целью неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну Заявителя, между ООО «Узнать штрафы.ру» и <…> [физическое лицо] 22 июня 2015 г. подписано Соглашение о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну.

Согласно пояснениям Заявителя, <…> [физическое лицо] обладая сведениями, составляющими коммерческую тайну, в том числе о планируемом сотрудничестве с Федеральной службой судебных приставов (далее – ФССП), в период оказания услуг учреждает компанию, деятельностью которой является проверка и оплата штрафов через онлайн-сервис «oplata-fssp.ru».

По мнению Заявителя, ООО «Простые платежи», управляющим которого является <…> [ИП], осуществило незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну Заявителя, что является непосредственным нарушением Соглашения о неразглашении.

ООО «Простые платежи» зарегистрировано 07.04.2016 г., единственным участником является <…> [физическое лицо].

Согласно статьи 14.7 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускается:

недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;

использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;

использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение выдается хозяйствующему субъекту в случае выявления признаков нарушения статьи 14.7 Закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Простые платежи» признаков нарушения статьи 14.7 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в разглашении и незаконного использовании исключительного права на сведения ООО «Узнать штрафы.ру», составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, Татарстанским УФАС России было выдано предупреждение ООО «Простые платежи» о необходимости в течение 10 дней с момента получения предупреждения прекратить незаконное использование исключительного права на сведения ООО «Узнать штрафы.ру», составляющие коммерческую, служебную тайну. Прекратить работу онлайн-сервиса: oplata-fssp.ru.

ООО «Простые платежи» предоставило в Управление письменное возражение на выданное предупреждение (вх.20686 от 27.12.2018г.), где Общество сообщает, что требования указанные в предупреждении не будут исполнены, так как, по мнению ООО «Простые платежи», они препятствуют законной деятельности Общества.

Согласно ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного был издан Приказ Татарстанского УФАС от 04.02.2018 г. № 01/44-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Простые платежи» по признакам нарушения статьи 14.7 Федерального закона 27.06.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в разглашении и незаконном использовании исключительного права на сведения ООО «Узнать штрафы.ру», составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.  

В ходе рассмотрения дела, в адрес Управления поступило заявление от ООО «Узнать штрафы.ру» об уточнении заявленных требований, а именно: ООО «Узнать штрафы.ру» просит Татарстанское УФАС России обязать ООО «Простые платежи» прекратить работу онлайн сервиса oplata-fssp.ru в части деятельности по оплате задолженностей по исполнительному производству о взыскании административных штрафов за нарушения правил дорожного движения.

Сторона Заявителя поддержала доводы которые были представлены в обращении (вх.9716/ж от 19.06.2018 г.), а именно то, что <…> [физическое лицо], обладая сведениями, составляющими коммерческую тайну, в том числе о планируемом сотрудничестве с ФССП, в период оказания услуг учреждает компанию, деятельностью которой является проверка и оплата штрафов через онлайн-сервис «oplata-fssp.ru».

Таким образом, по мнению Заявителя, ООО «Простые платежи» осуществило незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, что является непосредственным нарушением Соглашения о неразглашении корпоративной информации.

Также представителем ООО «Узнать штрафы.ру» в ходе рассмотрения дела №08-19/2019 было заявлено, что в рамках договора между ООО «Узнать штрафы.ру» и Стрункиным Д.Ю. об оптимизации программного кода и об оказании маркетинговых услуг, было соглашение о том, что переписка, которая осуществляется между сторонами имеет юридическую силу.

Ссылаясь на данный факт, Заявитель отмечает, что в общей переписке сотрудников ООО «Узнать штрафы.ру», в которой состоял <…> [физическое лицо], обсуждалось дальнейшее сотрудничество с ФССП.

Заявитель также указывает, что <…> [физическое лицо], когда ему было поручено организовать сотрудничество между ООО «Узнать штрафы.ру» и ФССП, выразил своё мнение в общей переписке о невозможности осуществления указанного действия, тогда как сам через шесть месяцев осуществил аналогичное самостоятельное сотрудничество с ФССП.

По итогам анализа представленной в Управление информации, между <…> [физическое лицо] и <…> [физическое лицо] (директор ООО «Узнать штрафы.ру») велась переписка в мессенджере «Телеграмм» от 2015 года (скриншоты сообщений имеются в материалах данного дела), в которой последний перечисляет направления развития сервиса по оплате штрафов ГИБДД. В данной переписке отсутствуют сведения и упоминания с ФССП.

Кроме того, согласно пояснениям представителя ООО «Простые платежи» и <…> [физическое лицо], после прекращения сотрудничества, Закиев В.А. с февраля 2018 года общался со <…> [физическое лицо], узнавал, как ведется работа с ФССП, уточнял информацию, а также спрашивал совета по организации сотрудничества с вышеуказанным органом, однако уже в июле того же года обратился с жалобой в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии Татарстанского УФАС России представитель заявителя сообщил, что подписание соглашения с ФССП было осуществлено в начале 2019 года и это заняло 4 месяца.

Согласно всему вышесказанному можно сделать вывод, что работы по интеграции с ФССП начались только в конце ноября 2018 года, следовательно, Заявитель не мог понести убытки, так как работы по сотрудничеству с ФССП не были начаты на момент подачи жалобы в антимонопольный орган.

К тому же на момент подписания договора на модернизацию кода, а именно от 01 июля 2016 года, <…> [физическое лицо] уже разрабатывал платежные сервисы. Более того ООО «Простые платежи» уже существовало и имело платежный сервис по жилищно-коммунальным услугам.

Данный факт подтверждается сведениями об участии в проектной деятельности <…> [физическое лицо] в ходе его работы в ЗАО (ООО) Барс Груп в период с 08.10.2012 по 19.06.2015.

Согласно вышеуказанным сведениям, <…> [физическое лицо] в ходе работы в ЗАО «Барс Груп» участвовал в таких проектах, как:

- Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

- Единая информационно-аналитическая система жилищно-коммунальных услуг Республики Саха-Якутия;

- Публичная часть системы для граждан: Электронное ЖКХ Республики Саха (Якутия);

- Комплекс публичной части системы для граждан: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.

Технологически указанные проекты были основаны на использовании следующих технологий:

- базы данных: MySQL, Oracle, MS SQL Server,

- языки программирования: dot.NET, PHP, Delphi, JavaScript,

И включали в себя:

- интеграцию с информационными системами органов государственной власти;

- интеграцию с информационными системами коммерческих учасников рынка ЖКУ;

- интеграцию с платежными сервисами кредитных организаций.

Также, отмечается, что функционал оплаты услуг в различных проектах реализовывался как путем интеграции платежных сервисов банков в код порталов, так и путем пересылки на платежные страницы банков-партнеров.

Кроме того, подробная инструкция по заключению соглашения с ФССП, описание сервисов и методов интеграции с ФССП лежит в открытом доступе на официальном сайте ФССП России и доступна всем.

К тому же, на заседаниях Комиссии Заявителю неоднократно предлагалось предоставить доказательства передачи <…> [физическое лицо] программных кодов сервиса оплаты штрафов ГИБДД, однако Заявитель утверждает, что восстановить переписку с передачей паролей для доступа к программному коду не представляется возможным, так как пароли не передавались в открытом виде, передавались в виде криптографически защищенных ключей или в виде специального уничтожаемого сообщения внутри защищенного канала.

В ходе анализа представленных документов  было установлено следующее: сервис ООО «Узнать штрафы.ру» акцентирован на оплату штрафов ГИБДД, а сервис ООО «Простые платежи» специализируется на оплате задолженностей перед ФССП РФ. Тем самым суммы собранные по штрафам ГИБДД и по задолженностям по исполнительному производству пополняют различные статьи бюджета Российской Федерации.

К тому же штрафы ГИБДД взыскиваются в казну, а задолженности ФССП – в пользу взыскателя. Судебные приставы не являются получателями платежей, а лишь группируют средства на транзитном счету для дальнейшего перечисления взыскателю. В части платежей, где получателем являются бюджеты РФ, также присутствуют различия. Согласно Бюджетному кодексу РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ код бюджетной классификации (КБК) представляет собой «группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

КБК платежей ФССП России – 32211***************;

КБК штрафов ГИБДД России – 18811***************.

Указанное различие подтверждает то, что указанные типы задолженностей граждан представляют разные доходы бюджета Российской Федерации и финансируют разные дефициты.

Тем самым осуществляя деятельность сервиса по оплате задолженностей перед ФССП ООО «Простые платежи» не могут принести убытки ООО «Узнать штрафы.ру», сервис которых специализируется на оплате штрафов ГИБДД.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения данного дела в связи с тем, что согласно материалам дела №08-19/2019, в действиях ООО «Простые платежи» отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, выразившиеся в незаконном использовании или разглашении информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, так как ООО «Узнать штрафы.ру» в итоге подписал соглашение о сотрудничестве с ФССП, но в начале 2019 года. Соответственно данное общество не понесло убытки от деятельности ООО «Простые платежи».

Действия ООО «Простые платежи» не были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, к тому же ООО «Узнать штрафы.ру» и ООО «Простые платежи» действуют на разных товарных рынках, так как Заявитель акцентирован на оплату штрафов ГИБДД, а сервис ООО «Простые платежи» специализируется на оплате задолженностей перед ФССП РФ. Тем самым суммы собранные по штрафам ГИБДД и по задолженностям по исполнительному производству пополняют различные статьи бюджета Российской Федерации и не пересекаются. Осуществляя деятельность сервиса по оплате задолженностей ФССП, ООО «Простые платежи» не причиняют убытки ООО «Узнать штрафы.ру».

Признаками нарушения антимонопольного законодательства являются: действия, которые совершались хозяйствующим субъектом – конкурентом, которые были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, а также противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, к тому же причинили или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации. Действия хозяйствующего субъекта не могут считаться актом недобросовестной конкуренции при отсутствии в его действиях хотя бы одного признака нарушения антимонопольного законодательства.

Заявитель не смог доказать, что <…> [физическое лицо] овладев информацией, которая составляет коммерческую тайну, передал данную в ООО «Простые платежи», которое впоследствии, необоснованно получило преимущество перед иными хозяйствующими субъектами конкурентами.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, иные доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Простые платежи» не приводят (не могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №08-19/2019, возбужденного в отношении ООО «Простые платежи» по признакам нарушения статьи 14.7 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в разглашении и незаконном использовании исключительного права на сведения ООО «Узнать штрафы.ру», составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны