Предупреждение №АШ-06/3740 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-22/2024 о прекращении действий (бездейст... от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/3740 от 18.04.2024 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило заявление (вх. № 12446 от 23.11.2023) содержащее обстоятельства, свидетельствующее о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии со статьями 23, 24, 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанским УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

По итогам рассмотрения обращения, а также изучения представленных документов Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ на официальном сайте Российской Федерации https://zakupki.gov.ru размещено 0111300060622000050 на предмет разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны для сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории пос. Белопахотный Мензелинского муниципального района РТ.

Цель оказания услуг - обоснование изменения (сокращения) размеров санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) сибиреязвенного захоронения. Согласно техническому заданию на разработку проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения оказание услуги делится на три этапа работ.

В соответствии с техническим заданием закупки 0111300060622000050 заказчиком, на этапе работ установлено требование о необходимости: 

- в подаче документов (материалов) обоснования санитарно-защитной зоны скотомогильника, на возможность сокращения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»;

- в заключение Контракта с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению;

- в получение экспертного заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему СЗЗ и направления в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан для получения предварительного заключения.

- в проведение совместных работ со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в части обоснования размера СЗЗ сибиреязвенного захоронения.

Исходя из особых условий технического задания заказчиком также установлено требование о необходимости проведения работ по обоснованию размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения, включающих в себя: осмотр сибиреязвенного захоронения, санитарно-эпидемиологическую разведку с целью определения объема исследований и точек отбора проб почвы совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 №52-ФЗ).

Согласно пункту 1023 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" лабораторные исследования клинического, секционного и полевого материала при подозрении на сибирскую язву проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с материалом, заражённым или подозрительным на заражённость возбудителем сибирской язвы.

Пунктом 1024 СанПиН 3.3686-21 все работы с материалом, подозрительным на заражённость возбудителем сибирской язвы, включая отбор, транспортировку и подготовку материала для исследований, проводятся в соответствии с требованиями главы IV СанПиН 3.3686-21, в том числе, пунктом 134 предусмотрено требование о наличии лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, для организаций, подразделения которых выполняют работы с возбудителями инфекционных заболеваний I-IV групп патогенности (опасности) (сибирская язва – это острая особо опасная зоонозная бактериальная инфекционная болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности).

Взятие материала из сырья животного происхождения и из объектов окружающей среды проводится в тех случаях, когда необходимо установить источник возбудителя инфекции или фактор его передачи, выявить наличие микроба на территориях почвенных очагов, в том числе сибиреязвенных захоронений и моровых полей (пункт 1029 СанПиН 3.3686-21). Решение об исследовании материала сырья, продукции животного происхождения и из объектов окружающей среды принимается органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Отбор материала и его упаковку осуществляют специалисты организаций, обеспечивающих осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1030 СанПиН 3.3686-21).

Исследования материала с целью обнаружения возбудителя сибирской язвы проводятся в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с ПБА II группы патогенности (пункт 1078 СанПиН 3.3686-21).

Таким образом, исходя из пояснений Роспотребнадзора РТ и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» следует, что на территории Республики Татарстан деятельность, связанную с использованием возбудителей сибирской язвы в части исследований объектов окружающей среды (почвы, подземных вод), вправе осуществлять 3 лаборатории: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан, ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на указанную деятельность.

А также, оценку эпидемиологической опасности сибиреязвенного захоронения и прилегающей к нему санитарно-защитной зоны проводят научно-исследовательские институты Роспотребнадзора, такие как ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии», ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт», а также региональные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

Оценка опасности почвенных очагов сибирской язвы проводится на основе комплексного анализа эпизоотологической и эпидемиологической ситуации, характеристики почвенного очага, а также природных, социальных и биологических факторов риска с применением методов ретроспективного эпидемиологического анализа. То есть для ее проведения необходимы специальные познания в области эпидемиологии.

Таким образом, комплексную оценку эпидемиологической опасности сибиреязвенных захоронений вправе проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на проведение такой оценки в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 и МР 3.1.0232-21.

При этом, Татарстанское УФАС России полагает, что фактическое указание Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ при проведении закупки 0111300060622000050 на конкретную организацию по выдаче экспертного заключения на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему СЗЗ, по проведению совместных работ в части обоснования размера СЗЗ сибиреязвенного захоронения, а также по заключению контракта на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению без каких-либо уточнений или оговорок, относящихся к рекомендационному характеру может повлечь за собой ошибочное восприятие потенциальными исполнителями о недопустимости проведения таких работ иными надлежащими в установленном порядке субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Менезлинского муниципального района РТ признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в указании на конкретную организацию по выдаче экспертного заключения на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему СЗЗ, по проведению совместных работ в части обоснования размера СЗЗ сибиреязвенного захоронения, а также по заключению контракта на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению без каких-либо уточнений или оговорок, относящихся к рекомендационному характеру Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следующим образом:

1) учесть замечания антимонопольного органа, изложенные в настоящем предупреждении и в дальнейшем, при проведении закупочных процедур на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения, прекратить указание в техническом задании конкретной организации без каких-либо уточнений или оговорок, относящихся к рекомендационному характеру;

2) совершить действия по принятию/разработке соответствующего муниципального акта, регулирующего порядок проведении закупки на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения;

3) организовать и провести совещание по разъяснению и поддержанию профессионального образования должностных лиц Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ, занятых в сфере технической подготовки и проведения аукционов на предмет разработки проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<...> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны